PS
Из работ, посвящённых истории села Балта-Чокрак, хотелось бы отметить статью Игоря Мосхури "Церковь Св. Вм. Пантелеймона Целителя в селе Балта-Чокрак", статью О.И. Петровской "История Свято-Митрофаниевской церкви на Альме" и справочную статью В.Ф. Козлова.
В.Ф. Козлов "Наследие православного Крыма. XVIII – середина ХХ в. Монастыри, монастырские подворья, храмы, часовни. - Москва : Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва, 2022, стр. 416-417:
Пантелеймона св. великомученика греческий храм в с. Балта-Чокрак (с. Алешино — ныне не существует; Бахчисарайский р-н)
не сохранился
Первоначально Балта-Чокрак было татарским селением, а после переселения татар в Турцию их место в 1800-1812 гг. заняли греки из Анатолии. Православный храм во имя св. великомученика Пантелеймона был сооружен на средства казны в 1835 г. Перестраивался в 1866 г. При храме в 1885 г. на средства прихожан было построено здание церковно-приходской школы.
К началу XX в. храм требовал ремонта. Его обследование в 1905 г. выявило сильную осадку деревянного барабана, трещины в стенах. Таврическая духовная консистория постановила прекратить в храме богослужения и разобрать звонницу. Утварь была перенесена в приписную Мигрофаниевскую на Альме церковь.
Прихожанами Балта-Чокрака было решено построить новый храм. 4 июля 1906 г. произвели чин закладки Пантелеимоновской церкви. За неимением средств сооружение храма растянулось на 3 года и в целом обошлось более чем в 7 тыс. руб., из которых половину дал житель Балта-Чокрака Георгий Канаки. Балтачокракское общество собрало на храм 2100 руб. Среди крупных жертвователей на храм, его иконостас и церковную утварь были балтачокракский поселянин Федор Топузов, бахчисарайский мещанин Георгий Арабаджи, симферопольские купцы-греки Иван Михайлович Георгиев, Константин Афанасьевич Терленди, Ксенофонт Георгиевич Христофоров, Василий Константинович Чилингаров.
Торжество освящения Пантелеимоновского храма совершал 17 августа 1908 г. Крымский владыка Алексий. Присутствовало множество местных жителей и гостей, в том числе представители симферопольского отделения Союза Русского Народа со знаменами. Приход нового храма состоял из православных жителей Балта-Чокрака и деревень в урочищах Альмы — общим числом 1300 чел.
Как и везде, с приходом в Крым советской власти беды не обошли стороной и храм в Балта-Чокраке. В феврале 1921 г. новые власти арестовали священника Иоанна Спано и еще 2-х членов церковного совета — В. X. и С. К. Канаки, и расстреляли по решению Особого отдела ВЧК.
По сведениям местных властей, служба в церкви прекратилась с осени 1929 г. По словам руководства Бахчисарайского райисполкома, распад религиозного общества Пантелеимоновского храма и его закрытие произошли «в связи с проведением сплошной коллективизации кулачества как класса». Но несмотря на такую обстановку крымские власти получили письменное заявление с просьбой открыть храм, написанное 48 верующими. Местное начальство провело настоящее расследование по факту этого документа, выяснив, что половина из подписавшихся в Балта-Чокраке не проживает. В ноябре 1930 г. общее собрание села высказалось за закрытие храма. 7 февраля 1931 г. Окружком ВКП(б) постановил закрыть Пантелеимоновскую церковь «ввиду требования трудящихся и использования для культурных нужд».
Храм сносить не стали, он виден на фотографиях 1940-х гг. В 1944 г. коренное население села — греки, были депортированы, село, получившее имя Алешино, постепенно угасло, и в 1968 г. было ликвидировано. От храма остались руины, вокруг которых сохранились старинные надгробия. Силам и потомков живших здесь греков на месте храма установлен крест.
Источники и литература:
1. ГАРК. — Ф. 118. — Оп. 1. — Д . 3349.
2. ГАРК. — Ф. Р-663. — Оп. 10. — Д. 1742.
3. Петровская О. И. История Свято-Митрофаниевской церкви на Альме [есть история храма св. Пантелеймона в Балта-Чокраке] // Таврида православная. 2020. № 7. — С. 8-9; № 8. — С. 9-11.
В метрических книгах Пантелеймоновской церкви за 1882 г. значатся фамилии прихожан из с. Болта-Чокрак и соседних деревень (архив ГАРК, Ф. 142, О. 1, Д. 134):
Абаджи, Асланов, Балабанов, Барков, Безпалов, Беликов, Бирюков, Будченко, Буров, Вдовиченко, Велизариев, Венгеров, Властари, Волков, Волов, Гаймазов, Гапонов, Глущенко, Гоймасов, Даламанов, Данилов, Данильченко, Демченко, Димитриев, Древятников, Дымов, Еленик, Ермолаев, Зембинский, Зубковский, Иванов, Ильин, Казанджи, Канаки, Капилети, Карадург, Карасиков, Келлер, Кель-Оглу, Киркопуло, Клиндух, Ковалев, Кожухов, Козаренко, Кокиномати, Кокошкин, Колесниченко, Конради, Корчагин, Крестанов, Кротман, Крячков, Кукали, Куценко, Кучерявенко, Ласкари, Леов, Листовский, Литовченко, Лысенко, Маковский, Малахайченко, Мамаев, Мельников, Миллер, Мошняга, Нерман, Пасхали, Пашков, Перванов, Петренко, Пономарев, Попандополо, Поспелов, Пупо, Радити, Рожков, Савченко, Сальников, Скрипка, Солтасек, Сосненко, Спиридонов, Срулев, Тимошенков, Тодоров, Токатлы, Топузов, Триандафилов, Триандафиллов, Трусов, Ульянов, Филиппов, Фролов, Чорный, Шиповаленко, Широков, Шмаровозов, Шуликовский, Эленов, Юдин.
Некоторые из этих фамилий можно увидеть на каменных надгробиях старинного кладбища Балта-чокрака. Очевидно, они сделаны руками местных мастеров из пильного известняка, добывавшегося здесь же. Ещё Шарль Монтандон в своём путеводителе "Guide du voyageur en Crimee" 1834 г. отмечал, что "Les Grecs de Balta-Tschokrak sont pour la plupart macons et tailleurs de pierres. / Греки Балта-Чокрак в основном каменщики и резчики по камню."
Другие источники воды поблизости:
1. Родник Эмиров, с. Трудолюбовка (Нов. Бодрак)
3. Фонтан Чешмечик, с. Скалистое (Тав-Бодрак)
___________________________________
© SL, 2023 март