ИСТОЧНИКИ В ОКРЕСТНОСТИ ТОПЛОВСКОГО МОНАСТЫРЯ, бассейн р. Индол
Источники Безымянный, Предтеченский и Георгиевский принадлежат бассейнам правых притоков реки Индол и находятся к ЮЗ от Топловского монастыря Св. Параскевы, а их водосборные площади находятся на склонах горы Тау-баши (Каратау). Все они лежат на старинной дороге, идущей от монастыря к т. н. водопаду Трёх Святителей.
Родники наблюдались 5 января 2010 г. при спуске с Главного хребта крымских гор в село Тополёвое.
Для справки, из "Крым. Географические названия" И.Л. Белянский, И.Н. Лезина, А.В. Суперанская; изд-во "Таврия=Плюс", Симферополь, 1998 г., стр. 50:
Дым-Дере, Сулу-Дере - балка, поросшая лесом, с вдп. в верх. Впад. справа в дол. р. Индол II, в 1 км к В от нп Радостное (Белог.)
1) тюрк. дым влага, сырость, здесь "сырая"; 2) ср. тюрк. сувлу "содержащий воду", "обильный водой".
РОДНИК ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ (ТРИ СВЯТИТЕЛЯ, ТРЁХИСТОЧНИК) N 44°59'29.8''/E 34°52'02.0''/373 м над у.м./WGS-84
В рукописном реестре топонимов Игоря Белянского указано одно из названий родника - "Трёхисточник", а не "Три источника", как в словаре "Крым. Географические названия" на стр. 121. Очевидно, изменение появилось при печати словаря:
Три источника, Три Святителя - источник с тремя расположенными рядом выходами воды, заключенный в массивный бетонный каптаж под железной крышей. К ЮЗ от нп Учебное (Белог.) и от Георгиевского источника, над п. бортом балки Дым-Дере, рядом с лесной дорогой; 2) был посвящен трем святым. На одной из карт в этом месте обозначен Предтеченский родник.
К сожалению, сейчас водозаборный каптаж источника выглядит не очень привлекательно для ассоциации его с церковными святыми и, возможно поэтому, название "Трёх Святителей" когда-то было перенесено на место, где Предтеченский ручей образует водопад. Среди паломников бытует мнение, что источник, питающий водопад и есть источник Три Святителя. Эта путаница сплошь присутствует в интернет-ресурсах о Топловском монастыре.
В современной литературе по гидрогеологии Крыма источник и водопад под именами Трёх Святителей, а также и другие монастырские источники упомянуты в книге "Водопады Крыма" Зинаиды Владимировны Тимченко (Симферополь, изд-во "Доля", 2005 г.):
"... Отличительной чертой [Топловского] монастыря является то, что здесь целых три источника, почитаемых паломниками. Один из них находится на территории монастыря. ... Считается, что воды источника Святой Параскевы врачуют глаза. Интересно, что почитали его не только православные, но и мусульмане, называя родник "Чокрак-Савлы-Су" (родник целебной воды). Над источником устроена небольшая часовенка. Выше, на северных склонах горы Тау-Баши, у дороги, огибающей гору, недалеко от монастыря выклинивается источник, посвященный святому Георгию Победоносцу. Источник каптирован, возле него устроены купальни. Но самые целеустремлённые могут отправиться дальше вверх по правому склону поросшей лесом балки Дым-Дере (Сулу-Дере), правого притока Индола, к источнику Трёх Святителей. Источник представляет собой три расположенные рядом выхода воды, заключённых в массивный бетонный каптаж под железной крышкой у дороги. Начинается же балка в глубоком тёмном овраге, склоны которого соединяются между собой, образуя крутой и довольно длинный скат. По нему низвергается мощный водопад Трёх Святителей."
Водой Предтеченского источника по трубам снажается питьевой фонтан в ныне действующем Топловском женском монастыре Святой Параскевы.
РОДНИК ГЕОРГИЕВСКИЙ (СВЯТОГО ГЕОРГИЯ) N 44°59'41.3''/E 34°52'26.8''/374 м над у.м./WGS-84
Он ближе всего расположен к монастырю Св. Параскевы. Недавно территория вокруг была обнесена забором. Кроме родника на ней есть часовня в честь Св. Геогия Победоносца, мужская и женская купели для паломников. На ночь территория закрывается.
