ДЛЯ ПРОЕКТА ЮРИЯ ЕЗЕРСКОГО "РОДНИКИ КРЫМА"
ФОНТАН И КОЛОДЕЦ АЗИЗА ГАЗЫ-МАНСУР,
окрестности Бахчисарая
фонтан - N 44°44'23,5''/E 33°55'07,9''/364 м над у.м.
колодец - N 44°44'23,1''/E 33°55'13,6''/385 м над у.м.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО: СМ. СТРАНИЧКИ МОНАСТЫРСКИЙ ИСТОЧНИК И КАРАИМСКИЙ ФОНТАН

Это один из фонтанов, которым пользовались жители Чуфут-кале для снабжения города питьевой водой. Фонтан многократно упоминается в описаниях Чуфут-кале, но нет ни одного старого источника, ранее 1927-1928 годов, где бы приводилось его название.
Проблему снабжения жителей крепости водой затрагивает в своих записках турецкий путешественник Эвлия Челеби ("Книга путешествия. 1666-1667". Перевод и комментарии Е.В. Бахревского. Симферополь, 1999 г.):
"... В этой крепости совсем нет ни рынка, ни базара, ни лавок, ни хана, ни бань, ни садов и виноградников, ни воды. Всю воду привозят на ослах снизу, из ущелья Хаджи. В древние времена были построены цистерны. Теперь они без употребления.
... Из этой Чуфут-кале вниз идет дорога в сад Ашлама, принадлежащий достославным ханам, эта дорога идет мимо родников в Эски Саладжик. Спуск тянется вниз на 4 тысячи шагов. Этот недостойный спустился там пешком и подсчитал шаги. Через 2 тысячи шагов, возле родников находится великая святая могила шейха Мансура Медини".
В этом описании имеется странная путаница в местоположении объектов. Очевидно, что ущелье Хаджи, это одно из названий балки Майрум-дере, находящейся к Ю от Чуфут-кале. А вот сады Ашлама, считается, находились к С в ущелье Ашлама-дере. Из караимской литературы известно, что воду возили с Ю подножия Чуфут-кале. Из текста Челеби выясняется, что родники были и в балке Ашлама-дере. Они снабжали водой летний ханский дворец Ашлама-сарай. Так в каком же ущелье и возле каких родников находилась "великая святая могила шейха Мансура Медини"? О каких цистернах пишет Челеби?

Русский путешественник А.Н. Демидов в своих записках "Voyage dans la Russie meridionale et la Crimee ..." (Paris, 1842) на странице 367 пишет про Deux fontaines - 2 фонтана:
"... Cependant nous montions par un etroit chemin sur le roc vif et glissant. Deux fontaines, situees sur le penchant de la montagne, fournissent les eaux necessaires a Tchioufout-Galeh; c'est pourquoi une procession continuelle d'anes et de mulets, charges de longues et tres-etroites barriques, descend et remonte tout le jour sur le sentier."
В издании 1853 г. "Путешествие в Южную Россию и Крым через Венгрию, Валахию и Молдавию, совершенное в 1837 году, Анатолием Демидовым", при переводе на русский язык "Deux fontaines" употреблено "двух источников", что не является ошибкой перевода:
"... Между тем мы продолжали взъезжать по каменистой, весьма скользкой тропинке. Жители Чиуфут-Галега пользуются водою из двух источников, вытекающих на скате горы. По этой причине, в продолжении целого дня, по горе беспрерывно движутся, то вверх, то вниз, целые вереницы лошаков и ослов, навьюченных длинными, очень узкими бочонками. Чиуфут-Галег виднелся в нескольких стах футах над нашими головами; домы его расположены у самого края пропасти; так что страшно смотреть на них."

Про легенду о шейхе Мансуре есть краткое упоминание в статье И.С. Журьяри "Поездка в ближайшие окрестности Бахчисарая", написанной для сборника ИТУАК №9 за 1890 год, стр. 111:
"В заключение считаю нелишним сообщить о следующих двух записанных мною в Бахчисарае легендах, из которых одна связана с татарским монастырём "Газы-Мансур", расположенным в долине Чуфут-Кале … Рассказывают, что упомянутый монастырь построил Хан Менгли Гирей на том самом месте, где были убиты и похоронены три дервиша: Газы-Мансур, Ших-Халим и Ших-Рамазан, явившиеся сюда с полчищами татар, с целью изгнать проживавшее в Чуфут-Кале население".

