Скорее всего, на месте виденного Кёппеном фонтана Джума Джами чешме был построен новый. Как он стал называться, остаётся загадкой.
Ни Омюр-чешме, ни Джума Джами чешме нет среди источников в отчёте профессора А.Н. Козловского "Сведения о количестве и качестве воды в селениях, деревнях и колониях Таврической губернии ..." 1864-1867 гг. в перечне "Замечательные родники Южного берега Крыма" в списке "Возле Дерменкоя":
1) Узень-Аянышъ-Сую; 2) Аянышъ-Сую; 3) Деермень-Чесме; 5) Пуша-Мысынъ-Су; 6) Османъ-Аганымъ-Чесме; 7) Виръ-Гулюлю-Сую; 8) Голованымъ-Сую; 9) Ай-Іеринъ-Сую; 10) Эмерла-Магале-Чесме; 11) Камышъ-Ларынъ-Сую; 12) Перчотъ-Анынъ-Сую.
Написание некоторых названий искажено, т.к. либо сам автор, либо наборщик в типографии допустили подмену букв из-за схожести их рукописного начертания: вместо Н и Т использована Ш. Я бы этот список читал так: 1) Узень-Аянын-Сую; 2) Аянын-Сую; 3) Дегермен-Чесме; 5) Путамисын-Су; 6) Осман-Аганын-Чесме; 7) Вир-Гулюлю-Сую; 8) Галаванын-Сую; 9) Ай-Йерин-Сую; 10) Эмерла-Магале-Чесме; 11) Камышларын-Сую; 12) Перчот-Анын-Сую.
Но обращу внимание на название Эмерла-Магале-Чешме. Компонента Эмерла- немного созвучна и с Омюр- и с вариантом названия от Игоря Павловича Бубенко - Кешме-Аджи-Эмервели (см. у Ю. Езерского).
За справкой обращусь к книге Шевкета Къайбулла "Крымтатарские имена: происхождение и значение", Симферополь, «Тезис», 2018 г:
- Эмир-Али, Эмирале. Образовано от слияния арабских имен Эмир (амир) – «предводитель, глава, командующий войсками, военачальник» и Али – «возвышенный, высокий, высочайший».
- Эмирвели. Образовано от слияния арабских имен Эмир (амир) – «предводитель, глава, командующий войсками, военачальник» и Вели (Вали) – «друг, близкий (Аллаху)».
Возможно, название Омюр-чешме появилось в результате неверного прочтения и трактовки плохо сохранившегося фрагмента имени в надписи на фонтане.
Н.В. Рухлов в работе "Обзор речных долин горной части Крыма" 1915 г. с водоснабжением фонтанов Дегерменкоя связывает группу источников Пугаца и Бурлахлар, находящихся в верховье соседней балки:
Источник "Бурлахлар", вода которого выходит из известнякового щебня двумя головами, из которых одна дает 25.220 ведер в сутки, другая - 17.230 ведер, температура воды 11,4° Ц.
Рядом с ними расположен источник "Биюк-Пугаца" на высоте 263 саж. над уровнем моря, расход воды в котором определился в количестве 33.950 ведер в сутки, температура воды 11,2° Ц.
Вода обоих источников, в количестве 76.400 ведер, собирается в одну общую канаву и направляется в дер. Дерменкой для водоснабжения деревни, в которой установлено 9 водоразборных приспособлений: Муртаза-Майли (верхняя слободка) - два водоразбора с установкою 3 водоспускных труб, дающих в сутки 7.942 ведра, температура воды 12,2° Ц.; Ашага-Майли (нижняя слободка) - водоразбор около мельницы с 4 водоспускными трубами, дающими 49.330 ведер в сутки, температура воды 12,5° Ц.; Кишме-Майли - один водоразбор около мечети с 2-мя трубами, дающими 6.310 ведер, температура воды 13,1° Ц.; Улгар-Майли - водоразбор с одной трубой, дает 5.680 ведер, температура воды 12,6° Ц.; Орта-Майли - два водоразбора с двумя трубами, из одной трубы вода едва струится, но временами идет много, расход воды определился в 3.000 ведер в сутки, температура воды 13,8° Ц.; Бахчалар - водоразбор на шоссе, около балки Орта-Майли, с одной трубой, давал 952 ведра, температура воды 14,1° Ц.; в дер. Дерменкой, около кофейни, водоразбор с одной трубой давал воды 382 ведра, температура воды 17,3° Ц. Из всех водоразборов получалось за сутки воды 73.596 ведер, а от двух источников направлялось воды 76.400 ведер, т. е. потеря воды в канаве выразилась в 2.804 вед. в сутки.
Водоразбор в квартале Кишме-Майли по описанию весьма подходит под фонтан Джума Джами чешме. Но мне кажется он запитывается от собственного источника, который находится сразу за фонтаном за подпорной стеной. Вода выбивается из нескольких окон в основании кладки и под плитами стекает к двум раздаточным отверстиям в стеле фонтана.
Описание Дегерменкоя и его водоснабжения в сборнике 1935 г. "Социалистическая реконструкция Южного Берега Крыма" также не подтверждает версию Рухлова только о двух родниках:
"В районе верхнего шоссе нужно отметить деревню Дегерменкой.
Будучи расположена несколько в стороне от шоссе, выше его, она лучше других сохранила старинные национальные черты, ряд характерных домов, мечеть, кладбище. На скале у деревни остатки средневекового укрепления с развалинами стены.
... Дегерменкой - одно из высоко расположенных селений в предгорьях выше Симферопольского шоссе, в 1 ½ км от него, на 26-м километре от Ялты.
Из-за пересеченности местности это селение состоит из нескольких смежных небольших поселков, раскинувшихся по соседним холмам. При малой ширине селитебной площади деревня вытянулась вдоль предгорий на три километра.
Усадьбы также расположены без определенной системы, изолированно, довольно просторно. В центральной части деревни сосредоточены все общественные учреждения: сельсовет, кооператив, школа, клуб и др. Деревня утопает в зелени. Особенно много в Дегерменкое грецкого орешника.
Водоснабжение родниковое. Каждая часть селения имеет свой источник, примитивно оборудованный. Канализации деревня не имеет.
...
... Селение Дегерменкой удовлетворяет свои потребности несколькими фонтанами, расположенными в различных пунктах деревни, и имеет ряд запасных резервуаров емкостью в 137 и 250 м3."
Для постройки фонтана использован добывавшийся рядом с Дегерменкоем весьма плотный зеленоватый песчаник. Однако он подвержен выветриванию и расслоению, что и видно на фасаде. Поэтому самая старая надпись полностью не сохранилась. Но год ещё разобрать можно: 1267 по Хиджре или 1851 по христианскому летоисчислению. Этот же год продублирован по центру фонтана под изображением вазы с цветами. Более поздние мраморные вставки сохранились хорошо. В тексте указана дата и 1299 год по Хиджре, т.е. 1882 от Р.Х. Год продублирован вверху слева: 1882.
В 2023 году фонтан Омюр-чешме попал в перечень объектов культурного наследия Крыма. О перевоисточнике названия ни в Акте экспертного заключения, ни в Приказе об установке границ объекта ничего не сообщается.
Фонтан посещался 16 марта 2024 г.
К сожалению, площадка за фонтаном снова превращена местными жителями в помойку.