РОДНИКИ АРХАДЕРЕССЕ, ов. Арка-дере, балка Бугазсская

Один из вариантов подъёма на хребет Токлук-сырт описан в путеводителе "Эчки-Даг" (Клюкин А. А., Корженевский В. В., Щепинский А. А. Симферополь: изд-во "Таврия", 1990 г.) в главе, посвящённой маршруту "ИЗ СУДАКА В СОЛНЕЧНУЮ ДОЛИНУ ПО ХРЕБТУ ТОКЛУК".

Второй вариант - с севера, по грунтовке, начинающейся с асфальтового перевала Синор (N44 53 19.5 E35 04 08.1/ 325 м), направление движения - на ЮЗ. От шоссе до выхода на яйлу хребта идти 1 км. Далее на ЗЮЗ до пер. Килиса, где игнорируем дорогу вправо в Айванскую долину. Продолжаем путь как шли по южному склону хребта, дорога называется Кабарта-йол. На следующем перекрёстке (пер. Архадерессе), если влево, то это спуск в Богатовку (Токлук). Но мы обогнув верховье балки, идём по дороге на ЮЗ вдоль сосновых посадок. Слева левое верховье оврага Арка-дере (Арха-дересы, Архадересская). Где-то дальше встретится тропка, уходящая влево вниз. Возможно, она спускается в Богатовку через родник, являющийся истоком сезонного ручейка в левом верховье. Но мы идём дальше до перекрёстка дороги с тропой. Вверх на З и как бы прямо, она уходит на гребень хребта и к вершине Манджил-кая (498,3 м). Другое направление этой тропы - влево вниз вдоль левого берега правого верховья - овраг Арка-дере. Тропа старая, набитая и удобная для спуска. Сухое русло в нескольких метрах справа. Но вот, прямо в тропе натыкаемся на выход воды ...

РОДНИК НА ТРОПЕ N 44°52'15.1''/E 35°02'04.8''/235 м над у.м./WGS-84
Примерно через 500 м от упомянутого перекрёстка, прямо на тропе 3 января 2010 г. наблюдался слабый, скорее всего сезонный родничок. Набрать можно было кружкой. Пригодна для питья. Вода немного течёт по тропе, а потом по каменным слоистым уступам, стекает в русло оврага, где то исчезает, то появляется.

ДЛЯ ПРОЕКТА ЮРИЯ ЕЗЕРСКОГО "РОДНИКИ КРЫМА"
Другие источники воды поблизости:
© Топонимия, привязка к карте: Игорь Белянский
© SL, Моя коллекция родников Крыма
точки родников - rd ARHADERESSE-1 и rd ARHADERESSE-2
Дальше тропа выходит к месту слияния двух верховьев оврага Арка-дере.

РОДНИК В ЛЕВОМ ВЕРХОВЬЕ
N 44°52'21.8''/E 35°02'11.2''/275 м *
Левое верховье представляет из себя лесистый овраг, русло которого состоит из сплошных микро-уступов, легко проходимых. Самый нижний (см. фото), примерно 1,5-метровый, обходится орограф. правым бортом. 3 января 2010 г. по нему струился или сочился жалкий ручеёк, который и привлёк внимание к этому красивому месту. На уступах есть мох и отложения травертина. Возможно, что летом здесь абсолютная сушь, а ранней весной красивый ручей. На топонимической карте И.Л. Белянского это место называется урочище Каябаш-дерелер. И где-то вверху, по его предположению, должен быть водоём Чубаркан-голь. Возможно, это он и питает данный ручеёк. К сожалению, добраться от места слияния верховий до истока этого ручейка, терпения не хватило, поэтому координаты (*) даны приблизительные, снятые с карты.
родничок на тропе, левый борт оврага Арха-дересы
Немного ниже каменистого места слияния верховий оврага, уже в общем русле, растёт камыш и болотисто. Тропа здесь переходит на правый берег оврага, обходит болотце и пересекая уже хороший ручей (удобное место набора воды) снова возвращается на левый борт под известняковую стенку уступа. Далее тропа выходит к молодым виноградникам на полевую дорогу.
Если ваш маршрут не в Миндальное, а в Судак через родник Манджил-чокрак, то в каком-то месте надо покинуть дорогу вдоль виноградника и снова спуститься в балку Архадерессе по заросшей тропке и перейти на правый борт. 3 января в месте перехода вода в ручье была, причём на вид чистая.
Тропа в сторону родника Маджил-чокрак начинается по голому сланцевому откосу с отпечатками человеческих следов ...
под уступом можно набрать воды для питья