ДЛЯ ПРОЕКТА ЮРИЯ ЕЗЕРСКОГО "РОДНИКИ КРЫМА"
РОДНИК У "РАЗВ. МОНАСТЫРЯ", Двуякорная бухта
N 44°58'24.5''/E 35°20'16.1''/79 м над у.м., WGS-84

Слабый родничок находится к СЗ от пер. Джан-Кутаран и точно показан на 500 метровой карте Генштаба ВС СССР - лист L36-107-Г "Орджоникидзе".
В Атласе "Путешествуем по горному Крыму" 2007-2008 гг. на стр.15 показан неверно, не в той балке и это заметно, если привязывать его к вершине Джан-Кутаран 238,2 м.
К роднику можно подняться от шоссе Насыпное - Южное - Орджоникидзе: по обеим сторонам балки к перевалу идут сходящиеся грунтовки. Родник примерно в 600-х метрах от трассы. Столько же будет, если спускаться с перевала.
Обе стороны пологой балки террасированы сосной, где можно пристроиться с 1-2 местной палаткой. В русле балки вокруг родника лиственный лесок. Над родником есть зелёные стол и лавки, заметные издалека (родник посещался 01.01.2010 г.). Относится ли к этому месту красная надпись "Родничок" в Атласе и значок разрешённого "места отдыха" - не понятно, т.к. на месте значка находятся технические сооружения связи.
Вода чистая, в небольшом количестве дегустировалась, показалась тепловатой при окружающей температуре воздуха +5..+7° С. Нужны данные по дебиту в засушливое время года.
Название родника условное, на основе военнной верстовки 1889 г. Сам родник там не показан, но присутствует надпись "Разв. Монастыря".
Кто знает его сегодняшнее или прошлое название, пишите!
По сведениям Karlovich:
- сезонность родника "у развалин" - летом от "еле капает" до пересыхающего;
- Орджоникидзевский лесничий Виктор, оборудовавший указанное место отдыха, поставил на повороте со "Старой дороги" на грунтовку, идущую мимо родника на телевышку (БС операторов мобильной связи), указатель - "Место отдыха Молла-Оглы-Чокрак - Источник Сына Священника".
Но если обратиться к карте П.И. Кеппена, видим, что данное название привязано совсем к другому оврагу, к левому верховью Султановской балки, т.е. это окрестности с. Южного (Султановка).
В напечатанном в Симферополе в 1906 году первом издании "Полный русско-татарский словарь" (крымско-татарского наречия) Османа Заатова есть перевод слова "кутаран" - Спаситель, а также Спасительный.

спуск к роднику с левого борта
01 января 2010 г.
ДОПОЛНЕНИЕ ноябрь 2022 г.
На сайте "Неизвестный Крым" размещена информация о фонтане Иоанна Крестителя около развалин средневекового монастыря в балке Джан-Кутаран. Это новодел взамен монастырского фонтана. Как и старинный, новый фонтан должен снабжаться водой выше описываемого родника. На Викимапии есть описание и два фото родника 7 летней давности. На них видно, что выход воды вскрыт и в него встроена металлическая бочка. Очевидно, дальше вода идёт по трубе в новый фонтан. К сожалению, в последние годы он не действует. Возможно, водопровод нарушен или пересох сам родник.
Про развалины средневекового монастыря предлагаю статью геолога, доцента кафедры геоморфологии ЛГУ Ивана Ивановича Бабкова (1891 - 1971), опубликованную в 1939 г.

Бабков И.И. Очерки по исторической и культурной географии Крыма. Водоснабжение армянского монастыря XV века в Двуякорной бухте у Феодосии // Известия Государственного географического общества. Т. 71. Вып. 7, стр. 1043-1049, М. Л., 1939.
П. Кеппен в «Крымском сборнике» несколько раз упоминает о развалинах армянской церкви при Двуякорном кордоне близ Феодосии, в которой он видел армянские надписи, высеченные в стене около алтаря.
