ФОНТАНЫ МОНАСТЫРЯ СУРБ ХАЧ, овраг Монастыр, бассейн р. Чурук-су (Чорох-су, Серен-су)

Лес высокий и тенистый,
Всюду горы и пустырь.
Что такое? Стены зданья!
А! Так вот он, монастырь!
Что ж, однако? Где ж монахи?
Вкруг всё тихо. Лишь журча,
В арке белого фонтана
Льется светлая струя…

Максимилиан Волошин 1894
ДЛЯ ПРОЕКТА ЮРИЯ ЕЗЕРСКОГО "РОДНИКИ КРЫМА"
Родники, питающие фонтаны армянского монастыря Сурб Хач (Святого Креста) в 1634 г. удостоились похвалы в сочинении "Описание Черного моря и Татарии ..." префекта Кафы Эмиддио Дортелли д’Асколи. В переводе Н. Н. Пименова и с примечаниями А. Л. Бертье-Делагарда оно было опубликовано в сборнике ЗООИД, том ХХIV, Ч. II, 1902 г. В главе "Описание Татарии и сказание о ней того же Д. Эмиддио ди Асколи" читаем:
"... Крымской Татария называется от древнего города Крыма (Crim), ныне разрушенного. ...
... Вблизи Крыма, в двух милях от города, на лесистой возвышенности, находится армянская церковь во имя Животворящего Креста или, как они говорят, сурп-кач (Surp Саc), привлекающая многочисленные толпы богомольцев*); тут же вкуснейшая родниковая вода. Этот храм, достойный Рима, и много высоких каменных жилищ широких размеров построены были братьями-армянами, которые и погребены в церкви.
------
* - Сурп-Хач — по-армянски св. Крест. Храм монастыря построен в 1338 году. Две надгробные, без надписи, плиты в храме и поныне считаются могилами двух братьев, его основавших — Иоаннеса и Георгия (Мин. Бжешкианц, Путеш. по Крыму, § 489, рукопис. перев.; также кратко, 3. О. Общ. X, 447-448). А. Б. Д.
Переходим по ссылке А.Б.Д., т.е. Александра Бертье-Делагарда в сборник ЗООИД, том X, 1877 г., где дан перевод Херувима Кушнеряна извлечения из "Путешествия в Польшу ..." 1830 г. архимандрита Миная Медицы (Минас Бжишкян):
"... два брата Оганнес и Кеворк (Иоан и Георгий) были строителями этого монастыря. ...
... Противу внешних монастырских дверей находится фонтан мраморный, а пониже его другой, более древний и гораздо лучше построенный, с обеих сторон имеющий стены, из коих на правой иссечена надпись: "Племянник Михаила из Бахчесарая 1198, (1749)."

Примерно в это же время фонтаны Сурб Хача мог видеть П.И. Кёппен. В малоизвестной статье на немецком языке 1838 г. "Über die Temperatur von 130 Quellen der Taurischen Halbinsel" /О температуре 130 источников Таврического полуострова/ для сборника "Записки Императорской Академии Наук Санкт-Петербурга", Спб., 1841 г. он называет их quellen, родниками:
Armenisches St. Georgi-Kloster neben Eski-Krym.
12. u. 13. Zwei Quellen, den 13 (25) Nov. 1833, bei Tage . . . . . . . . 7°
Перевод:
"Армянский Георгиевский монастырь рядом с Эски-Крымом.
12 и 13. Два источника, 13 (25) ноября 1833 года, днём . . . . . . . . [температура воды по Реомюру] 7°

В ряде архивных документов, в том числе картах, монастырь Сурб Хач фигурирует под названиями «Георгиевский монастырь» и даже "монастырь св. Егория". Как объясняют Татевик Саргсян и Меружан Петросян в книге "Крым. Монастырь Сурб Хач" 2017 г., "... ошибка легла в основу названия «Георгиевский монастырь», которым Сурб Хач по недоразумению именуется во многих документах российского периода: труднопроизносимое для русскоязычного человека имя главного донатора «Ованэс» могло быть отодвинуто, а понятное и доступное имя «Георг» – удержано и распространено на весь монастырь".
В книге есть объяснение неверной датировки основания монастыря: у Бжишкяна, у Бертье-Делагарда, на советской чугунной табличке "Памятник архитектуры. Монастырь 1338 г."
"Армянский текст надписи впервые был опубликован М. Бжишкяном (Путешествие в Польшу… – С. 324), но с неверной расшифровкой даты: вместо года 1358 он прочел 1338. Видимо, автора ввело в заблуждение упоминание Сурб Хача в знакомых ему источниках 1347–1348 годов, к которым мы обратились выше. Впоследствии ошибочное чтение даты повторили и другие исследователи."
Дата 1358 год указана в надписи под карнизом купола храма.

