В книге Т. Саргсян и М. Петросян собраны весьма обширные сведения из разрозненных источников о монастырских фонтанах и о водоснабжении Сурб Хача. Далее я привожу отрывки из этого масштабного исследования, выполненного авторами. Если вы собираетесь в Старый Крым и в монастырь Сурб Хач, обязательно прочитайте эту книгу!
Татевик Саргсян
Меружан Петросян
Крым.
Монастырь
Сурб Хач
Симферополь
2017
... Монастырь Сурб Хач, название которого переводится с армянского как «Святой Крест», находится на склоне горы Карасан-Оба, именуемой также Грыця, – одном из северо-восточных отрогов Главной гряды Крымских гор. В прошлом по склонам этого живописного массива, известного также как «гора монастыря Святого Креста», тянулась древняя дорога, связывавшая степные и предгорные поселения с приморьем. Начинаясь от тракта у подножия, она проходила через лесные чащи мимо армянских монастырей Сурб Хач, Сурб Степанос (Святого Стефана), Отуза и Кизилташа и выходила в сторону Судака (в прошлом – Сухта, Сугда, Сурож, Сугдея, Солдая). Другая ветвь, отделившись у монастыря Отуза, вела к Феодосии, также минуя несколько армянских монастырей. ...
... Западнее и юго-западнее укрепленной части ансамбля, на склонах небольшого оврага, разбитых на террасы, некогда располагались монастырские сады и огороды. Здесь, на верхней и нижней террасах, сохранились два памятных фонтана с кристально чистой горной водой. Верхний фонтан находится на гребне косогора, а к нижнему, расположенному под садовыми террасами, ведет каменная лестница в пять маршей с символическими арочными вратами на верхней лестничной площадке.
... Описание д’Асколи позволяет заключить, что, во-первых, церковь Святого Знамения (очевидно, вместе с гавитом, поскольку именно в нем находятся захоронения с прямоугольными надгробиями, украшенными священническими посохами) по меркам того времени была значительным сооружением для Крыма. Зная полуостров и его архитектурное наследие, д’Асколи именно ее посчитал достойным Рима строением. Во-вторых, он также счел необходимым отметить, что на поклонение монастырю Сурб Хач шли «многочисленные толпы богомольцев», среди которых, как увидим далее, были и представители других национальностей, в том числе мусульмане. В-третьих, понятно, что в том или ином виде уже существовали монастырские родники-фонтаны, которые мы знаем сегодня. Да и не мог монастырь жить без воды, бережно и благоговейно подведенной к сооружениям фонтанов, в целом традиционным для армянского церковного и монастырского зодчества, в том числе и в Крыму. Поэтому можно предположить, что фонтаны появились здесь вместе с первыми монастырскими сооружениями, и внимание д’Асколи привлекло не только качество их воды, но и внешний вид сооружений, эту воду предоставлявших. ...
... При этом следует учесть, что в течение своей многовековой истории монастырь постоянно обновлялся, перестраивался, изменялся. Ныне существующие здесь постройки воздвигнуты в разное время, и каждая из них, естественно, отражает строительные и декоративные традиции породившей ее исторической эпохи.
... Возведение крестово-купольной церкви Сурб Ншан (Святого Знамения), согласно строительной надписи, начато в 1358 году.
... Весьма важным является тот факт, что уже в 1694 году Кафаеци упоминает два монастырских родника-фонтана, которые, на наш взгляд, соответствуют сегодняшним верхнему и нижнему фонтанам, конечно, с учетом небольших изменений в оформлении их фасадов в ходе последующих перестроек и обновлений.
...
Здесь воды вкуснейшие из двух родников,
Дубравами вблизи тебя окруженных,
Бытуешь ты между ними в роскоши собственной,
Величественно приветствуя, обитель Сурб Ншан…
Мил и желанен народам всем,
И даже другие к твоим идут ногам:
Мурза, Господин, и Султан, и Хан
Глядят с восхищением на тебя, Сурб Ншан…
... Что касается питьевой родниковой воды, то для армян она всегда олицетворяла собой жизнь, и думается, что именно наличие дивной воды и сыграло решающую роль в выборе места для монастыря Сурб Хач.