Неоднократно экскурсируя по восточному Крыму, я несколько раз посещал эти развалины и, осмотрев их, убедился в том, что они представляют собою весьма, интересный памятник не только с точки зрения истории и эпиграфики, но и в других отношениях.
Армянский монастырь в Двуякорной бухте, как показали мои довольно поверхностные наблюдения, хорошо снабжался водою, и его водопровод, ныне частично разрушенный, являясь, до известной степени, типичным для подобных сооружений в восточном Крыму, заслуживает особого внимания и изучения.
Первый раз я осматривал эти развалины в 1927 г. мимоходом, по дороге в Янышарскую бухту и дер. Султановку, совместно с феодосийским археологом П. Н. Заболоцким.
Тогда же я впервые увидел и рассмотрел надпись на древне-армянском языке, высеченную на камне сбоку алтаря, следы крестов над нею и чрезвычайно изящную капитель пилястра, поддерживающую арочку свода перед алтарем.
Стены этой церкви были сильно повреждены, алтарная стена в нижней части совершенно разрушена, а на самом верху зияла громадная трещина.
В 1928 г. я снова предпринял экскурсию в Двуякорную бухту для осмотра развалин церкви и снятия эстампажа с надписи, так как опасался, что сентябрьское землетрясение 1927 г. могло вызвать полный завал всей алтарной стены и разрушение надписи, которая, как известно, до сих пор ещё никем не была прочтена.
Церковь находится на склонах хребта Биюк-Янышар, на противоположной от Феодосии стороне Двуякорной долины, приблизительно в 12 км от города.
Добраться туда лучше всего по шоссе, идущему из Феодосии мимо бывш. немецкой колонии Герценберг, мимо Феодосийского горнокультурного лесничества, и спускающемуся в Двуякорную долину и к мысу Киик-Атлама.
Уже перевалив через хребет Тете-обА, расположенный к югу от Феодосии, можно хорошо разглядеть на противоположной стороне долины белеющие стены развалин.
После спуска по шоссе зигзагами в долину (пешком можно идти короче по тропинкам), примерно в середине её надо свернуть с шоссе вправо по следам проселочной дороги, идущей между небольшими холмами с обнажающимися на их вершинах колоссальными каменными глыбами, производящими впечатление циклопической кладки.
Минуя холмы; дорога идёт полем по дну довольно широкой плоскодонной аллювиальной долины и, оставляя вправо небольшой хуторок, подводит нас прямо к церкви.
Развалины расположены на боковом склоне хребта Биюк-Янышар, и устье небольшой балочки,(1) загибающейся далее влево, в глубь него.
Хребет продолжается к юго-востоку и заканчивается далеко выступающим в море мысом Киик-Атлама.
По следам бывшей некогда здесь крутой дороги легко подняться на небольшой холмик-террасу, почти сплошь густо заросший выгоревшими на солнце (август) желто-серо-зелёными кустиками юзерлыка (Peganum harmala L.), этого типичного крымского сорняка.
Землетрясение, как и следовало ожидать, не прошло бесследно для этих забытых развалил: трещина увеличилась, упала значительная часть алтарной стены, и обрушились камни свода над алтарем. Боковая же колонна-пилястр с интересовавшими меня капителью и надписью уцелела.
Массивные стены до 1 м толщиною, солидная кладка и немалые размеры всего сооружения заставляют думать, что здесь была известная и богатая обитель, которая, по сравнению с современными развалинами, занимала безусловно большую площадь, со значительными хозяйственными постройками.
Эта догадка сразу же получает подтверждение, лишь только мы начнём внимательно разглядывать окружающее развалины пространство.
Кустики юзерлыка, в изобилии покрывающие всё пространство вокруг церкви, служат прекрасным путеводителем и ясно очерчивают площадь, некогда занятую постройками.
