Азисы у татар.
У татар есть святые, к которым они обращаются, как к посредникам и ходатаям пред Аллахом, а также с молитвою об исцелении от недугов. Такие святые, называемые азисами, встречаются в разных местах Крыма. В Бахчисарае - больше всего азисов: почти все восемь бахчисарайских татарских монастырей воздвигнуты в местах, ознаменованных пребыванием святых. Из Акмечетских азисов самый популярный — «Салгир-баба», гробница которого пред нами. ...
... Гробницы азисов служат местами посещения правоверных во дни житейских невзгод, болезней и прочих бед. Страждущие неизлечимыми болезнями и другие больные с благоговением обходят вокруг гробниц азисов, молятся, кладут лоскутки от своих одежд, преимущественно зелёного или красного цвета, как бы оставляя здесь вместе с ними свои болезни и, в полной уверенности на милость азиса, спокойно расходятся.
Происхождение азисов многие объясняют так. Правоверный, отличавшийся своею добродетельною жизнью, являет по смерти чудеса исцеления недугов — и становится азисом. Такими правоверными оказываются обыкновенно шейхи. Своеобразная история жизни этих азисов в большинстве случаев приписывает им неестественный вид смерти. Что же касается азиса «Салгир-баба», то о начале культа этого святого старик, оберегающий эту святыню, говорит, что почитание этого святого началось после троекратного видения азиса, явившегося на этом месте трём добродетельным правоверным. Эти чудесные явления, происходившие в весьма далёкое от нас время и подтверждённые свидетельством трёх лиц, послужили причиной возникновения этой святыни. На вопрос, кто же был этот святой, старик говорит, что этот азис никогда не был существом земным, а духом, ангелом. Вообще представления об азисах очень своеобразны у татар, и почти невозможно точно указать историю происхождения азисов, и в частности — азиса «Салгир-баба». Судя же по названию, можно сказать, что с именем его соединяется представление о реке Салгир, почему он и называется «Салгир-баба», что значит: «отец Салгира». Гробница этого азиса устроена «боголюбивым шейхом Ассаном в 1257» (1841 г.). Этот святой, как уверяет находящийся здесь старик, самый высший из всех азисов. Так или иначе, но гробница его посещается массой богомольцев, которые, навешивая здесь разные лоскуты материй, веруют, что с ними покидают тут же болезни, после чего они спешат к фонтану *), находящемуся в городском саду, на берегу р. Салгира, умыться целительной водой.
----------
* - Этот фонтан устроил грек Апостол Савопуло, как гласит надпись на камне, в 1857 году, но родник, очевидно, существует с давних времён."