ДЛЯ ПРОЕКТА ЮРИЯ ЕЗЕРСКОГО "РОДНИКИ КРЫМА"
ФОНТАН И КОЛОДЕЦ АЗИЗА ГАЗЫ-МАНСУР,
окрестности Бахчисарая
фонтан - N 44°44'23,5''/E 33°55'07,9''/364 м над у.м.
колодец - N 44°44'23,1''/E 33°55'13,6''/385 м над у.м.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО: СМ. СТРАНИЧКИ МОНАСТЫРСКИЙ ИСТОЧНИК И КАРАИМСКИЙ ФОНТАН

Это один из фонтанов, которым пользовались жители Чуфут-кале для снабжения города питьевой водой. Фонтан многократно упоминается в описаниях Чуфут-кале, но нет ни одного старого источника, ранее 1929 года, где бы приводилось его название.
Проблему снабжения жителей крепости водой затрагивает в своих записках турецкий путешественник Эвлия Челеби ("Книга путешествия. 1666-1667". Перевод и комментарии Е.В. Бахревского. Симферополь, 1999 г.):
"... В этой крепости совсем нет ни рынка, ни базара, ни лавок, ни хана, ни бань, ни садов и виноградников, ни воды. Всю воду привозят на ослах снизу, из ущелья Хаджи. В древние времена были построены цистерны. Теперь они без употребления.
... Из этой Чуфут-кале вниз идет дорога в сад Ашлама, принадлежащий достославным ханам, эта дорога идет мимо родников в Эски Саладжик. Спуск тянется вниз на 4 тысячи шагов. Этот недостойный спустился там пешком и подсчитал шаги. Через 2 тысячи шагов, возле родников находится великая святая могила шейха Мансура Медини".
В этом описании имеется странная путаница в местоположении объектов. Очевидно, что ущелье Хаджи, это одно из названий балки Майрум-дере, находящейся к Ю от Чуфут-кале. А вот сады Ашлама находились к С в ущелье Ашлама-дере. Из караимской литературы известно, что воду возили с Ю подножия Чуфут-кале. Но родники были и в Ашлама-дере. Они снабжали водой ханский дворец Ашлама-сарай. Так в каком же ущелье и возле каких родников находилась "великая святая могила шейха Мансура Медини"? О каких цистернах пишет Челеби?
Про легенду о шейхе Мансуре есть краткое упоминание в статье И.С. Журьяри "Поездка в ближайшие окрестности Бахчисарая", написанной для сборника ИТУАК №9 за 1890 год, стр. 111:
"В заключение считаю нелишним сообщить о следующих двух записанных мною в Бахчисарае легендах, из которых одна связана с татарским монастырём "Газы-Мансур", расположенным в долине Чуфут-Кале … Рассказывают, что упомянутый монастырь построил Хан Менгли Гирей на том самом месте, где были убиты и похоронены три дервиша: Газы-Мансур, Ших-Халим и Ших-Рамазан, явившиеся сюда с полчищами татар, с целью изгнать проживавшее в Чуфут-Кале население".

Описание комплекса "Газы-Мансур" есть на сайте Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника. В кладбищенский комплекс сегодня входят: фонтан в стене, арка ворот, лестница на кладбище, могильные татарские надгробия, руины текие дервишей, сухой колодец и развалы межевых стен, ограждавшие территорию азиза с запада и востока.
Очевидно, первоначально появилось мусульманское кладбище - среди надгробий есть камни 1428-1438 гг. периода правления Хаджи-Гирая. Текие построено при его сыне Менгли-Гирае. Вероятно, тогда же устраивается ритуальный колодец, а позднее и фонтан в стене. Вода самотёком по гончарным трубам подводилась от монастырского источника в балке Кизиль-дерья (название см. С.А. Бейм "Память о Чуфут-кале", 1862). Возможно, произошло это после выхода из Крыма христиан в 1778 г. и запустения Успенского монастыря, куда вода отводилась и прежде.