Прежде всего видно, что к северу от церкви был расположен комплекс зданий, и фундаменты ограды очерчивают пространство 45 х 35 м, примыкающее непосредственно к церкви. С западной стороны, невдалеке ещё сохранились стены до 1 м высотою отдельно стоящего строения. Повсюду к северу и западу от церкви следы обширных фундаментов. К югу от церкви — современное кладбище: две-три могилы, одна за железной решёткой с чугунными украшениями.
За поворотом балочки влево (вверх по течению), на пригорке, жёлтый четырехугольник юзерлыка свидетельствует, что и здесь располагалось сооружение, не меньшее бывшего внизу.
Хотя стен и нет, так как камень, их слагавший, уже давно растащен, тем не менее следы фундамента явные, и их можно легко заметить. Он очерчивает квадрат около 30 х 30 м с пересекающимися внутри стенами и перегородками, а в юго-восточной части его отчётливо вырисовывается внутренний полукруг (следы абсиды).
С наружной стороны так же, как и у нижних развалин, стена четырехугольная, т. е. наружной абсиды нет. Выше на холмике отдельные набросы камня — может быть, следы могил. Как около верхних, так и около нижних развалин попадаются черенки глиняной средневековой поливной посуды.
На склоне хребта Биюк-Янышар, в направлении к морю от устья балки Джан-Кутаран, также находятся следы строений. Возможно, что они также входили в состав всей группы сооружений.
Остановлюсь на интереснейшем сооружений этого комплекса строений — водопроводе.
Вблизи церковки, недалеко от современных могил, имеются остатки небольшой стены, как бы подпорной, примыкающей к холмику. Можно предположить, что это следы заглохшего теперь фонтана.(2)
-------------
1 - Балка так же, как и находящаяся рядом вершина отрога хребта Биюк-Янышар, носит название Джан-Кутаран (спасение души — по-татарски).
2 - По местной терминологии фонтаном называют здесь обделанный кладкой источник. Иногда выход воды расположен на значительном расстоянии от такого фонтана и соединён с ним трубопроводом.
Для разрешения этого вопроса я принялся за тщательное изучение микрорельефа местности и проследил по склонам холма небольшой окаймляющий его уступ, внутри которого можно было заподозрить присутствие водопроводного канала, идущего из балочки. Общие условия рельефа и предварительное знакомство с геологией местности не позволяло мне предполагать, в ближайшем соседстве с фонтаном, наличие выходов значительных источников воды. Прослеживая упомянутый уступ по направлению к балочке, я скоро нашёл подтверждение своим догадкам, так как дальше была видна неглубокая канавка, по которой сочилась вода.(3) Чьи-то досужие руки вскрыли канал, сняли прикрывавшие его сверху плоские камни и, в поисках источника воды и, повидимому, гончарных труб, разорили древний водопровод, устроенный с большим терпеньем и искусством. Обломки этих труб встречаются здесь по дну всей балочки.
Канал огибает холм, идёт по лощинке, но не везде по самому дну её, а несколько сбоку, становится всё сырее и сырее; наконец, в нём показывается вода, и он превращается в уширенное углубление, обложенное камнями, где воду можно черпать. Однако главный источник ещё не здесь. Канал продолжается далее, принимает в себя слева и справа ещё три струи, заметные по концам гончарных труб, торчащих из-под выходов известковых скал, извивается по дну лощинки и шагах в пятистах от нижних развалин заканчивается небольшим бассейном, аккуратно обложенным крупными, тесаными камнями. Здесь, несомненно, голова древнего армянского водопровода. Выше никаких искусственных сооружений не было замечено, хотя лощинка продолжается далее к вершине хребта. Поднимаясь по балочке, начинаешь встречать выходы на поверхность конгломератов; полоса их идёт здесь вдоль хребта, и они, повидимому, являются вместилищем грунтовых вод. Галька конгломератов очень крупная, это по большей части валуны мраморовидных известняков; цемент же их довольно рыхлый, песчаный, пористый.