"В 1969-1975 годах Владимир Николаевич Гуркович, работавший тогда в Крымском краеведческом музее, на основе личной инициативы провел ряд экспедиций, тщательно обследовав остатки чудом сохранившихся мусульманских кладбищ. Он обнаружил кладбище Газы Мансур под Чуфут-Кале ..." - С.М. Червонная. Возвращение крымскотатарского народа: проблемы этнокультурного возрождения. Крымскотатарское национальное движение. Том 4: 1994-1997 годы. Под ред. М.Н. Губогло, М., 1997.
Сам же Гуркович поправляет Червоную:
"... Без ложной скромности горжусь, что мне в 1968–1969 гг. пришлось работать в Бахчисарайском музее ...
Из сказанного следует уточнить, что кладбище Газы Мансур обнаружил не я. Я первым сделал попытку научного описания руинированного некрополя. ... "

В настоящее время в комплекс азис Газы-Мансур входят: фонтан в стене, арка ворот, лестница на кладбище, могильные татарские надгробия, руины текие дервишей, сухой колодец и развалы межевых стен, ограждавшие территорию с запада и востока.
Очевидно, первоначально на месте какого-нибудь сада с колодцем появилось мусульманское кладбище - среди надгробий есть камни 1428-1438 гг. периода правления Хаджи-Гирая. Текие построено при его сыне Менгли-Гирае. Неизвестно, когда был построен фонтан в стене, к которому вода самотёком по гончарным трубам подводилась от монастырского источника в балке Кизиль-дерья (название см. С.А. Бейм "Память о Чуфут-кале", 1862). Скорее всего, постройка фонтана изначально не была связана с кладбищем и азисом: он был устроен для водоснабжения общины Чуфут-кале. Осмелюсь предположить, что единовременно было произведено каптирование источника и постройка от него двух водопроводов в монастырь под Успенскую скалу и в придорожный фонтан-стену. Трубки фонтана расположены на высоте, удобной для налива воды в емкости, притороченные к бокам осликов-водовозов.

В августе 1913 года состоялся визит Российского Императора Николая II, его сестры Ольги и дочерей Ольги, Татьяны и Анастасии в Бахчисарай, Чуфут-Кале и Успенский монастырь. В журнале "Караимское слово" №11-12, Вильно, 1914 г. было описано "Посещение Государем Императором Чуфут-Кале". Покидая крепость через ворота Кичик-Капу гости направились вниз. По пути изволили интересоваться историей караимов и нынешним их местопребыванием в Евпатории, причем объяснения имел счастье давать С.Э. Дуван. У нижнего Чуфут-Кальского фонтана Николай II выпил предложенную из него воду, а затем, простившись с принимавшими его караимами, отбыл через Бахчисарай в Ливадию.
Очевидно, речь шла о Караимском фонтане на роднике Карай-чокрак. В таком случае, верхним Чуфут-Кальским фонтаном нужно считать фонтан Газы-Мансур!!!

Нижняя дорога из Бахчисарая в Чуфут-кале пройдя мимо фонтанов Караимского и Газы-Мансур подходит к арке кладбищенских ворот и переходит на правый борт оврага. Вот как об этом описано в путеводителе "Крым" издания КОЕиЛП 1914 г. ("путеводитель Бумбера"):
"Дальше тропинка довольно круто поднимается влево к обитым железом воротам города. Около мостика через овраг вправо - лестница к "теккие", в котором похоронен мусульманский святой Газы-Мансур, по преданию, будто 6ы один из учеников Магомета. Влево круто поднимается тропинка к воротам города".

В 1929 году в сборнике ИТОИАЭ, том III (60) был опубликован отчёт У. Боданинского, Б. Засыпкина, О. Акчокраклы о раскопках мечети XIV века на Чуфут-кале в 1928-29 гг. Фонтан впервые поименован как Газы-Мансур. В отчёте есть любопытная информация о ремонте стены фонтана Газы-Мансур и о находках в 1927 году:
"... при внимательном просмотре надгробных памятников, хранящихся во дворе Бахчисарайского музея, наше внимание привлекли две мраморные капители (рис. 4, 5) прямоугольной формы, близкие по размерам к искомым нами для мечети в Чуфут-Кале. Эти две капители привезены в музей от подножья Чуфут-Кале и найдены в кладке позднейшего фонтана у могилы "Газы-Мансур", при его ремонте в 1927 г.
... При раскопках в мечети найдены осколки мрамора и среди них фрагменты от капителей с вполне идентичным материалом и техникой и трактовкой аканта, как у этих. Это также подтверждает наше предположение, что капители фонтана Газы-Мансур были раньше на плато Чуфут-Кале в мечети и каким-то образом оказались сброшенными с его утесов вниз ..."
Действительно, глядя на стену фонтана, замечаешь не только граффити, следы вандализма и неаккуратного ремонта, но и отсутствие каких-либо элементов мусульманской архитектуры. Интересно, как выглядел фонтан до изъятия из него капителей?! Почему их изъяли из стены?