В описании Н.В. Рухлова название родника не приводится:
"... В распоряжении монастыря есть несколько выходов родниковых вод на сев.-западном склоне монастырской горы. Один из источников расположен у лесной дороги, выход его обделан камнем и смотровой колодезь содержится под замком, вода посредством особого желоба, вделанного в каменную кладку колодезного сруба, выходит в поливную канаву монастырского сада; расход воды определился для августа 1912 года в количестве 1.860 вед., температура воды 12 гр. Ц. ...".
Под названием Георгиевский родник представлен в книге "Крым. Географические названия", И.Л. Белянский, И.Н. Лезина, А.В. Суперанская; 1998 г., стр. 43:
Георгиевский источник - в 0,5 км к ЮЗ от нп Учебное (Белог.), в лесу, ниже дороги, огибающей г. Тау-Баши с С и З; считается целебным; посвящен святому Георгию.
В реестре тонимов Игоря Белянского первоисточником этого названия значится Ирина Николаевна Лезина.
Также повторюсь, что источник упомянут в книге "Водопады Крыма" З.В. Тимченко:
"... на северных склонах горы Тау-Баши, у дороги, огибающей гору, недалеко от монастыря выклинивается источник, посвященный святому Георгию Победоносцу. Источник каптирован, возле него устроены купальни ..."
РОДНИК "А" НА МОНАСТЫРСКОЙ ДОРОГЕ К ВОДОПАДУ
N 44°59'23.5''/E 34°52'08.1''/373 м над у.м./WGS-84
Если спускаться правым бортом балки Дым-дере от водопада "Трёх Святителей" в Топловский монастырь по лесной монастырской дороге, часто промаркированной на деревьях крестами, то в одном месте, дорога изгибается, пересекая приток-овражек. Чуть дальше встретится на обочине лужа, из которой вытекает зимне-весенний ручеёк, сочащийся по дороге.
Через некоторое время такая же картина: грязь и другой ручей, но более обильный исток его привлекает внимание. Над родником маленький холмик с торчащим из него столбиком. На соседнем буке вырезана большая бука А и какая-то непонятная фигурка, похожая на сидящую химеру. Выход воды никак не благоустроен, а вот сток при раскопках оказался необычным. После расчистки родника от листвы вода дружно побежала к дороге по узкому жёлобу, выложенному камнями, скреплёнными раствором. Далее вода несколько десятков метров течёт по колее дороги, а потом сворачивает под обочину. Вода не дегустировалась.
Возможно когда-то, родником пользовались, например водопоя. По жёлобу вода могла натекать в подставленное корыто.
PS
Не этот ли родник нужно считать Ат-Чокраком? В реестре топонимов И.Л. Белянского название относится к соседнему мощному Предтеченскому источнику. Ввиду близости большого источника, маленький родничок "А" теперь заброшен.
Под "одной из карт", очевидно, подразумевается карта-верстовка образца 1890-х годов, где родник Предтеченский имеет сток не в балку Дым-дере (Сулу-дере), а на ССЗ. Вода источника использовалась для полива садов и на карте показано не естественное русло его ручья, а арык, траверсирующий склоны. Это отмечено в описании родника, но уже под иным названием в гидрологическом труде Н.В. Рухлова "Обзор речных долин горной части Крыма" 1915 г. в Главе VII "Долина реки Индол":
"... Второй источник, под наименованием «Три Святителя», выходит из мощного пласта конгломерата, пред обнажением которого выкопана большая яма, в боках которой выходят родниковые воды отдельными струйками; расход воды определился в количестве 42.830 вед., температура воды в открытой яме 15 гр. Ц. Вода полностью используется на нужды монастырского сада и огорода".
Тремя Святителями в православии принято называть великих каппадокийских отцов церкви - Василия Великого, Григория Богослова и константинопольского патриарха Иоанна Златоуста.
Монастырь был учрежден в 1864 г. Ещё не было монастыря, а название Чокрак-Салык-су (Св. Параскевы) уже появилось на топографических картах Военно-Топографического депо. И если на карте 1842 г. Подполковника Оберга и Полковника Бетева абсолютно не понятно к чему относится это название, то на верстовке Бетева издания 1856 г. чётко видим эту надпись около обозначенного в голове ручья родника. Сейчас он известен как источник Св. Георгия. Не произошёл ли тогда перенос названия на родник, обустроенный на монастырской территории?
Другие источники воды поблизости:
_____________________________________
© SL, 2010 январь
© Топонимия, привязка к карте: И.Л. Белянский