Получается ли здесь вода путём конденсации влаги в пористых слоях конгломератов хребта Биюк-Янышар, или же они служат только вместилищем и регулятором дождевых вод — могут показать детальные гидрогеологические исследования, а сейчас можно сказать только, что строители водопровода использовали полностью все ресурсы родников балки.
Поскольку водопровод был доступен для осмотра, план его удалось выявить, и он оказался несложным. Строители, обнаруживая в различных местах боковых склонов балки выходы родниковых вод, из питающих их конгломератов (или на границе водоупорных пластов), заботливо расчищали каждую отдельную струйку, заключали её в гончарную трубу и присоединяли все выходы к одной общей линии главного водопровода, снабдив её двумя смотровыми колодцами (головным и средним) и закончив фонтаном в самом низу.
Я не мог углубить своих наблюдений более детальным изучением условий выхода грунтовых вод, не имел также возможности проследить, как использовались ливневые воды, стекавшие непосредственно по склонам и дну балки.
Задернованные склоны и дно балки свидетельствуют, повидимому, о незначительном стоке и слабой размывающей деятельности подобных вод. Однако внизу балки, вблизи фундаментов, примыкающих к строениям монастыря, видны следы небольшого квадратного бассейна или колодца. Весь он заполнен набросанными туда обломками камней, и мне не удалось определить точно его назначение. Возможно, что здесь было ещё какое-то сооружение или колодец, куда стекали избытки вод.
-------------
3 - Описываемая далее картина относится к наблюдениям 1928 г. В 1934 г. я застал здесь иное положение: источник (расположенный выше) был расчищен, и вниз мимо монастыря в долину был устроен временный водопровод из железных дюймовых труб для снабжения работавшей в долине артели рабочих. Для этой цели внизу была поставлена большая деревянная колода, из которой воду брали бочками. В 1935 году, по моим указаниям, экспедиция ГАИМК, работавшая под руководством проф. В.В. Данилевского и археолога Е. В. Веймарна, произвела здесь раскопку линии водопровода, значительно уяснив его расположение. Материалы раскопок хранятся в ГАИМК.

Изложенное позволяет сделать некоторые выводы как частного, относящегося к монастырю, порядка, так и общего.
Древний армянский водопровод в настоящее время разрушен; некоторые детали его устройства ещё не выявлены; однако план постройки, обломки гончарных труб, размеры обслуживаемого им комплекса сооружений показывают, что он был сделан солидно и с большим знанием дела. Его конструкция, замысел и выполнение, в общем, напоминают водопроводные сооружения, прослеживаемые на хребте Тете-ОбА в балочках, идущих к Феодосии — средневековой Каффе.
Такие же водопроводы мне удавалось наблюдать в армянском монастыре Сурб Хач близ Старого Крыма и в бывш. Топловском монастыре. Все они устроены, в сущности, по одному плану и свидетельствуют о большом уменье использовать и сохранить влагу и о большой заботливости древнего населения этих мест, проявляемой к вопросам водоснабжения, о громадном интересе к малейшим признакам воды.
Водопровод и связанные с ним сооружения армянского монастыря невелики.
Проследить и выявить отдельные детали его устройства не представляет больших трудностей. Являясь своеобразным типом, напоминающим в миниатюре сложную систему водопроводов древней Каффы, он позволит нам, при детальном его изучении, разгадать до сих пор ещё не вполне ясный способ снабжения водой этого города, и поэтому его обследование имеет громадный научный и практический интерес.
Всем известно, как остро стоит вопрос с водою в восточном Крыму. Феодосия и её ближайшие окрестности, Двуякорная бухта, поселок Коктебель — местности, промышленное, культурное и курортное строительство которых испытывает большие затруднения из-за отсутствия или недостатка воды.
Вопрос о снабжении водой здесь разрешался с очень давних времён, и в средние века, во времена расцвета генуэзских колоний в Крыму, было положено немало труда и проявлено много искусства в деле устройства сооружений, в которых использовалась малейшая капля просачивающейся воды.
