ДЛЯ ПРОЕКТА ЮРИЯ ЕЗЕРСКОГО "РОДНИКИ КРЫМА"
РОДНИК БАЛТА-ЧОКРАК, бассейн р. Альма

Источник колодезного типа находится в верховье одноименной балки Балта-чокрак, суходол которой является левым притоком р. Альма.
Скорее всего, название самого источника послужило появлению одноименных названий балки и татарской деревни Балта-чокрак. Под таким названием она впервые показана на Генеральной карте Крыма адъюнкта Фёдора Чёрного 1790 г.
Известно, что жившие здесь татары после решения российской императрицы Екатерины Второй "взять под державу НАШУ полуостров Крымский" в 1783 г. выехали в Турцию, а на месте разорённой деревни была образована колония переселенцев-христиан, вынужденно покинувших родные места в Турции. А.А. Скальковский в сборнике "Хронологическое обозрение истории Новороссийского края, 1730-1823, т. 1-2, Одесса 1836-1838, в томе 2 на стр. 130-131 так описывает это событие:
"… В одно время с колонией шелководства (© SL, в Парканах близ Тирасполя) устраивалась другая, не менее замечательная, в Крыму: это Балто-Чокракская Греческая колония, основанная в Октябре 1806-го года. Целью учредителей было заведение близ Симферополя усадьбы, из Анатолийских выходцев, особенно плотников и каменщиков, в которых Крымский полуостров крайне нуждался. В это время прибыли к Эвпаторийскому пopтy, искавшие убежища в России, или вызванные, Болгарские и Греческие переселенцы, из которых 11 семейств основало свои жилищa на земле называемой Балто-Чокрак, при р. Алме, не смотря на бесплодие почвы: ибо, из 724 занятых ими десятин, только 500 оказались удобными к хлебопашеству. В течение 1807-го и 1808-го годов другие выходцы из Турции присоединились к своим единоземцам, так, что в Августе 1808-10 года, эта колония считала уже 20 семейств или 78 душ обоего пола."
Обращу внимание, что в XIX веке не было устоявшегося написания названия деревни. Помимо вариантов Балта-чокрак и Балто-чокрак встречаются варианты Болта Чекрак в рапорте генерал-поручика Осипа Игельстрома 1783 г., Болта Чокрак в описях межевания 1799 г. и другие со слитным написанием.
Крупицы истории Балта-чокрака отражены в издании "Статистико-хронологическо-историческое описание Таврической епархии" 1872 г., составленном кафедральным протоиереем Михаилом Родионовым:
"Балточокрак — греческое селение Симферопольского уезда. В этом селении церковь каменная во имя св. Пантелеймона, устроенная от казны и освящена в 1835 г., и по причине оказавшихся трещин в стенах, вновь перестроена и освящена в 1866 г. Местность селения сего занята была татарами и получила свое название от такого случая: «татарин вырубивал в скале камень для постройки и вдруг от удара топором в скалу пробил отверстие, и источник воды чистой хлынул оттуда ...» (балта — топор, а чокрак — родник). Этот фонтан и доселе питает всех жителей. Татары, здесь жившие, в 1810—1812 г., вышли в Турцию, и на местах их водворены в 1814 г. — греки-выходцы из Анатолии, и составилась колония из 90 семейств. Ныне всех прихожан при сей церкви показывается муж. пола 209 и жен. 200 душ. К приходу сему причислены мелкие усадьбы землевладельцев и садоводов: Кобази, Константиновка, Базарчик, Алма-Кермен, Осинкой и Азек."
Похожая информация приводятся у Гермогена, бывшего епископа Херсонского и Таврического, в обзоре "Таврическая епархия" 1887 г. на стр. 330:
"Балточокрак - греческое селение, расположенное в гористой, красивой местности и окруженное мелким лесом. Здесь прежде жили татары. Название - Балточокрак происходит от двух татарских слов: балта - топор и чокрак - родник. По преданию, селение так названо потому, что один татарин, ломая в скале камень для построек, заметил, что от удара топором вдруг в скале открылся источник чистой воды. Ею и доселе пользуются в Балточокраке. По выбытию татар в Турцию, их место заняли в 1800-12 годах греки из Анатолии.
Церковь, каменная, построена в 1835 г. правительством во имя св. великомученика Пантелеймона и перестроена в 1866 г.
Причт: священник и псаломщик. Содержание: 144 р. от казны и от прихожан 37 д. земли. Помещение - в церковных домах.
Приход: Балточокрак и 5 деревень: Азек, Алма, Бадрак, между скалами, Базарчик и Ка6аза, - деревни при р. Альме. Прихожан 236+219=455. Дух. 3 + 1. Татар в приходе 392+328=720.
Занятия: хлебопашество, садоводство, табаководство и ломка белого камня и плиты в скалах, в Бадраке.