... Большое внимание уделялось и окружавшим лесным массивам, необдуманная вырубка которых не только могла привести к разрушению склонов и постепенной гибели монастырских построек, но и к обезвоживанию фонтанов, находящихся здесь же – на верхней и нижней террасах.
Верхний фонтан стоит на гребне оврага, над садовыми террасами. Он расположен в низине, примыкая восточной стеной к невысокому откосу, поддерживаемому крепидой. Параллельно последней, с западного бока фонтана, тянется еще одна подпорная стена, поддерживающая всю верхнюю террасу. Фонтан в общих очертаниях представляет собой основанную на цоколе прямоугольную декорированную каменную тумбу, завершающуюся профилированным карнизом. Пристроена она к размещенному в косогоре резервуару для накопления родниковой воды.
Вытекая из резервуара, вода направляется по трубе и через водомет, устроенный на фасадной стороне, выливается в каменный бассейн внизу. Тумба фонтана выполнена из тесаных светло-бежевых известняковых блоков среднего размера. Кладка – порядовая. Лицевая часть украшена глубокой арочной нишей стрельчатого контура, охватывающей и цокольную часть. По ободу она оттенена тоненькой профилированной лентой. Внутри арки размещены две маленькие ниши с узорчатыми верхами. (SL, три ниши).
В лобовой части тумбы, прямо над аркой, некогда размещалась мраморная плита (ныне утрачена). На ней было рельефное изображение двух летящих ангелов (во весь рост, в профиль), возносящих крест на шлемовидном пьедестале. Примечательно, что этого декоративного элемента нет на фотографиях фонтана 40–50-х годов ХХ столетия. Он появился в 70-х годах и через некоторое время бесследно исчез.
Фонтан был восстановлен в 80-х годах ХХ века по проектам Е. Лопушинской, а его окружение и примыкавшие подпорные стены – в 1995 году.
Второй фонтан находится ниже по склону. К нему, пересекая садовые террасы, ведет длинная каменная лестница в пять маршей, поддерживаемая по бокам крепидами из бута. На гребне лестницы некогда стояли символические арочные врата, просуществовавшие вплоть до 40-х годов ХХ века. Ныне от них осталась лишь нижняя часть одной из полуразрушенных тумб. Приблизительное представление об этой малой архитектурной форме можно составить по еле заметным контурам на фотографии, изображающей Сурб Хач в период реконструкции между 1906 и 1918 годами. Когда-то на каждой из лестничных площадок имелись калитки, ведущие в расположенные на террасах сады и огороды.
Ныне на крепидах кое-где сохранились следы от их фиксажей.
Нижний фонтан устроен по тому же принципу, что и верхний, но отличается от него более насыщенным оформлением фасада.
По сообщениям ряда авторов, он намного старше верхнего и в период своего многовекового существования неоднократно реконструировался. Возможно, именно об одной из таких перестроек сообщала ныне утраченная надпись на мраморной плите, вставленной по правую сторону памятника. Она была датирована 1749 годом и упоминала некоего Микаела из Бахчисарая.
Сохранилась фотография нижнего фонтана, сделанная в 60–70-х годах ХХ века. По ней видно, что покрытые резьбой разнородные детали от полуразрушенного памятника недостаточно органично сочетаются друг с другом и просто сложены по очередности, без связующей смеси. В имеющихся описаниях 70-х годов ХХ века говорится, что фонтан разрушался под нагрузкой завала грунта, переполнявшего накопительный колодец. В них также отмечается, что фасад был сложен из резных блоков вторичного использования, в то время как сама система водоснабжения была более древней.
По сравнению с верхним фонтаном нижний не выявляет параллелепипедных форм. Он вделан в кладку подпорной стены, увенчанной профилированным карнизом. Лицевая сторона состоит из завершающейся карнизом цокольной части и основанной на ней трехцентровой арочной ниши. Обод арки, всецело охватывающий резной фасад, отмечен широким профилем с веревочной лентой по середине. Композиция внутри арки делится на три части, которые в общих очертаниях воспроизводят контуры вертикального разреза купольной церкви. «Шатер купола» представлен мукарнасом: полуконус изнутри украшен шестью рядами веерообразного орнамента, укорачивающимися к верху. По обе стороны его, на том же блоке, изображены вертикально вытянутые профилированные отрезки, упирающиеся в дугу ниши. К ним с внутренней стороны примыкают орнаментированные полосы. Между этими вертикалями и мукарнасом изображены волюты – символы вечности (правосторонний разрушен).