Последовавшие за временами генуэзцев и турок события, запустение турецкой Каффы после присоединения Крыма к России в 1783 г., стёрли из памяти населения сведения о приёмах разыскивания и сохранения воды, и многовековой опыт был утрачен.
Впоследствии около этого вопроса здесь создалось немало легенд о былом богатстве края водою, вначале совершенно простых и наивных, потом же принявших quasi-научный облик, но по существу оставшихся такими же легендами обывательского характера (Зибольд).
Надеясь в ближайшем будущем ещё раз вернуться к вопросу о водоснабжении Феодосии и рассмотреть его с точки зрения природных возможностей и ресурсов феодосийских гор, приходится сказать, что, конечно, при современных темпах и запросах он не разрешится путём устройства подобных водопроводов.
Однако несомненно, что надлежащая постановка всего вопроса в целом и использование старого опыта с обязательным выяснением параллельно вопроса о конденсации влаги из воздуха, значительно облегчит положение части населения окраин города, не имеющих водопровода, и обеспечит снабжение их водой, хотя бы для некоторых технических и хозяйственных надобностей.
Задачу следует ставить и разрешать возможно шире, не как составление описания типа средневековых водосборных сооружений, а как проблему водоснабжения. Поэтому археологические, чисто регистрирующие исследования следует соединить с обязательным одновременным тщательным обследованием и изучением хребта Тете-ОбА в гидрологическом и геоморфологическом отношениях.
Эти обследования феодосийских гор, на которых располагались водосборные сооружепия генуэзской и турецкой Каффы, позволят вынести решения о способах получения воды для питания водопроводов путем ли конденсации атмосферной влаги или скрупулезного собирания малейших выходов родниковых вод и их заботливой охраны. Попутно выявятся, несомненно, и данные для разрешения вопроса о водохранилищах для сбора ливневых вод.
Заканчивая, остановлюсь ещё на дате сооружения водопровода в армянском монастыре Двуякорной долины.
Устное предание с давних пор называет развалины церкви в Двуякорной долине монастырем, и это название, как видно, можно считать вполне обоснованным.(4) Находка верхней группы строений заставляет считать, что они вместе с нижней составляли нечто целое и некогда находившийся в Двуякорной долине армянский монастырь имел значительные (относительно) размеры.
Это подтверждается следами довольно солидной дороги, значительным водопроводом и сравнительно большим пространством, на котором набросаны отдельные камни и видны остатки фундаментов, может быть, остатков бывших здесь келий, дома настоятеля, служб и пр.
Местоположение всего комплекса очень красивое — на северо-восток видны море, мыс Ильи и часовня на нём, к северу — Двуякорная долина (долина деревни Султановки), а за нею рыже серый голый хребет Тете-ОбА.
Положение нижней группы открытое, заметное издали, верхней — более уединённое, так как холм закрывает здесь горизонт почти со всех сторон и только на северо-западе видны холмы центральной части Султановской долины.
Армяне, расселившиеся в Крыму, преимущественно в окрестностях Феодосии и Старого Крыма, представляли уже во времена генуэзцев крупную торговую буржуазию и не жалели средств на постройку церквей и монастырей.
Многочисленные и многолюдные армянские поселения в этой части Крыма дали название этому краю «Приморской Армении»: Armenia maritima — генуэз­ских актов.
«Наши именитые и знатные люди покрыли церквами и монастырями развалины и горы, которые простираются от Карабазара (ныне Карасубазар) до Сурката (Солхата, ныне Старый Крым)» — говорит старинная заметка в армянской Четьи-минее.
П. Кеппен, в том же «Крымском сборнике», сравнивая постройки греческих и армянских храмов, говорит, что армяне строили храмы более значительные, чем греки, так как они были, но его мнению, «или достаточнее, или щедрее».
Широкая дорога, фонтан, следы довольно обширного двора у нижней группы развалин, нечто вроде площадки перед нею, дают право заключить, что это место считалось особенно чтимым и сюда совершались многолюдные паломничества.