Для лингвистического разбора топонима приведу данные Василия Васильевича Радлова (Friedrich Wilhelm Radloff, 1837 — 1918), российского востоковеда-тюрколога, этнографа и археолога, автора многотомного издания "Опыт словаря тюркских наречий", СПб., 1893-1911:
балта (наречия: осман., коман., казан., хивин., туркм., каракирг.); балта (якут.) - топор (том 4, стр. 1501); болта (караим. трок.) = балта - топор (том 4, стр. 1673). В других наречиях: палта, палту, палду - топор.
Учитывая, что в окрестностях селения Балта-чокрак были и есть каменоломни известняка, обращу внимание на такие виды инструмента, как кайло и тесло, разновидности "балта".
По данным краеведа И.Л. Белянского название Балта-чокрак встречается и в других районах Крыма: источник около Коктебеля и источник у Мамут-Султан (Доброе).

На картах XIX-XX веков родник и фонтан не показаны за исключением карты 1957 г., когда село называлось Алёшино. На ней родник показан загадочно выше по балке, чем колодец. Наиболее подробная топосъёмка села выполнена для карты-верстовки Военно-Топографического Депо Генерального штаба в 1890-1891 гг. (лист XV-12).
ФОНТАН БАЛТА-ЧОКРАК N 44°47'25.6''/ E 33°57'28.8''/327 м н.у.м. WGS-84
Что же известно про источник, кроме легенды о топоре?
К сожалению, путешественники и исследователи прошлых столетий об источнике сведений не оставили.
Известно лишь, что его вода отводилась в фонтан. Он упоминается в сборнике "Список населённых мест по сведениям 1864 года. Том XLI. Таврическая губерния", СПб, 1865 г.:
Уезд Симферопольский. Стан 2.
227. Балта-Чокрак, колония греческ.; при фонтане; 11 дворов, число жителей: 58 м. п., 53 ж. п.; Упраздненная православная греческая церковь. Сельский приказ.
В статистическом издании 1886 г. "Волости и важнейшие селения Европейской России" также отмечено наличие фонтана:
56. Болто-Чакрак, колония, при фонтане, дв. 26, ж. 118; ц. пр.; лвк.

В работах по гидрогеологии долины Альмы и Бодрака Балта-чокрак вскользь упомянут в статьях В.М. Семёновой (МГУ) и Е.П. Каюковой (СПбГУ). Из очерка доцента кафедры гидрогеологии геолфака МГУ В.М. Семеновой «Гидрогеологические условия междуречья Бодрак и Кача» (1997 г.):
"Водоносный горизонт карбонатных отложений нижнего палеоцена. Данный водоносный горизонт на рассматриваемой площади представлен в виде полосы, протягивающейся в меридиональном направлении. Палеоценовые отложения здесь представлены песчаниками и известняками. Обводненность отложений незначительна, в основном, это выходы источников с дебитом 0.1-0.2 л/с у цоколя обрыва квестовой гpяды (Балта-Чокрак). Водовмещающими породами являются известняки и песчаники с хорошо выраженными трещинами, разбивающими породы на отдельные блоки. Мощность отложений от 1-3 до 10-40 м."
Скальный хребет с вершинами Бектемир-кая и Керт-мелик у геологов называется Корабельная куэста.
фрагмент верстовки 1890-91 гг., печати УВТ 1933 г.
село Балта-чокрак; фото из коллекции Александра Канаки; ретушь и очистка фото - Антон Удоденко для PASTVU.COM
Выше приведено уникальное фото села Балта-чокрак начала XX в. со странички сообщества "Все Канаки" соцсети ОДНОКЛАСНИКИ. Ориентация фото с СЗ на ЮВ. На заднем плане слева гора Бектемир-кая, ещё не затронутая масштабными выемками каменоломен.
Ещё одно историческое фото 1978 года. На снимке потомки жителей Балта-чокрак около фонтана, упоминаемого в статистических изданиях прошлого. Ещё сохранился фундамент каменного навершия фонтана и корыта-поилки. Обратите внимание на хороший дебит из трубы!
фонтан Балта-чокрак, фото из коллекции Александра Канаки
колодец источника Балта-чокрак; 2 марта 2023 г.
старое каменное навершие колодца Балта-чокрак
колодец источника Балта-чокрак; вид в сторону кладбищенского холма
колодец и отводящая труба источника Балта-чокрак
конец водовода источника Балта-чокрак; 2 марта 2023 г.
конец водовода источника Балта-чокрак
овражек с ''фонтаном'' и корытами, куда вода подводится по трубе
КОЛОДЕЦ БАЛТА-ЧОКРАК N 44°47'23.8''/ E 33°57'29.9''/330 м н.у.м. WGS-84
Источник каптирован как неглубокий колодец-накопитель прямоугольной формы. Самая нижняя часть ствола колодца сложена плотно подогнанным деревянным брусом. Потом идёт рама и кладка из тёсанного камня. Верхняя часть над поверхностью земли современная, из бетона. Она похоронила под собой старое колодезное навершие округлой формы из известнякового монолита (октагон?).
В средней части с северной стороны виднеется окно отводного канала. Из него торчит труба ~50 мм. По ней вода пробрасывается примерно на 60 м к тому месту, где прежде был фонтан с корытами-поилками. К сожалению, у колодца нет крышки и внутрь может попадать растительный мусор. Дно колодца песчаное. Скорее всего вода поднимается снизу, но движения не видно.
Рядом устроен приямок с трубами ПНД, обложенный кирпичом. Видимо производилась попытка устроить подачу воды насосом в ближайшие дома (выглядят заброшенными и не жилыми).
овражек с ''фонтаном'' и корытами
всё, что осталось от фонтана
попытка добыть воду для питья, 2 марта 2023 г.
Источник наблюдался 2 марта 2023 г.
Конец трубы водовода едва торчит из земли. Слабый ток воды образует топкое грязное место. В корыта вода не попадает. Валяются 2 куска пластиковой трубы для холодного водоснабжения. Рядом устроена беседка с крышей.
Чтобы разжиться водой для питья, мне пришлось обустроить набор воды, использовав одну из валявшихся около корыт труб ПНД. Она просто подставлена к краю едва торчащей из земли асбестоцементной трубы старого водовода и обложена собранными поблизости камнями. Струйка получилась скромная, но достаточная для быстрого набора.