Тогда же название попадает в путеводитель "Крым" КОЕиЛП 1929 г.:
За бывшей монастырской усадьбой - фонтан Газы-Мансур, от которого начинается подъём по довольно крутой тропе, идущей влево, на Чуфут-Кале. С правой стороны небольшое здание - это теккие (молитвенный дом), где похоронен мусульманский святой (азис) Газы-Мансур и где представляют интерес намогильные памятники второй половины XIV века (в ограде)".

В путеводителе Е. Вавилова и В. Дьякова "По горам Крыма", издание ОГИЗ, 1931 г. упоминаются 2 фонтана. Очевидно, речь идёт о Караимском фонтане и фонтане Гази-Мансур:
"... Начиная от Бахчисарая, наш путь, минуя окраины города, доходит до цыганского посёлка Салачик и свертывает вправо в ущелье Мерьям-дере, в котором, на месте бывш. Успенского монастыря, расположена колония Собеса. Здесь - интересная церковь и церковные службы, высеченные в отвесной скале. Дальше дорога, извиваясь в тени ореховой рощи, приводит к крытому водоему, у которого дорога раздваивается: одна идет вправо через ореховую рощу вверх и дальше к Тепе-Кермену, другая свертывает влево и, минуя два фонтана, круто взвивается вверх к развалинам старинного города Чуфут-Кале, расположенного на высоком плато...
... Boдой необходимо запастись у фонтана перед под'емом на Чуфут-Кале, так как дальше воды нет."

Через 40 лет в путеводителе 1971 г. "Туристские тропы Крыма" В.А. Махневой и Г.С. Сергеевой фонтан упоминается, но уже ничего не сказано о наличии воды:
"... Дорога уводит дальше на восток, мимо фонтана Газы-Мансур. Когда-то от него поднимались по горной тропе девушки с кувшинами, мужчины возили воду в бурдюках в город на высоком плато. Отсюда уже хорошо видны оборонительные стены Чуфут-Кале, и тёмные дыры пещер, расположенных в несколько ярусов. ..."
По слухам, фонтан Газы-Мансур действовал до 1960-70-х годов. Все последующие упоминания о фонтане как о недействующем. В путеводителе Е.В. Нагаевской "Бахчисарай" 1979 года: "... Пройдя мимо заброшенного фонтана Газы-Мансур, ...". В путеводителе 2004 г. "Пещерные города Крыма" А.Г. Герцена и О.А. Махневой-Чернец так описывают это место: "... Вначале подъёма по дну ущелья справа откроется выложенная тёсанным камнем ниша бывшего фонтана. В последние века существования города это был главный источник водоснабжения. Чуть дальше - полуразрушенная ограда с недавно реставрированным проемом ворот, ведущих к старому мусульманскому некрополю "Газы-Мансур".

Ю.И. Шутов в статье "Родники Джуфт Кале" на сайте караимского общества (2011 г.) рассказывает о гидротехнических сооружениях, которыми пользовались жители города-крепости и объясняет схему подвода воды к фонтану Газы-Мансур:
"... Замечательный родник Гази-Мансур находится на расстоянии около 200 м (по прямой) южнее малых ворот Кале. Выход родника приурочен к левому борту балки Марьям Дере. Сейчас - это жалкие обломки двух сухих трубок, торчащие из подпорной каменной стенки над дорогой к Кале. Чуть выше по балке находится одноименное старое мусульманское кладбище …
Обломки торчащих трубок - это конец водовода, ведущего от родника, расположенного около 350 м к юго-западу. Здесь устроен каптаж. От него современный водовод ведет к Успенскому монастырю. А прежде часть воды поступала по древнему водоводу из гончарных труб к искусственному роднику Гази Мансур".

