ДЛЯ ПРОЕКТА ЮРИЯ ЕЗЕРСКОГО "РОДНИКИ КРЫМА"
Азисы у татар.
У татар есть святые, к которым они обращаются, как к посредникам и ходатаям пред Аллахом, а также с молитвою об исцелении от недугов. Такие святые, называемые азисами, встречаются в разных местах Крыма. В Бахчисарае - больше всего азисов: почти все восемь бахчисарайских татарских монастырей воздвигнуты в местах, ознаменованных пребыванием святых. Из Акмечетских азисов самый популярный — «Салгир-баба», гробница которого пред нами. ...
... Гробницы азисов служат местами посещения правоверных во дни житейских невзгод, болезней и прочих бед. Страждущие неизлечимыми болезнями и другие больные с благоговением обходят вокруг гробниц азисов, молятся, кладут лоскутки от своих одежд, преимущественно зелёного или красного цвета, как бы оставляя здесь вместе с ними свои болезни и, в полной уверенности на милость азиса, спокойно расходятся.
Происхождение азисов многие объясняют так. Правоверный, отличавшийся своею добродетельною жизнью, являет по смерти чудеса исцеления недугов — и становится азисом. Такими правоверными оказываются обыкновенно шейхи. Своеобразная история жизни этих азисов в большинстве случаев приписывает им неестественный вид смерти. Что же касается азиса «Салгир-баба», то о начале культа этого святого старик, оберегающий эту святыню, говорит, что почитание этого святого началось после троекратного видения азиса, явившегося на этом месте трём добродетельным правоверным. Эти чудесные явления, происходившие в весьма далёкое от нас время и подтверждённые свидетельством трёх лиц, послужили причиной возникновения этой святыни. На вопрос, кто же был этот святой, старик говорит, что этот азис никогда не был существом земным, а духом, ангелом. Вообще представления об азисах очень своеобразны у татар, и почти невозможно точно указать историю происхождения азисов, и в частности — азиса «Салгир-баба». Судя же по названию, можно сказать, что с именем его соединяется представление о реке Салгир, почему он и называется «Салгир-баба», что значит: «отец Салгира». Гробница этого азиса устроена «боголюбивым шейхом Ассаном в 1257» (1841 г.). Этот святой, как уверяет находящийся здесь старик, самый высший из всех азисов. Так или иначе, но гробница его посещается массой богомольцев, которые, навешивая здесь разные лоскуты материй, веруют, что с ними покидают тут же болезни, после чего они спешат к фонтану *), находящемуся в городском саду, на берегу р. Салгира, умыться целительной водой.
----------
* - Этот фонтан устроил грек Апостол Савопуло, как гласит надпись на камне, в 1857 году, но родник, очевидно, существует с давних времён."
... Слово азис, как мне кажется, испорченное греческое слово αγιοζ — святой.
Своё предположение основываю на следующем: в Бессарабии есть колонии, населённые славянами, православными болгарами, вышедшими из Турции в двадцатых годах настоящего столетия; эти колонисты говорят на турецком языке, весьма мало отличающемся от татарского. Эти болгары называют святого «аiос» и убеждены, что это название турецкое, так как они его переняли у турок. Очевидно, что это название есть испорченное греческое αγιοζ. Не подлежит также сомнению, что турки переняли это название у греков, а татары в свою очередь у турок и преобразовали его в «азис». Г. Наибов, впрочем, говорит, что это название арабское; но то обстоятельство, что арабы святого называют азисом нe исключает возможности, что сами арабы заимствовали это название у греков.»
Ещё будучи просто родником, источник без указания названия попадает под наблюдения и в статью Петра Кёппена Über die Temperatur von 130 Quellen der Taurischen Halbinsel / О температуре 130 источников Таврического полуострова/, написанную в 1838 г. для задуманного учёным продолжения "Крымского сборника":
Симферополь.
30. Родник в городском саду, вытекающий из каменной трещины на высоком берегу Салгира; 13 (25) июня 1837 г., в 7 часов, [при температуре воздуха] +17,5° R. . . . . . . . . [температура воды] 9,3°.
Более позднее название городского сада, после установки в 1890 году памятника императрицы Екатерины 2-й - Екатерининский сад.
В подписи к рисунку А. Архипова для сборника "Третья учебная экскурсия ..." 1890 г. фонтан именуется как "Фонтан на бульваре".
