ДЛЯ ПРОЕКТА ЮРИЯ ЕЗЕРСКОГО "РОДНИКИ КРЫМА"
МОНАСТЫРСКИЙ ИСТОЧНИК УСПЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ, г.Бахчисарай
N 44°44'15,8''/E 33°55'00,1''/370 м над у.м./WGS-84

НАЧАЛО СМ. СТРАНИЧКУ ФОНТАНА В УСПЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ
ДОПОЛНЕНИЕ 2017 года

Ещё раз хочу вернуться к вопросу названия описываемого источника. Любопытная версия, Юсуф-чокрак, имеется в книге "Воздушный город Джуфт-Кале" Ефима Васильевича Крикуна и Виктора Ивановича Даниленко (Симферополь, "Таврида", 2005).

Сначала я счёл эту схему некорректной в силу условного изображения балки и ошибочного переноса сюда названия всем известного фонтана Юсуф-чокрак, находящегося неподалёку под западным склоном горы Бешик-тау. В самой же книге нет объяснения этому наименованию:
"... Питьевую воду доставляли из трёх источников вне крепости — Карай Чокрак, Юсуф Чокрак, Гази Мансур. У каждого из них отдельная история. ..."
Как жаль, что авторы книги на своей схеме не отобразили два других упомянутых источника!
Очень важное сообщение об источнике, снабжавшем водой Успенский монастырь, удалось найти у Петра Ивановича Кёппена (Peter Koppen) в одном из двух отчётов, опубликованных им на немецком языке в Записках Императорской Академии Наук* Санкт-Петербурга 1841 года. В отчёте Uber die Temperatur von 130 Quellen der Taurischen Halbinsel /Температура 130 источников Таврического полуострова/, написанном ещё в 1838 г. речь идёт о подводе воды из ущелья Марьям-дере.

Второе упоминание об использовании монастырём источника воды находим у архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисов) (1800-1857) в брошюре об открытии Успенского скита в 1850 г. Он перечисляет намеченные в монастыре дела по строительству и благоустройству территории. Среди них есть такие:
6) Над источником, откуда проведен под скалу фонтан с открытием его из под земли, поставить также часовню, для освящения воды во дни установленные для того церквою. ...
8) В средине оврага, из протекающего тут ручья, сделать в трех местах, по бассейну и развести вокруг них для обители виноградные и масличные сады.
Очевидно, до прокладки водопровода, монастырь использовал воду ручья, дотекавшего в прежние времена до его территории.

Пока не удалось найти каких-либо сведений, когда же в ущелья Марии из левого бокового оврага, был проведён старый водовод под Успенскую скалу. В подробных сведениях из брошюры с кратким историческом описании Успенского скита, напечатанной в 1908 г. "ПАНАГИЯ или Успенский Бахчисарайский в Крыму скит" говорится о возобновлении древнего водопровода:
"В версте от скита вверх по оврагу находится в скале источник на глубине 1,5 сажени. Из этого источника в 1896 году, при настоятеле архимандрите Исидоре, возобновлен древний подземный водопровод в монастырь. Недалеко от источника устроен каменный, в виде часовни, увенчанный крестом бассейн, на лицевой стороне его вделана икона Успения Божией Матери. Вода из источника по железным трубам проведена в этот бассейн, а из него в скит, где на средней площадке устроен фонтан".

В 1930-х годах резервуар-накопитель на пересечении Марьям-дере и бокового оврага выглядел как "крытый водоём". Так описано в путеводителе Е. Вавилова и В. Дьякова "По горам Крыма", издание ОГИЗ, 1931 г.:
"... Начиная от Бахчисарая, наш путь, минуя окраины города, доходит до цыганского посёлка Салачик и свертывает вправо в ущелье Мерьям-дере, в котором, на месте бывш. Успенского монастыря, расположена колония Собеса. Здесь - интересная церковь и церковные службы, высеченные в отвесной скале. Дальше дорога, извиваясь в тени ореховой рощи, приводит к крытому водоему, у которого дорога раздваивается: одна идет вправо через ореховую рощу вверх и дальше к Тепе-Кермену, другая свертывает влево и, минуя два фонтана (©SL, речь о фонтанах Карай-чокрак и Газы-Мансур), круто взвивается вверх к развалинам старинного города Чуфут-Кале,  расположенного на высоком плато..."

Е.В. Нагаевская в своём путеводителе "Бахчисарай", "Таврия" 1979 г, упоминает только источник:
"... В конце ореховой рощи видна светлая поляна с источником ключевой воды.
Пройдя мимо заброшенного фонтана Газы-Мансур, мимо остатков стен, ворот и лестниц, когда-то приводивших к небольшой молельне дервишей и кладбищу XIV—XV веков, за последним поворотом тропы останавливаемся ..."