Сцена, изображенная ниже «шатра», на «барабане», представлена трехчастной композицией. В центре – процветший крест, который «произрастает» из стилизованного древа жизни, установленного на ступенчатом пьедестале. По обе стороны креста изображено по одному ангелу в профиль и во весь рост. Лики их, обращенные к кресту, сбиты. Над ангелами расположено по одному диску с гладкой поверхностью (Солнце и Луна?).
Ниже описанной композиции, в середине «корпуса церкви», установлен другой резной блок. В центре, на вертикальной оси композиции, устроена маленькая ниша с трехлопастным верхом. Над ней помещена розетка, которая покрыта треугольными впадинками, а по краям обработана лепестками. По обе стороны ниши изображено по одному деревцу (похожи на кипарисы) с птицей на верхушке. Поле между нишей, розеткой и кипарисами заполнено маленькими летящими ангелами в фас (лики и крылья) – по одному с каждой стороны. Розетки, схожие с центральной, только больших размеров, помещены по обе стороны нижней части композиции.
Время сооружения верхнего и нижнего фонтанов монастыря Сурб Хач неизвестно. Самое раннее их упоминание встречается у Дортелли д’Асколи и относится к 30-м годам XVII века. Учитывая важность водообеспечения для духовного центра и давнюю традицию сооружения фонтанов в армянских монастырях, можно заключить, что действующая система водоснабжения фонтанов существовала здесь исстари, а сами их постройки в течение своей многовековой истории периодически обновлялись и менялись в декоре.
Изучив систему водоснабжения разрушенного армянского монастыря в Двуякорной Бухте, неподалеку от Феодосии, И. И. Бабков пришел к выводу, что ее конструкция характерна для армянских духовных центров Крыма: все они устроены по одному плану и свидетельствуют о «большом уменье использовать и сохранять влагу и о большой заботливости древнего населения этих мест, проявляемой к вопросам водоснабжения, о громадном интересе к мельчайшим признакам воды».
По этому поводу вспомним, что первый известный водопровод, построенный армянами в Крыму, упомянут в Уставе Кафы 1316 года.
Что касается системы водоснабжения непосредственно монастыря Сурб Хач, то она, находясь в центре внимания монахов, постоянно восстанавливалась и расширялась. В разное время археологами и реставраторами здесь были обнаружены довольно сложные водопроводные и водоотводяще-дренажные системы, состоящие из нескольких ветвей, множества водозаборных резервуаров, лотков и очистительных колодцев. Средневековые магистральные линии прокладывались из хорошо обожженных глиняных труб, тщательно закапываемых в землю. Скрывались также накопительные резервуары, развилки, лотки, очистительные колодцы. И дело не только в том, что это предохраняло их от возможных повреждений: все перечисленные составляющие рассматривались как стратегически важные элементы в жизнедеятельности монашеской общины.
... В 70-х годах ХХ века в Сурб Хаче проводились комплексные археологические исследования, на основании результатов которых в 1985 году специалистами Укрпроектреставрации (Киев, Госстрой УССР) был создан проект восстановления и использования монастыря, предполагавший проведение всесторонней систематической реставрации. Проектными работами руководила архитектор Е. Лопушинская. После восстановления планировалось использование комплекса в качестве дома отдыха: храм Сурб Ншан должен был служить концертным залом, гавит – клубом, трапезная – столовой, кельи – гостиничными номерами, дворики – площадками для игр. Во второй половине 80-х годов ХХ века под руководством В. Крылова по этому проекту был восстановлен верхний фонтан.
В самом конце 80-х годов ХХ века, с целью реставрации, старокрымскими жителями был разобран нижний фонтан, но работы не были начаты. Оголенное основание памятника осталось под открытым небом, а покрытые резьбой некоторые фрагменты внешнего декора были безвозвратно утрачены.
В начале 90-х годов ХХ века монастырь Сурб Хач представлял собой руины, погруженные в груды строительного мусора.