Заодно, здесь были взяты пробы для статистической таблицы на сайте Юрия Езерского "Неизвестный Крым":
- водородный показатель рН = 7,0 - слабо щелочная (щелочная 7,1-14,0);
- скачущий показатель TDS = 288-309 ppm ("сухой остаток" в parts per million);
- температура воды 8,5° C.
дебит ''фонтана'' Балта-чокрак 2 марта 2023 г.
PS
Из работ, посвящённых истории села Балта-Чокрак, хотелось бы отметить статью Игоря Мосхури "Церковь Св. Вм. Пантелеймона Целителя в селе Балта-Чокрак", статью О.И. Петровской "История Свято-Митрофаниевской церкви на Альме" и справочную статью В.Ф. Козлова.
В.Ф. Козлов "Наследие православного Крыма. XVIII – середина ХХ в. Монастыри, монастырские подворья, храмы, часовни. - Москва : Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва, 2022, стр. 416-417:
Пантелеймона св. великомученика греческий храм в с. Балта-Чокрак (с. Алешино — ныне не существует; Бахчисарайский р-н)
не сохранился
Первоначально Балта-Чокрак было татарским селением, а после переселения татар в Турцию их место в 1800-1812 гг. заняли греки из Анатолии. Православный храм во имя св. великомученика Пантелеймона был сооружен на средства казны в 1835 г. Перестраивался в 1866 г. При храме в 1885 г. на средства прихожан было построено здание церковно-приходской школы.
К началу XX в. храм требовал ремонта. Его обследование в 1905 г. выявило сильную осадку деревянного барабана, трещины в стенах. Таврическая духовная консистория постановила прекратить в храме богослужения и разобрать звонницу. Утварь была перенесена в приписную Мигрофаниевскую на Альме церковь.
Прихожанами Балта-Чокрака было решено построить новый храм. 4 июля 1906 г. произвели чин закладки Пантелеимоновской церкви. За неимением средств сооружение храма растянулось на 3 года и в целом обошлось более чем в 7 тыс. руб., из которых половину дал житель Балта-Чокрака Георгий Канаки. Балтачокракское общество собрало на храм 2100 руб. Среди крупных жертвователей на храм, его иконостас и церковную утварь были балтачокракский поселянин Федор Топузов, бахчисарайский мещанин Георгий Арабаджи, симферопольские купцы-греки Иван Михайлович Георгиев, Константин Афанасьевич Терленди, Ксенофонт Георгиевич Христофоров, Василий Константинович Чилингаров.
Торжество освящения Пантелеимоновского храма совершал 17 августа 1908 г. Крымский владыка Алексий. Присутствовало множество местных жителей и гостей, в том числе представители симферопольского отделения Союза Русского Народа со знаменами. Приход нового храма состоял из православных жителей Балта-Чокрака и деревень в урочищах Альмы — общим числом 1300 чел.
Как и везде, с приходом в Крым советской власти беды не обошли стороной и храм в Балта-Чокраке. В феврале 1921 г. новые власти арестовали священника Иоанна Спано и еще 2-х членов церковного совета — В. X. и С. К. Канаки, и расстреляли по решению Особого отдела ВЧК.
По сведениям местных властей, служба в церкви прекратилась с осени 1929 г. По словам руководства Бахчисарайского райисполкома, распад религиозного общества Пантелеимоновского храма и его закрытие произошли «в связи с проведением сплошной коллективизации кулачества как класса». Но несмотря на такую обстановку крымские власти получили письменное заявление с просьбой открыть храм, написанное 48 верующими. Местное начальство провело настоящее расследование по факту этого документа, выяснив, что половина из подписавшихся в Балта-Чокраке не проживает. В ноябре 1930 г. общее собрание села высказалось за закрытие храма. 7 февраля 1931 г. Окружком ВКП(б) постановил закрыть Пантелеимоновскую церковь «ввиду требования трудящихся и использования для культурных нужд».
Храм сносить не стали, он виден на фотографиях 1940-х гг. В 1944 г. коренное население села — греки, были депортированы, село, получившее имя Алешино, постепенно угасло, и в 1968 г. было ликвидировано. От храма остались руины, вокруг которых сохранились старинные надгробия. Силам и потомков живших здесь греков на месте храма установлен крест.
Источники и литература:
1. ГАРК. — Ф. 118. — Оп. 1. — Д . 3349.
2. ГАРК. — Ф. Р-663. — Оп. 10. — Д. 1742.
3. Петровская О. И. История Свято-Митрофаниевской церкви на Альме [есть история храма св. Пантелеймона в Балта-Чокраке] // Таврида православная. 2020. № 7. — С. 8-9; № 8. — С. 9-11.