В августе 1913 года состоялся визит Российского Императора Николая II, его сестры Ольги и дочерей Ольги, Татьяны и Анастасии в Бахчисарай, Чуфут-Кале и Успенский монастырь. В журнале "Караимское слово" №11-12, Вильно, 1914 г. было описано "Посещение Государем Императором Чуфут-Кале". Покидая крепость через ворота Кичик-Капу гости направились вниз. По пути изволили интересоваться историей караимов и нынешним их местопребыванием в Евпатории, причем объяснения имел счастье давать С.Э. Дуван. У нижнего Чуфут-Кальского фонтана Николай II выпил предложенную из него воду, а затем, простившись с принимавшими его караимами, отбыл через Бахчисарай в Ливадию.
Очевидно, шла речь о Караимском фонтане на роднике Карай-чокрак. В таком случае, верхним Чуфут-Кальским фонтаном нужно считать фонтан Газы-Мансур !!!

Нижняя дорога из Бахчисарая в Чуфут-кале пройдя мимо фонтанов Караимского и Газы-Мансур подходит к арке кладбищенских ворот и переходит на правый борт оврага. Вот как об этом описано в путеводителе "Крым" издания КОЕиЛП 1914 г. ("путеводитель Бумбера"):
"Дальше тропинка довольно круто поднимается влево к обитым железом воротам города. Около мостика через овраг вправо - пе:тница к "теккие", в котором похоронен мусульманский святой Газы-Мансур, по преданию, будто 6ы один из учеников Магомета. Влево круто поднимается тропинка к воротам города".
Из путеводителя КОЕиЛП 1928 г.:
За бывшей монастырской усадьбой - фонтан Газы-Мансур, от которого начинается подъём по довольно крутой тропе, идущей влево, на Чуфут-Кале. С правой стороны небольшое здание - это теккие (молитвенный дом), где похоронен мусульманский святой (азис) Газы-Мансур и где представляют интерес намогильные памятники второй половины XIV века (в ограде)".

В путеводителе Е. Вавилова и В. Дьякова "По горам Крыма", издание ОГИЗ, 1931 г. упоминаются 2 фонтана. Очевидно, речь идёт о Караимском фонтане и фонтане Гази-Мансур:
"... Начиная от Бахчисарая, наш путь, минуя окраины города, доходит до цыганского посёлка Салачик и свертывает вправо в ущелье Мерьям-дере, в котором, на месте бывш. Успенского монастыря, расположена колония Собеса. Здесь - интересная церковь и церковные  службы, высеченные в отвесной скале. Дальше дорога, извиваясь в тени ореховой рощи, приводит к крытому водоему, у которого дорога раздваивается: одна идет вправо через ореховую рощу вверх и дальше к Тепе-Кермену, другая свертывает влево и, минуя два фонтана, круто взвивается вверх к развалинам старинного города Чуфут-Кале,  расположенного на высоком плато...
... Boдой необходимо запастись у фонтана перед под'емом на Чуфут-Кале, так как дальше воды нет."

Чуть ранее, в 1929 году в сборнике ИТОИАЭ, том III (60)  был опубликован отчёт У. Боданинского, Б. Засыпкина, О. Акчокраклы о раскопках мечети XIV века на Чуфут-кале в 1928-29 гг. Там есть любопытная информация о ремонте стены фонтана Газы-Мансур и о находках в 1927 году:
"... при внимательном просмотре надrробных памятников, хранящихся во дворе Бахчисарайскоrо музея, наше внимание привлекли две мраморные капители (рис. 4, 5) прямоугольной формы, близкие по размерам к искомым нами для мечети в Чуфут-Кале. Эти две капители привезены в музей от подножья Чуфут-Кале и найдены в кладке позднейшего фонтана у могилы "Газы-Мансур", при его ремонте в 1927 r.
... При раскопках в мечети найдены осколки мрамора и среди них фрагменты от капителей с вполне идентичным материалом и техникой и трактовкой аканта, как у этих. Это также подтверждает наше предположение, что капители фонтана Газы-Мансур были раньше на плато Чуфут-Кале в мечети и каким-то образом оказались сброшенными с его утесов вниз ..."
Действитеьно, глядя на стену фонтана, замечаешь не только граффити, следы вандализма и неаккуратного ремонта, но и отсутствие каких-либо элементов мусульманской архитектуры. Интересно, как выглядел фонтан до изъятия из него капителей?! Почему их изъяли из стены?

