ЯЛТИНСКИЙ ВОДОВОДНЫЙ ТОННЕЛЬ

Компиляция по материалам газет, интервью и интернет-статей Украины и России

          Проблема снабжения городов и посёлков ЮБК пресной водой всегда была очень острой. Воды не хватало, а год от года потребление росло … Реки на южных склонах Главной гряды рек маловодны, и на некоторых режимы течения изменены и зарегулированы. Например, вода Учан-Су, направленная по трубам, питает Могабинское водохранилище, а у села Изобильного на Улу-Узене – создано Изобильненское водохранилище. При разработке планов развития Южного берега Крыма, начиная с 30-х годов прошлого столетия, учитывалась концепция водообеспечения этого региона, в основу которой были положены следующие основные тезисы: - создание крупных водохранилищ для запаса воды с использованием стоков рек ЮБК технически невозможно и экономически нецелесообразно; - с учетом резко прогрессирующего количества потребителей воды эффективным является гарантированное водообеспечение ЮБК с помощью тоннельных водоводов, проложенных через южную гряду Крымских гор. Нецелесообразность создания крупных водохранилищ для запаса воды с использованием стоков рек ЮБК обосновывалась наличием следующих факторов: - необходимо отчуждать большие площади ценных рекреационных земель; - строительство водохранилищ на ЮБК может создать угрозу для экологической безопасности региона в силу геологических особенностей региона, наличия большого количества оползней и угрозы их активизации в результате гидротехнического строительства; - для строительства водохранилищ на ЮБК с гарантированной экологической безопасностью необходимы дополнительные капитальные вложения, которые значительно превышают альтернативные варианты водообеспечения с использованием воды, подаваемой через тоннельные водоводы.

          Одновременно с этим, северные склоны Главной гряды богаты реками и там есть долины, где запасы воды можно аккумулировать. Бельбек - наиболее многоводная река Крыма. Она образуется из слияния двух рек - Биюк-Узенбаш и Манаготра. Ниже в Бельбек впадают слева притоки Кучук-Узенбаш и Коккозка. Так родился проект по переброске вод с северных склонов Главной гряды на Южные. В верховьях Бельбека в 60-х годах создано крупный гидротехнический комплекс – Ялтинский тоннель и на притоке Манаготра сооружено Счастливинское водохранилище. Для этого течение Манаготры над селом Счастливое (Биюк-Узенбаш) было перекрыто плотиной и буквально за один сезон заполнилось. Высотой зеркала воды водохранища - около 395 метров над уровнем моря. А в толще Главной гряды был пробит тоннель длинной 7460 метров, и по этому тоннелю вода самотеком поступала в Ялтинский гидроузел с высотой 360 метров над уровнем моря. Высота горного массива, в котором пробит водовод, достигает 1270 метров над уровнем моря.

          Ялтинский тоннельный водовод был построен по проекту института "Укргипроводхоз", генподрядчик - трест "Крымводстрой", а субподрядчик – севастопольское СУ-528. Ныне оно входит в ООО "Харьковметрострой" Украинской государственной корпорации "Укрметротоннельстрой" и является ведущим предприятием по своему направлению не только в Севастополе, но и в Крыму.

          Строительное управление N 528—организовано в соответствии с постановлением N 811сс Совета Министров СССР от 15 февраля 1956 г. и приказом N 169 Минтрансстроя СССР от 18 февраля 1956 г., как предприятие п/я А-3861. В первые годы своей деятельности оно было строго засекречено, потому что основными задачами стоявшими перед управлением были, прежде всего, строительство и реконструкция шахт, подземных сооружений специального назначения, других подземных объектов и работ. Главной же задачей, объясняющей, для чего и создавалось строительное управление, было строительство подземного завода для ремонта подводных лодок в Балаклаве. После окончания его строительства было введено в строй много подземных сооружений и шахт как в Севастополе, Крыму, так и за его пределами. Всего около двухсот объектов: строительство и реконструкция штолен винзаводов "Коктебель", "Новый Свет", "Абрау- Дюрсо", Инкерманского завода марочных вин, Севастопольского винзавода, огромный по объему и сложнейший в инженерном отношении подземный командный пункт Черноморского Флота в Алсу, 16 лифтоподъемников на Южном берегу Крыма, автодорожный туннель в районе Симеиза, несколько туннелей на трассе Северо- Крымского канала и многие другие и наконец, семикилометровый Ялтинский водоводный туннель для подачи воды в г. Ялту. Строительство тоннельного семикилометрового водовода было закончено в 1964 году и обошлось государству в 22 миллиона рублей. Пока не был построен тоннель под Ла-Маншем, крымский считался одним из самых больших в Европе. Водой снабжалась не только Ялта, а и все населенные пункты и санатории -- от Гурзуфа до Фороса. Рассчитан тоннель изначально был на 50 лет эксплуатации.