В метрических книгах Пантелеймоновской церкви за 1882 г. значатся фамилии прихожан из с. Болта-Чокрак и соседних деревень (архив ГАРК, Ф. 142, О. 1, Д. 134):
Абаджи, Асланов, Балабанов, Барков, Безпалов, Беликов, Бирюков, Будченко, Буров, Вдовиченко, Велизариев, Венгеров, Властари, Волков, Волов, Гаймазов, Гапонов, Глущенко, Гоймасов, Даламанов, Данилов, Данильченко, Демченко, Димитриев, Древятников, Дымов, Еленик, Ермолаев, Зембинский, Зубковский, Иванов, Ильин, Казанджи, Канаки, Капилети, Карадург, Карасиков, Келлер, Кель-Оглу, Киркопуло, Клиндух, Ковалев, Кожухов, Козаренко, Кокиномати, Кокошкин, Колесниченко, Конради, Корчагин, Крестанов, Кротман, Крячков, Кукали, Куценко, Кучерявенко, Ласкари, Леов, Листовский, Литовченко, Лысенко, Маковский, Малахайченко, Мамаев, Мельников, Миллер, Мошняга, Нерман, Пасхали, Пашков, Перванов, Петренко, Пономарев, Попандополо, Поспелов, Пупо, Радити, Рожков, Савченко, Сальников, Скрипка, Солтасек, Сосненко, Спиридонов, Срулев, Тимошенков, Тодоров, Токатлы, Топузов, Триандафилов, Триандафиллов, Трусов, Ульянов, Филиппов, Фролов, Чорный, Шиповаленко, Широков, Шмаровозов, Шуликовский, Эленов, Юдин.
Некоторые из этих фамилий можно увидеть на каменных надгробиях старинного кладбища Балта-чокрака. Очевидно, они сделаны руками местных мастеров из пильного известняка, добывавшегося здесь же. Ещё Шарль Монтандон в своём путеводителе "Guide du voyageur en Crimee" 1834 г. отмечал, что "Les Grecs de Balta-Tschokrak sont pour la plupart macons et tailleurs de pierres. / Греки Балта-Чокрак в основном каменщики и резчики по камню."

Другие источники воды поблизости:
1. Родник Эмиров, с. Трудолюбовка (Нов. Бодрак)
2. Родник в урочище Фундуклык, балка Таух-бай
3. Фонтан Чешмечик, с. Скалистое (Тав-Бодрак)
4. Родник в Дурном яру, балка Дурной яр
5. Севастьяновская серо-водородная скважина
___________________________________
© SL, 2023 март
© SL, Моя коллекция родников Крыма