Сейчас, водовод к фонтану вскрыт и демонтирован. На поверхности нет ни фрагментов керамических труб, ни металлических. Канава постепенно затягивается грунтом. Мне неизвестно, была ли это попытка возобновить подачу воды в фонтан и по какой причине она осталась незавершенной.
Приведённые выше литературные источники, упоминающие о 2 источниках и 2 фонтанах, относятся к XVII-XX векам. Но люди здесь селились и жили и в до-татарский период. В результате археологических раскопок 1946 г. под руководством зам. директора Бахчисарайского Музея Пещерных Городов Павла Петровича Бабенчикова (1882-1947) и сотрудника экспедиции Евгения Владимировича Веймарна (1905-1990) на ЮЗ склоне Чуфут-кале выявлены сармато-аланский катакомбный могильник V-VII вв. и грунтовые захоронения до-татарского населения XI-XIII вв. Естественно, тогдашние обитатели города-крепости пользовались водой источников в ущелье. Из отчёта и дневника П. П. Бабенчикова:
"... Пещера с "крестом", зачищенная на месте второго случайного провала в почве ... Пещера эта не одинока в данном месте: несколько ниже ее и еще ближе к воде (старинный источник, снабжавший водой весь Чуфут-кале и поддерживаемый ныне) видны остатки ряда пещерных сооружений ...
... Зачищенная же большая зерновая яма (тоже не единственная здесь, судя по выявляющимся вокруг следам) должна принадлежать жителям поселка, существовавшего в районе "пещеры с крестом", о котором упоминалось выше и который существовал впереди Малых Ворот Чуфут-кале, на дороге к ближайшей воде. Поселок также до-татарского населения, так как в татарское время на всем этом месте было обширное мусульманское кладбище, перебросившееся частично и на противоположный склон балки за азис Газы-Мансур и выше. ...
10.V.1946 г. С утра этого дня работа была переброшена выше по дороге того же склона Чуфут-Кале, к месту, где недавно провалилась пасшаяся корова. Нужно было поторопиться ликвидировать эту "ловушку". Место это через балочку прямо против старого фонтана у Газы-Мансура".
Раскопки были продолжены П. П. Бабенчиковым в 1947 году, а после его смерти возобновлены Е. В. Веймарном в 1948 г.

Большая часть водопровода от родника к фонтану и сам монастырский источник находятся за пределами кладбищенского комплекса. Его границы показаны на карте-верстовке Военно-Топографического Депо Генштаба топосъёмки 1890-х годов.


необычное  архитектурное решение  для устройства фонтана - простая стена
две трубки, торчащие из стены, и автограф Зорба М.Т.
остатки дренажной ямы под стеной фонтана для отвода падающей воды
фонтан-стена, вид спереди, февраль 2016
вход на кладбище Газы-Мансур
татарские надгробия вокруг развалин текие
ритуальный колодец с реконструированным навершием
траншея, оставшаяся от попыток возобновить подвод воды к фонтану
траншея, оставшаяся от попыток возобновить подвод воды к фонтану
обломок трубы, ранее отводившей воду от фонтана через дорогу в овраг
обломок трубы, ранее отводившей воду от фонтана через дорогу в овраг
граффити на боковой стене -  Черный Виктор
граффити на стене фасада - Т Нейманъ
граффити на боковой стене - П. Зубарев
Арка входа на кладбище Газы-Мансур - современная реконструкция. За ней лестница, откопанная в начале 2000 годов.
фонтан Газы-Мансур на фото 1928 г. из фонда БИКАМЗ
из очерков ''Красавица Таврида'' 1910 года А. Чеглока
Иллюстрация из очерков А. Чеглок "Красавица Таврида", издание К.И. Тихомирова, Москва, 1910 г.






PS
В сборнике "Мирас - Наследие", том 3, 2017 г. опубликовано уникальное фото фонтана у Азиза Газы-Мансур из фондов Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника.
Фонтан полуразрушен, но вода из трубки течёт! Над трубкой видим свод галереи. Обрушение фасада могло произойти под действием осадков, так как склон над фонтаном почти лишён растительности.

Другие источники воды поблизости:
1. Фонтан в Успенском монастыре
2. Фонтан и родник Карай-чокрак
3. Монастырский источник в овраге Кизиль-дерья
4. Фонтан Юсуф-чокрак (пересыхающий)
5. Родники в Гроте Черепаха, в Большом Гроте Кыз-кермен
__________________________________
© SL, 2016 февраль - май
© SL, Моя коллекция родников Крыма