Несомненно, что перед нами следы комплекса строений довольно крупного поселения, носящего культовый характер, — вернее всего монастыря, типа старо­крымского армянского монастыря Сурб Хач или феодосийского св. Анны (ныне разрушен).(5)
Уединённое положение построек среди ландшафта однообразных и тусклых серо-желтых и грязно-зелено-коричневых глинистых холмов хребта Биюк-Янышар, имеющих издали бархатистый вид от покрывающей их низкой травы, своеобразный уют всей группы, несомненно, окружённой когда-то виноградниками и садом, наличие родников воды, очень редкое в этом районе, — указывает, что строители обладали большим уменьем выбирать места для построек и большим художественным чутьем и вкусом.
Материал постройки — почти без исключения местный камень-дикарь.
Некоторые тесаные камни в углах, остатки карнизов, особенно капители пилястров, обрамления ниш у алтаря взяты не из ближайших окрестностей.
Это нуммулитовый известняк, встречающийся в этом районе около Феодосии и деревни Насыпкой, и, следовательно, материал привозной.
Султановская долина. Балка Джан-Кутаран. Раскоп №2. Линия  раскопанной магистрали. Вид с западного склона  балки.
Султановская долина. Балка Джан-Кутаран. Раскоп №2. Линия раскрытой водопроводной магистрали. Вид с юга.
Султановская долина. Балка Джан-Кутаран. Раскоп №7. Расчистка головного водосборного сооружения.
------------
4 - На карте П. Кеппена это место названо Текие (монастырек — по-татарски), на одновёрстной карте — «Развалины монастыря» (с этим можно связать упомянутое выше название — Джан-Кутаран), а на трёхвёрстной (вообще изобилующей ошибками) — «Кордон Двуякорный».
5 - Церковь (часовня) на мысе Ильи, видная отсюда, считается издавна греческой, но я обнаружил вблизи неё, у часовни на бывшем православном кладбище, большую плиту со следами армянской надписи и семиугольной розеткой. Повидимому, и эта церковь была армянской, около армянского же кладбища, и православная церковь Ильи построена на развалинах бывшей при кладбище армянской церкви.

... Таким образом развалины на склонах Биюк-Янышара в Двуякорной (Султановской) долине представляют собою остатки средневекового армянского монастыря, постройки первых лет XV века, а может быть, и конца XIV века.
Сравнительное безлюдье и малая посещаемость этой местности в настоящее время дают некоторую уверенность, что развалины сохранятся ещё долгое время, но всё же следует подумать об охране этого интересного комплекса строений XIV—XV веков, о его съёмке и описании, так как обилие камня, да ещё тёсаного, служит большим соблазном для окрестного населения.
Настоящая статья увидит свет благодаря любезной помощи и поощрению двух лиц: акад. И. А. Орбели, внимательно отнесшегося к моим попыткам чтения надписи и окончательно её расшифровавшего, и проф. В. В. Данилевского, способствовавшего тому, чтобы мой доклад о древних водопроводах был поставлен и обсуждён на заседании Кафедры исторической технологии ГАИМК. Обоим моя искренняя и сердечная благодарность.
Ленинград.

В 1935 г. раскопками водопровода занималась Феодосийская экспедиция РАН. Фотографии, которые я привожу здесь, а также краткая информация об экспедиции, позаимствованы мною с сайта Института истории материальной культуры РАН:
"Феодосийская экспедиция 1935 г. продолжила изучение техники водоснабжения древнего Крыма.  В 1935 года  проводились обследования древних водопроводных систем на склонах Тепе-Оба (Балка I (Ильинская), Балка II (Карантинная), Балка III (Генуэзская), Балка IV (Митридатская), Балка V (Бака-Теш), Балка VI, Балка VII (Пелюхина), Балки VIII-X, Балка XI (Дуранте)) и раскопки древнего водопровода в балке Джан-Кутаран, был составлен сводный план остатков водопроводных сооружений. Сотрудники экспедиции изучали водопроводную магистраль у развалин армянского монастыря XV в. на склонах хребта Биюк-Янышар. Сверхплана они осуществили разведки в г. Судак, обследовали фонтаны в Феодосийском районе, занимались изучением вопросов конденсации атмосферной влаги и эпиграфических материалов, связанных с памятниками древнего водоснабжения, а также работали в архивах.