По сведениям С.В. Семенюка, сотрудника Бахчисарайского отряда КСС и МЧС, он ещё помнит, что на Красной поляне было "... каменное сооружение с куполом (полуразваленным) на этой поляне, где сейчас бетонное сооружение ..."
Красная поляна - туристское название, возможно, возникшее в связи с татарским названием родникового оврага - Кизиль-дерья (Раввин Соломон Бейм "Память о Чуфут-Кале", 1862).
Схема одновременного водоснабжения татарского кладбищенского фонтана Газы-Мансур и монастырского водопровода описывается Ю.И. Шутовым в статье "Родники Джуфт Кале" на сайте караимского общества, 2011 г.:
"... Замечательный родник Гази-Мансур находится на расстоянии около 200 м (по прямой) южнее малых ворот Кале. Выход родника приурочен к левому борту балки Марьям Дере. Сейчас - это жалкие обломки двух сухих трубок, торчащие из подпорной каменной стенки над дорогой к Кале. Чуть выше по балке находится одноименное старое мусульманское кладбище …
Обломки торчащих трубок - это конец водовода, ведущего от родника, расположенного около 350 м к юго-западу. Здесь устроен каптаж. От него современный водовод ведет к Успенскому монастырю. А прежде часть воды поступала по древнему водоводу из гончарных труб к искусственному роднику Гази Мансур".

Как видим, никто из авторов не именует родник в овраге Кизиль-дерья каким-либо именем. Тем не менее, в последнее время среди туристов за ним закрепилось название Газы-Мансур. Связано это с публикацией карт И.Л. Белянского, где название Газы-Мансур привязано к точке, соответствующей монастырскому резервуару на поляне.
Каптаж самого источника находится на высоте около 370 м. Чуть ниже на поверхность выведена 3 дюймовая труба, отводящая только часть воды. Большая часть по подземному водопроводу отводится в нижнюю часть поляны в подземный резервуар, над которым раньше была водосвятная часовня. От каптажа родника до резервуара примерно 200 метров. Сейчас вместо часовни резервуар перекрыт большой монолитной бетонной плитой. Из-под неё видны пилёные известняковые блоки старого цоколя. Из резервуара вода по трубе самотёком шла в монастырь. Фрагмент сочленения старой кованной водопроводной трубы можно увидеть под подпорной стеной вдоль дороги в монастырь. Перепад высот резервуара на поляне и площадки монастыря около 30 метров.
дебит водоотвода 20 февраля 2016 г.
монастырский источник в овраге Кизиль-дерья
старая кладка в районе каптажа
плита над старым подземным резервуаром
на картах это ''подзем. вдхр.'', а у Белянского и. Газы-Мансур
придорожный ''фонтан''
придорожный
Кроме водопровода в монастырь, был устроен отвод воды в примитивный придорожный фонтан. До сих пор сохранилась каменная стенка и торчащая из нею трубка. Скорее всего, это сооружение советских времён. Сейчас он не действует, разрушен и загажен. Буйное монастырское строительство сюда ещё не дошло ...
вид сверху на отвод воды в овраге и трассу недоделанного арыка
Красная поляна и объекты гидротехники
водоотвод от старого резервуара под откос дороги в монастырь
Столь же печально выглядят и два фонтана: Караимский (Карай-чокрак) и Газы-Мансур. Несколько лет назад предпринята попытка возобновления параллельного отвода части воды от монастырского источника к стене фонтана Газы-Мансур. От стены фонтана была прокопана канава, не доведённая до родника. Интересно, как в ханские времена одной и той же водой запитывался и пристенный фонтан Газы-Мансур, и фонтан Успенского скита?
Водопровод из источника в монастырь показан на карте Генштаба ВС СССР, а также на современной выкопировке кадастрового плана земель Успенского монастыря.
Монастырский родник - см. точку ''родник в овраге''
старая кованая труба монастырского водопровода
точка 3 - источник Юсуф Чокрак на схеме из книги ''Воздушный город Джуфт-Кале''
Однако позже, при переводе статьи 1838 г. Петра Кёппена "Температура 130 источников Таврического полуострова", обратил внимание на интересную приписку в описании фонтана Юсуф-чокрак:
Am wege von Tschufut-Kale nach Tatarkoj
41. Jussuf Tschokrak; ein kleiner uneingefasster Quell, der einem Кalkfelsen entfliesst; den  14 (26) Sept. 1833 ... 13°
Ein zweiter, naher von Tschufut-Kale entspringender Quell, der denselben Namen fuhrt ist von mir unberucksichtigt geblieben.
ПЕРЕВОД
По пути из Чуфут-Кале в Татаркой
41. Юсуф Чокрак, маленький источник свободно бьющий из известняковой скалы; 14 (23) сентября 1833 ... 13° (T воды по Реомюру: 13°R = 16,25 °C)
Второй источник, расположенный ближе к Чуфут-Кале, который носит то же самое имя остался мною не учтенным.
Факт существования второго одноименного источника поблизости заставил задуматься. Быть может монастырский родник носил имя не какого-то конкретного Юсуфа или Иосифа, а был ещё одним топонимическим заимствованием реальных объектов библейских мест Иерусалима - Иосафатова долина, Гефсиманский сад, Масличная гора, источник Иосифа ?
монастырские коровы на водопое у родника; ноябрь 2017 г.
ПРОДОЛЖЕНИЕ: СМОТРИТЕ СТРАНИЧКУ  ФОНТАН И КОЛОДЕЦ ГАЗЫ-МАНСУР


Другие источники воды поблизости:
1. Фонтан в Успенском монастыре, балка Марьям-дере
2. Фонтан и колодец кладбища Газы-Мансур (недействующие)
3. Фонтан Карай-чокрак (недействующий, уничтожен)
4. Фонтан Юсуф-чокрак (пересохший), склон г.Бешик-тау
5. Родник в Гроте Черепаха, балка Кая-Арасы
__________________________________
© SL, 1990-1998, 2016 февраль, 2017 ноябрь