... В 1993 году в монастыре Сурб Хач были отреставрированы также северная и южная стены подвального этажа, расположенного под трапезной, решен вопрос водоотведения верхнего фонтана, расчищены и подготовлены к будущей реставрации трапезная, участок с полуразрушенными помещениями, лежащий севернее гавита, а также атриум. Работы были завершены установкой крестодержателя и креста, и после длительного перерыва над монастырем Сурб Хач вновь вознесся символ христианской веры.
... В том же 1994 году восстановлена каменная лестница, ведущая на верхний ярус трапезной, а также сама подпорная стена, на которую опирается эта лестница. Блоки ступеней были размещены на прежних местах и закреплены цементным раствором. Был приведен в порядок также полуразвалившийся внутренний фонтан, расположенный под означенной лестницей в подпорной стене. Восстановить подачу воды из фонтана не удалось, поскольку система водоснабжения, часть которой находится под полом малого дворика и зданием келий, основательно повреждена.
... Во время строительно-восстановительного сезона 1995 года полностью отреставрирован атриум, или большой внутренний дворик, заново сложена ведущая к западному входу гавита каменная лестница, закреплена крыша северного зала трапезной, восстановлены подпорные стены и терраса у верхнего фонтана, расчищены интерьеры храма и гавита.
... В ходе очистительных работ на территории верхнего фонтана, за восточной подпорной стеной, были открыты остатки трех других, параллельных друг другу подпорных стен (каждая шириной в 60–65 см). Видимо, со временем пришедшая в негодность подпорная стена не восстанавливалась: перед ней строилась другая. Так повторялось несколько раз. Вдоль первоначальных оснований восточной и западной подпорных стен были залиты новые фундаменты, на которых полностью восстановились эти крепиды. Восточную из них, в близком к фонтану отрезке, мы украсили арочной нишей, напротив которой на западной подпорке восстановили низкую калитку, ведущую на вторую террасу. Затем были уложены плиточный пол и площадка перед фонтаном.
... За нижний фонтан удалось взяться лишь в 1997 году. Как уже отмечалось, в конце 80-х годов ХХ века его фасадная часть была разобрана и оставлена на произвол судьбы. На месте находилась лишь центральная плита нижнего яруса с отверстием для стока воды. Естественно, по прошествии лет некоторые фрагменты декора, покрытые орнаментальной резьбой, были безвозвратно утрачены.
Прежде чем приступить к реставрации фонтана и его окружения, необходимо было расчистить от завалов сам памятник и площадку перед ним. В результате удаления поверхностного слоя площадки для предстоящего устройства плиточного пола открылась протянутая по низовью косогора ветка водоснабжения и древнее каменное русло водоотведения. Обнаружены также старый каменный бассейн, находившийся под используемым, покрытые резьбой некоторые обломки фасада фонтана, а также остатки лестниц и подпорных стен.
Особый интерес вызывала древняя система водоотведения, представляющая собой перпендикулярно соединенный с бассейном четырехметровый канал, через который вода направлялась в сторону ближайшего оврага, расположенного северо-западнее фонтана. Канал состоит из последовательно соединенных узких каменных блоков, по всей длине которых вырублено полуцилиндрическое углубление.
... В том же 2000 году приступили к восстановлению нижнего фонтана. При доминирующем положении сохранившейся на своем месте центральной плиты нижнего яруса (с отверстием для стока воды) удалось скомпоновать цокольную часть фонтана.
Для продолжения реставрации памятника необходимо было выбрать приемлемый и оптимальный вариант сочетания имеющейся водоотводящей системы, старого бассейна с цокольной частью и сохранившихся фрагментов декора.
Эту задачу удалось полностью решить лишь в 2001 году. Все камни нижнего фонтана заняли свои места. Недостающие фрагменты резного декора были заменены новыми. Причем заново изготовленные фрагменты были подогнаны под элементы композиции лишь по общим контурам. От детальной резной обработки поверхностей мы отказались, что дало возможность сохранить целостность композиции фасада и в то же время отличить изначальные фрагменты от новых.