Экспедицией руководил сотрудник ГАИМК В. В. Данилевский. В состав экспедиции входили сотрудник Исторического музея Е. В. Веймарн, работники Феодосийского музея Н. С. Барсамов, П. Н. Заболоцкий и Е. М. Тарасенко. Содействие экспедиции оказывали сотрудники Крымской геоморфологической экспедиции Ленинградского Университета И. И. Бабков, Д. И. Корзо, О. В. Бугоркова."

В "народный картах" Wikimapia и Яндекса предпринимаются попытки закрепить за фонтаном-новоделом название Кайгадорский, по названию Кайгадорских ворот на одной из дорог на въезде в Каффу (Феодосию). Первоисточником является "Устав для Генуэзских колоний в Черном море изданный в Генуе в 1449 г." в виде перевода, опубликованный В.Н. Юргевичем в ЗООИД №5 1863 г.:
"О военном надзирателе ворот Кайгадорских и его жаловании / De Capitaneo Caihadores et eius salario/."
Про ворота см. страницы 629, 700 и 824.
Замечу, что никто из археологов и историков не связывает это название с каким-либо географическим объектом к югу от Феодосии. Напротив, предполагается, что Кайгадорские (Кайадорские) ворота находились вблизи башни Св. Константина, т.е. на северной оконечности оборонительной стены города.
Предположение о названии монастыря в балке Джан-Кутаран опубликовано в работах Т. Э. Саргсян "Монастырь Святого Антона близ Кафы" (Вестник Матенадарана. № 24. Ереван, 2017, (на армянском языке) и О. Х. Халпахчьян "Архитектура крымских армян", Симферополь, 2019 г.:
"Монастырь в Двуякорной бухте – единственная из известных армянских обителей в Крыму, в которой существовало две церкви. Это обстоятельство, а также наличие колодца, каменного ограждения с башнями, ветряной мельницы, построек учебного и хозяйственного назначения дали основание идентифицировать памятник с известным армянским монастырём Святого Антона, находящимся вблизи Кафы. Последний пережил пик своего расцвета во второй четверти XV столетия при настоятеле вардапете Саркисе. В монастыре действовала семинария, в которой наряду с другими предметами студенты изучали схоластику. Здесь функционировал также скрипторий, где свои рукописные книги создавали известные писцы Тадэос Авраменц, Кристосатур, оксэнт и другие. Вардапет Саркис был известной личностью своего времени и возглавил армянскую делегацию на Ферраро-Флорентийском соборе 1438–1439 годов."
Добавлю, что в 14 веке в Кафе имя Святого Антония носили маяк - "... et un phare dedie a Saint-Antoine" и башня, используемая для хранения архива городской Коммуны - "... la tour Saint-Antoine depot des archives de la Commune" (Michel Balard. La Romanie genoise. 1977-78).
 
Другие источники воды поблизости:
1. Родник на восточном склоне г. Джан-Кутаран и "родники" в бухте Тихая (см. форум ТК МАНГУП)
2. Фонтан на хребте Кучук-Енышар
3. Родник Кады-кой (Лягушка), массив Кара-Даг
_____________________________________
© AllBeauty + SL, 2010 январь, 2022 дополнение
© Топонимия, привязка к карте: Игорь Белянский
© SL, Моя коллекция родников Крыма
Балка Джан-Кутаран. Траншея перед засыпкой.
Балка Джан-Кутаран. Армянская надпись в монастыре. 1405 год.