          Однако уже в 1979 г. тоннельный водовод начал вызывать у специалистов беспокойство: в его бетонной "рубашке" появились трещины. В 1988 году в отдельных местах почти трехсантиметровые трещины достигали 20-метровой длины. Больше всего пострадала южная часть тоннеля. Дело в том, что на южном участке тоннель проходит через пласты аргиллитов, которые обладают свойством набухания при их увлажнении или соприкосновении с влажным воздухом. Кроме набухающих глин, на тоннельную отделку действует горное давление и сейсмические нагрузки.

          Тогда харьковский "УкркоммунНИИпроект" разработал проект строительства дублирующего водовода, примерно параллельно старому, длиной 7253 метров.... Проходку тоннеля планировалось выполнять в четыре этапа и сдать в эксплуатацию новый водовод через 3,5 года. Планировалось возвести перемычки между новым и старым тоннелями, чтобы можно было направить воду по новому водоводу и приступить к ремонту старого. Первая перемычка на расстоянии 800 м от начала тоннелей, вторая должна быть построена на расстоянии 2,6 км.

          Но с распадом СССР финансирование было прекращено, и строительство заморозили... К 1995 году проходчиками Тульской строительной организации было пройдено всего 1615 метров. Причем забетонировано было только 140 метров, остальную часть нового тоннеля временно закрепили железобетонными тюбингами. Недостроенный тоннель стал потихоньку разрушаться. Те, кто отвечал за водоснабжение Ялты, забили тревогу. Были созданы межведомственной комиссии с участием ведущих специалистов десятков ведомств, которые подтвердили: в незаконченном тоннеле "наблюдается интенсивная деформация временного крепления по всей длине горной выработки. На отдельных участках горизонтальное смещение элементов временного крепления в 20 раз превышает допустимые нормы. Консервация или приостановление строительства нового тоннеля невозможны, так как он находится в непосредственной близости от действующего и его разрушение неминуемо приведет к дальнейшему разрушению действующего водовода, а то и к полному прекращению подачи воды. На действующем водоводе достаточно небольшого обвала, чтобы авария привела к экологической катастрофе". На некоторых участках разрушен лоток, по которому течет вода.

          Что же предложили специалисты? В качестве временной меры достаточно в недостроенном туннеле отремонтировать 643 метра временного крепления и "одеть" в железобетонную рубашку 1475 метра водовода. После этого соединить его со старым и пустить воду в обход самого разрушенного участка. Ориентировочная стоимость этих работ - около 3 млн. гривен. Для окончания же строительства нового водовода надо изыскать в госбюджете около 100 млн. гривен.

          На 1998 г. потребность в питьевой воде, удовлетворявшаяся за счет пресной воды, подаваемой по тоннельному водоводу из Загорского и Счастливинского водохранилищ, рассчитана была на суточное потребление не менее 100 тыс. м3 воды в сутки. Исходя из прогноза потребности в обеспечении населения города, а также курортно-рекреационных учреждений Большой Ялты, годовая потребность в воде составляет 27 млн. м3 воды.

          Для гарантированного обеспечения Большой Ялты водой Комплексной программой социально-экономического развития Большой Ялты, как курорта общегосударственного значения, и утвержденной Постановлением Кабинета Министров Украины от 5 января 1998 г. № 9, предусмотрен был комплекс мер по строительству новых и реконструкции действующих объектов водообеспечения: реконструкция быстротока и наращивание плотины Загорского водохранилища, реконструкция водовода от Загорского до Счастливинского водохранилища, реконструкция Южного портала действующего тоннеля и завершение строительства нового, наращивание плотин Счастливинское-1 и Счастливинское-2, а также строительство Солнечногорского водохранилища и Зеленевского водохозяйственного комплекса.