В работе "Пещерные города Крыма" Путеводитель, Таврия-Плюс, 2004 г. Герцен А.Г. и Махнева-Чернец О.А. так описывают это место:
"... Вначале подъёма по дну ущелья справа откроется выложенная тёсанным камнем ниша бывшего фонтана. В последние века существования города это был главный источник водоснабжения. Чуть дальше - полуразрушенная ограда с недавно реставрированным проемом ворот, ведущих к старому мусульманскому некрополю "Газы-Мансур".
Из текста понятно о какой нише идёт речь - о стене фонтана с двумя трубками.

"В 1969-1975 годах Владимир Николаевич Гуркович, работавший тогда в Крымском краеведческом музее, на основе личной инициативы провел ряд экспедиций, тщательно обследовав остатки чудом сохранившихся мусульманских кладбищ. Он обнаружил кладбище Газы Мансур под Чуфут-Кале ..." - С.М. Червонная. Возвращение крымскотатарского народа: проблемы этнокультурного возрождения. Крымскотатарское национальное движение. Том 4.: 1994-1997 годы../ Под ред. М.Н. Губогло, - М., 1997.
Сам же Гуркович поправляет Червоную:
"... Без ложной скромности горжусь, что мне в 1968–1969 гг. пришлось работать в Бахчисарайском музее ...
Из сказанного следует уточнить, что кладбище Газы Мансур обнаружил не я. Я первым сделал попытку научного описания руинированного некрополя. ... "

Ю.И. Шутов в статье "Родники Джуфт Кале" на сайте караимского общества (2011 г.) рассказывает о гидротехнических сооружениях, которыми пользовались жители города-крепости. Среди них и фонтан Газы-Мансур:
"... Замечательный родник Гази-Мансур находится на расстоянии около 200 м (по прямой) южнее малых ворот Кале. Выход родника приурочен к левому борту балки Марьям Дере. Сейчас - это жалкие обломки двух сухих трубок, торчащие из подпорной каменной стенки над дорогой к Кале. Чуть выше по балке находится одноименное старое мусульманское кладбище …
Обломки торчащих трубок - это конец водовода, ведущего от родника, расположенного около 350 м к юго-западу. Здесь устроен каптаж. От него современный водовод ведет к Успенскому монастырю. А прежде часть воды поступала по древнему водоводу из гончарных труб к искусственному роднику Гази Мансур".

И большая часть водопровода от родника к фонтану, и сам монастырский источник, находятся за пределами кладбищенского комплекса. Его границы показаны на верстовке Военно-Топографического Депо Генштаба 1890-х годов.
По слухам, фонтан Газы-Мансур действовал до 1960-70-х годов ...
Другие источники воды поблизости:
1. Фонтан в Успенском монастыре
2. Фонтан Карай-чокрак (недействующий)
3. Монастырский источник в овраге Кизиль-дерья
4. Фонтан Юсуф-чокрак (пересохший)
5. Родники в Гроте Черепаха, в Большом Гроте Кыз-кермен (пересыхающий)
__________________________________
© SL, 2016 февраль - май
необычное  архитектурное решение  для устройства фонтана - простая стена
две трубки торчат из стены
остатки дренажной ямы под стеной фонтана для отвода падающей воды
фонтан-стена, вид спереди, февраль 2016
вход на кладбище Газы-Мансур
татарские надгробия вокруг развалин текие
ритуальный колодец с реконструированным навершием
траншея, оставшаяся от попыток возобновить подвод воды к фонтану
траншея, оставшаяся от попыток возобновить подвод воды к фонтану
обломок трубы, ранее отводившей воду от фонтана через дорогу в овраг
обломок трубы, ранее отводившей воду от фонтана через дорогу в овраг
граффити на боковой стене -  Черный Виктор
граффити на стене фасада - Т Нейманъ
граффити на боковой стене - П. Зубарев
Арка входа на кладбище Газы-Мансур - современная реконструкция. За ней лестница, откопанная в начале 2000 годов.