Авторами крымских путеводителей конца XIX и начала XX веков родник Саджин был обойдён стороной. Хотя, в те времена и предлагалось продолжение маршрута для экскурсантов, посетивших и заночевавших в монастыре Косьмы и Дамиана. Впечатления о маршруте на вершину Чатыр-дага Эклизи-бурун нашли отражение в лирическом описании жителя "Нового Симеиза" В.М. Кузьменко. Приведу большой фрагмент "Очерка VI" из его повести "Очерки южного берега и горной части Крыма" 1904 г. Родник Саджин не называется, но угадывается:
"... В монастыре, куда мы спустились с Бабугана, наскоро подкрепили свои силы молоком, хлебом и яйцами и, не теряя времени, отправились в живописнейшее ущелье р. Алмы, по дну которого вдоль речки проложена дорога в Бешуй и на Симферополь с ответвлением направо, на перевал “Кебит-богаз” и далее к Алуште. По этой дорого прошли всего версты четыре. Впереди не видно было конца ущелья — совсем как на Кавказе, не верится даже, что это — Крым; так все здесь величественно и внушительно по своим размерам.
Отсюда мы повернули направо, в гору на водораздельный хребет "Конёк". Взойдя на хребет, мы вновь увидели после долгого перерыва море, озаренную заходящим солнцем красавицу Демерджи и обширную, покрытую садами, Алуштинскую долину.
Подъём на хребет был трудный, особенно после совершенного в течение дня длинного пути, и мы решили поискать подходящее место для ночлега, которое вскоре и было найдено в саженях 50 на запад от хребта, и очень удачно, при обильном источнике чудной воды. Вытекающий из него ручей немного ниже образует озерцо, заросшее камышом и окруженное сплошною стеною леса. Здесь же оказалась полянка, покрытая мягким дерновым ковром и отдельными кизиловыми деревьями такой величины, какой мы до того никогда и не видали. Кругом было достаточно сухих ветвей, для поддержания в течение ночи костра. Закутавшись в бурки и немного еще поглазев на сверкавшую полную луну и искрящиеся звезды, заснули крепким сном.
Ночь была теплая. Яркие будит воспоминания ночь, проведенная на лесной поляне, у мелодично журчащего ручья, под сенью Чатыр-дага! Проснешься было, высунешь нос из-под бурки и невольно начнешь глазеть на ласково мигающие звезды сквозь силуэты изредка колеблющихся ветвей. Воздух насыщен каким-то свойственным только ночи лесным ароматом; а в лесной тиши слышатся ночные, полные таинственности звуки жизни природы: пискнет полевка, загогочет филин, пробежит, задевая за сучья своими рогами, олень… Где-то далеко раздается мерный, повторяющийся каждые 10 секунд, крик маленькой совки - "сплюшки" - самый симпатичный ночной звук. Она все повторяет своим тоненьким голоском - "сплю……. сплю…….", а другая где-нибудь поближе отвечает ей тем же "сплю", но в несколько другом тоне.
Кострик чуть тлеет; подкинешь в него веток, он ароматно задымит, затрещит и вспыхнет, озарив на время окружающие деревья неровным, колеблющимся пламенем…….
Но вот начинает светать. На небе появляется предрассветное созвездие - огромный Орион, а над головою сияют звездочки Плеяд. Горизонт белеет, бледнеют звезды и вдруг задует свежий ветерок, от которого съежишься и невольно вновь нырнешь под теплую бурку и заснешь после этого часик - другой…….
Утром мы живо собрались и пошли по хребту прямо на Эклизи-бурун (церковный утес), который возвышался перед нами в виде высокого пика."
Без названия родник упомянут в путеводителе "Пешком по Крыму" В. Шляпошников, И. Кириллов издания 1955 г. Авторы после ночёвки на поляне Саурган предлагают спуск через родник на перевал Кебит-богаз:
"Переночевав, следует вернуться в южный угол Длинной поляны. Здесь, правее векового граба, продолжается тропа, которая, пройдя над лощиной, спускается по водораздельному гребню. По ней выйти на заброшенную лесную дорогу, которая метров через 200 пересекает торную дорогу. Пройдя метров 35 вправо, попадешь на поляну со скамейкой, напротив — прекрасный источник.
От источника нужно вернуться на покинутую тропу и продолжать путь по ней мимо векового граба (он остается вправо). Тропа идет на юг не разветвляясь и дважды огибает с востока встречающиеся возвышенности. В 2,5 км пути от источника — перевал Кебит-богаз."
Другой путеводитель советского периода "В горах и лесах Крыма", предлагавший когда-то разрешённый плановый маршрут по КПЗ через родник Саджин-чокрак, давно устарел, но горы и родник всё те же. Книжица вышла как путеводитель по Крымскому Государственному Заповеднику им. В.В. Куйбышева в 1957 г. Родник упомянут в главе с маршрутами и условно показан на схеме КГЗ (фрагмент приведён выше):
"... спуск в Центральную котловину. По долине р. Альмы туристы направляются на ночлег в Чернореченскую базу туристско-экскурсионного управления ВЦСПС.
Последний переход — от кордона «Кебит-богаз», находящегося рядом с туристской базой, через Чатырдаг на Алушту.
Тропа круто идёт вверх к источнику «Отдых» (Сажин-чокрак), дальше от небольшой поляны у источника — по горному хребту — к Длинной поляне (Узун-алан) и мимо остатков оборонительной стены тавро-скифского времени поднимается на вершину Чатырдага — Эклизи-бурун."