Удивительно, но этот фонтан не упоминается в многочисленных газетных статьях и очерках, посвящённых проблемам водоснабжения Симферополя в конце XIX начале XX вв.
К сожалению, в настоящее время «целебная вода» фонтана и других выходов воды не пригодна для питья! Вот только предупреждения об этом нет ...





Другие источники воды поблизости:
1. Вывод воды бывш. Петровского фонтана
2. Родник Под скалой Джан-кая, восточная часть Петровских скал
3. Родник у Военного кладбища 1855 года, верховье Петровской балки
4. Фонтаны в русле средней части Петровской балки
5. Родник Бал-чокрак, питавший Базарный фонтан (Львиный)
_____________________________________
© SL, 2023 март
© SL, Моя коллекция родников Крыма
рисунки А. Архипова из ''Третья учебная экскурсия СМГ'' 1890 г.
рисунки А. Архипова из ''Третья учебная экскурсия СМГ'' 1890 г.
РОДНИК АЙ-НЕРО (АЙ-ЧЕШМЕ, АЗИС-ЧЕШМЕ, САЛГИР-БАБА-ЧОКРАК?) И ФОНТАН САВОПУЛО
г. Симферополь, бассейн р. Салгир
N 44°57'09.9''/ E 34°06'18.1''/228 м над у.м./WGS-84

Пожалуй единственное историческое описания азиса Салгир-баба и одновременно упоминание фонтана Савопуло сделано краеведом и преподавателем Симферопольской мужской гимназии Харлампием Афанасьевичем Монастырлы (1854-1932) для сборника "Третья учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии" 1890 г.:
"Со двора губернского правления экскурсия направилась чрез городской бульвар к азису «Салгир-баба». Это — небольшой дворик на Воронцовской улице, саженей пять в длину и три в ширину, закрытый со стороны улицы высокой каменной стеной; небольшая дверь, которая ведёт в этот двор с улицы, почти не заметна. По средине дворика - гробница татарского святого «Салгир-баба», прикрытая плитой из известняка с арабской надписью. Над ней — деревянный навес; кругом кусты сирени, всплошь увешанные лоскутками разноцветных материй, принесёнными сюда верующими мусульманами, для избавления себя от болезни или недугов. Здесь мы выслушали следующее сообщение X. А. Монастырлы.
на карту 1916 г. добавлены точки и трек марта 2023 г.
дореволюционная видовая открытка
фото 1989 г. позаимствовано в Симферопольского форума
фото 1920-х годов из фондов Центрального Музея Тавриды
Места для гулянья. Въ городе таковыми служатъ городской садъ, называемый бульваромъ, семинарскій садъ, соборная ограда и Полицейская улица; за городомъ - садъ Воронцова садъ при ставке Зольтмана и Томсона.
Отсутствие каких-либо сведений об источнике при азисе Салгир-баба под названием Салгир-Баба-Чокрак (см. "Топонимикон Крыма И.Л. Белянского", сборник "Топонимика Крыма", Выпуск 4, 2022), заставляет думать, что это всего лишь ещё одно название многоголового источника Ай-Неро (Ай-Су, Айя-Вриси, Ай-Чешме, Азис-Чешме, Азис-Су) (см. тамже). Возле самого азиса каких-либо водопроявлений не замечено.
Один из выходов воды Ай-Неро в 1853 г. был обустроен Ананием Кастамбуловым. В 1857 г. Апостолом Савопуло устроен новый фонтан, который после ремонтов 1881 и 1906 гг. получил внешний вид, который мы видим на старых открытках и фото. После съёмок в 1981 г. художественного фильма "Шофёр на один рейс" восстанавливался фасад и была изменена дата - 1881 г. Сейчас известен как "Фонтан грека Савопуло". От забвения и уничтожения в 1990-2000 гг. фонтан спас симферопольский краевед и экскурсовод Иван Коваленко. Реконструкция была осуществлена летом 2007 года. Спасибо Ивану и всем, кто способствовал этому и кто продолжает следить за фонтаном!
ФОТО 6 марта 2023 г.
фонтан и ещё 2 выхода воды на склоне
2 выхода воды на склоне
2 выхода воды на склоне
фонтан Савопуло 6 марта 2023 г.
фонтан Савопуло 6 марта 2023 г.
фонтан Савопуло 6 марта 2023 г.