В 2001 году были восстановлены и подпорные стены по обе стороны фонтана, каменная лестница, поднимающая на третью садовую террасу, плиточная вымостка перед фонтаном, подпорная стена, расположенная северо-восточнее, и нижние марши лестничного спуска вместе с подпорными стенами. Фактически в 2001 году была полностью завершена реставрация нижнего фонтана и его окружения. Восстановилась и пришедшая в не годность система водоснабжения памятника: в 2001 году, после долгого бездействия, нижний фонтан стал бить кристально чистой ключевой водой.
... Коллекция армянских надписей из монастыря Сурб Хач была пополнена в 1998 году за счет публикации новых памятников эпиграфики, выявленных при очистительных и восстановительных работах, проведенных в 1995–1996 годах. ...
...
49. На мраморной плите, вставленной в правостороннюю стену нижнего фонтана: ...
«[Обновленный фонтан] Микаэлу из Бахчисарая суть (?) память (?). 1198 [=1749]».
50. На плите, вставленной в тумбу фонтана в атриуме:
«При обновлении монастыря Сурб Хач, организованным вардапетом Мануэлом, сей благодатный внутренний фонтан положен [=выстроен] досточтимой Мариам, женой Агаджанова, как подношение во поминание души [ее] - Мариам, уроженки Вана. 1836 год по летоисчислению Спасителя и двадцатое [число] месяца сентября».
Про внутренний фонтан в большом парадном дворике-атриуме:
... Надстройка трапезной, поначалу состоявшая из более чем десяти маленьких келий, видимо, появилась в XVIII столетии. На гравюре начала XIX века она уже представлена несколькими маленькими помещениями и обширной террасой, обведенной парапетом. Сюда ведет размещенная в атриуме каменная лестница, которая прилегает к северному ограждению обители. Под ней, в подпорке, размещены каменная ниша внутреннего фонтана (не действует), построенного в 1836 году, и арочный проем, ведущий к центральным вратам.
... О. Домбровский и В. Сидоренко полагали, что восстановлению 1751 года предшествовал пожар, изрядно разрушивший монастырь приблизительно в 40-х годах XVIII века. Обнаруженная при археологических изысканиях прослойка «гари» перекрывала часть большого дворика, водосток, остатки некогда существовавших помещений. Водосток брал начало от внутреннего фонтана, расположенного в большом дворике, под лестницей, ведущей в надстройку трапезной. Источники относят его возведение к 1836 году, к периоду восстановительных работ, организованных вардапетом Манвелом Гюмушханеци. Можно было бы допустить, что речь идет о восстановлении фонтана в 1836 году, поскольку лестница на этом месте существовала давно и упоминается М. Бжишкяном, да и вода подавалась в фонтан по водопроводной ветви, идущей под крайней северо-западной кельей. Но проблема в том, что в своем обстоятельном описании монастыря Бжишкян самого фонтана не упоминает. А значит, его не было, поэтому привязать восстановительные работы 1751 года к пожару не представляется возможным. Пожар случился позже. ...
Про фонтан внутри обители см. Г. Спасский. Старый Крым // ЗООИД. Т. IV. Одесса, 1858, стр. 101:
"Близ ворот, или лучше сказать низкой калитки, ведущей на монастырский двор, находятся два мраморные фонтана с прозрачною и чистою водой. Стены обоих фонтанов исписаны именами посетителей, а у нижнего есть и Армянская надпись, иссеченная, на мраморной дощечке, судя по свежести её, может быть, объясняющая о пожертвовании сделанном кем-либо на восстановление этого фонтана. Внутри монастыря, от входа на правой стороне, существует такой же фонтан с такою же надписью."
Про внутренний фонтан в статье известного русского тюрколога В.Д. Смирнова "Археологическая экскурсия в Крым летом 1886 года" // Записки Восточного Отделения И. Р. А. общества. Том 1, 1886 г.; Спб, 1887:
"... Ниши, находящиеся во дворе направо от входа, суть места кранов ныне пересохших или отведенных в другое место Фонтанов. ..."
----------------
Представленная здесь информация о водоснабжении монастыря сводится к тому, что где-то рядом в горах находится один источник, вода которого сначала собирается в колодце, а затем по трубам разводится в обитель и в садовые фонтаны для паломников и полива.
Не этот ли источник показан на верстовке 1890-х как "Родн" около дороги на юг от монастыря?