          В 2001 году, когда из госбюджета Украины в качестве субвенции было выделено 2,2 млн. гривен, строители СУ-528 полностью освоили эти деньги, благодаря чему "одели" в бетонную рубашку ещё 400 метров выработки.

          Однако устойчивое водоснабжение Большой Ялты в перспективе до 2005 г. не могло быть гарантировано без отсутствия должного финансирования.

          Изучались и альтернативные варианты водообеспечения с использованием южного стока крымских гор. Имеющиеся данные по стоку рек Хоста-Баш, Быстрая, Водопадная, Авунда и других рек ЮБК свидетельствуют о наличии достаточных ресурсов воды нужного качества для удовлетворения потребностей населения Большой Ялты и отдыхающих... Предлагалось создание хранилищ пресной воды в крупных металлических или железобетонных емкостях по 35 тыс. м3, которые собираются в компактный модуль и располагаются на шельфе ЮБК (первый модуль в 700-800 м от устья впадения р. Хоста-Баш в море). Предварительные изыскания позволяли сделать вывод о технической возможности создания такого сооружения. Каждое хранилище должно покрываться стойкими покрытиями с внутренней и внешней стороны. Рельеф шельфа и небольшая глубина моря (порядка 40 м) позволяют установить 70-80 емкостей. При этом 40 м – подводная часть и 10 м – надводная часть. На поверхности этих емкостей можно устанавливать платформы размером 350х70 м, которые являются несущей конструкцией для возведения на них целого ряда сооружений. Кроме варианта вертикально стоящих емкостей может быть рассмотрен вариант хранения воды в трубах диаметров 3 м и длиной до 100 м и т.д. Подобные сооружения уже созданы в Японии, странах Персидского залива. Несравненно большие масштабы имеют конструкции на глубоководном шельфе в Северном море, Мексиканском заливе и в других регионах мира. Как правило, эти сооружения используются в качестве оснований для глубоководных бурильных установок. Непосредственным аналогом предлагаемого в проекте сооружения является подводное нефтехранилище на шельфе в Персидском заливе. Предварительная оценка экономической эффективности проекта позволяет отдать явное предпочтение варианту обеспечения гарантированного снабжения Ялты водой с использованием стоков рек южных склонов Крымских гор.

          Июль 2005. Крымский финансовый портал на материалах информагентства «Контекст-Медиа»

          Кабмин Украины готов выделить Ялте 4,1 млн. гривень на строительство водовода. В ближайшее время Кабинет Министров Украины может подписать распоряжение о выделении 4,1 млн. грн. на строительство второго водоводного тоннеля между Счастливинским водохранилищем и Ялтинскими водоочистными сооружениями. Об этом агентству сообщил директор предприятия «Горводоканал» (г. Ялта) Дмитрий Намяк. По его словам, работы по строительству второго тоннеля начались около 10-ти лет назад и периодически прерывались из-за отсутствия средств. На сегодняшний день пробито 2,2 км тоннеля из необходимых 7-ми км. Как сообщил Д.Намяк, если Кабмин выделит указанные средства, их хватит на строительство первой смычки между новым и старым тоннелями водовода. Первую смычку планируется возвести на расстоянии 800 м от начала тоннелей. Тогда на этом участке можно будет пустить воду по новому водоводу и приступить к ремонту старого. Вторая смычка должна быть построена на расстоянии 2,6 км, на эти работы необходимо еще 12 млн. грн. Как отметил Д.Намяк, вопрос финансирования этой части работ пока остается открытым.

Последнее обновление информации - июль 2005

Обзорная  ]  [  Горы  ]  [  Города  ]  [  Дворцы  ]  [  Музыка  ]  [  Книги  ]  [  Люди  ]  [  Кунсткамера  ]  [  Карты  ]  [  Отчёты  ]   [  Гостевая  ]   [  Ссылки  ]

Hosted by uCoz