Монастырю с годы Советской власти довелось побыть и санаторием, и пионерским лагерем и просто достопримечательными руинами. В годы запустения монастырь выглядел, как его описывает Ф. Прилипко в очерке "Старый Крым" 1967 г.:
"... Еще один поворот, и вот он — монастырь. Он имеет вид скорее грозной крепости, чем мирной обители.
Здесь все дико и запущено. Аллея старых акаций. Каменная лестница с полуразвалившимися ступенями. Фонтаны, украшенные стрельчатыми арками. В одном из них еле сочится прозрачная вода. Сад зарос крапивой и бурьяном. Гибкие ветки ломоноса опутали деревья. ..."
Нелёгкая судьба монастырского комплекса хорошо освещена в многочисленных публикациях историков, краеведов, археологов и архитекторов. Все они затрагивают и историю монастырских фонтанов: Верхнего, Нижнего, Внутреннего.

Специально теме фонтанов (родников), в том числе Сурб Хача, была посвящена статья доктора архитектуры О.Х. Халпахчьяна "Архитектура родников крымских армян" (сборник "Архитектурное наследство", выпуск 37, 1990 г.). Я приведу её частично и добавлю его фото и схемы:
"... При отсутствии вблизи поселений рек и водоемов с пригодной для питья водой ее доставляли из далеких источников водоводами. В средние века в Крыму, как и в Армении, водоводы составлялись из гончарных труб диаметром 12—15 и длиной 40—50 см, соединявшихся друг с другом раструбами. Стыки труб, во избежание утечки воды , скреплялись специальным раствором наглухо. Трубы укладывались по рельефу местности с уклоном, обеспечивающим нормальный пропуск воды самотеком. Для предохранения труб от повреждений их закапывали в грунт, помещая в траншеи, которые при подаче воды с одной возвышенности на другую под напором, по закону сообщающихся сосудов (как в Феодосии и Судаке), обкладывались с боков и поверху каменными плитами.
Для получения нужного количества воды строители объединяли дебет нескольких источников.
... Родники возводились в удобных для забора воды местах, в стороне от дороги; в поселениях — на окраине или на одной из сторон небольших площадей, образуемых пересечением нескольких улиц, как, например, Кепенси чэшмэси, в монастырях и при церквях — в зависимости от местных условий. Так, в монастыре Сурб Хач, имевшем три родника, один помещался на парадном дворе, два других — в монастырском саду, расположенном с юго-запада от основных сооружений комплекса, на спланированных на косогоре террасах.
... Армянские родники Крыма подразделялись на встроенные и отдельно стоящие.
... Родник на парадном дворе монастыря Сурб Хач помещался в аркосолии под лестницей, ведущей на второй этаж к кельям, позднее, и к номерам гостиницы над трапезной.
Он представляет собой глубокую арочную нишу полуциркульного очертания, устроенную для экономии каменной кладки лестницы (рис. 1). Ниша до середины высоты закрыта большой плитой, образующей открытый сверху резервуар для воды. Из пробитых в плите отверстий, ближе к ее верху и внизу, вода стекала в располагавшееся перед нишей каменное корыто, из которого по скрытому под плитами двора водостоку попадала в колодец, откуда по гончарным трубам шла далее на поливку устроенных на нижней террасе сада и огорода.
По нашему исследованию кельи, лестница и родник построены не в три, как об этом пишут О.И. Домбровский и В.А. Сидоренко, а в два этапа. Сначала появились двухэтажные кельи и лестница, связывавшая их с парадным двором и примыкающими к нему сооружениями, а затем уже родник, что дает основание датировать его концом XVII - началом XVIII в.
Назначение родника также недостаточно точно определено этими авторами, поскольку он не служил для мытья ”рук и босых ног” прихожан перед тем, как войти в храм. Такие процедуры отсутствуют в церковных канонах армян, поэтому в храмах как Армении, так и разбросанных по земному шару армянских колоний не возводили специально предназначенных для подобных целей родников или фонтанов. Родник предназначался в первую очередь для обеспечения водой обитателей монастыря Сурб Хач и его трапезной, а затем уже паломников, многочисленных в праздничные дни.
Художественным акцентом родника служила орнаментальная резьба лицевой поверхности плиты, украшенной двумя крупными медальонами с розетками, обрамленными прямоугольной рамкой из так называемой "сельджукской цепи’’.
Судя по грубой, нарушившей цельность рамки околке боковых граней, плита, по мнению О.И. Домбровского и В.А. Сидоренко "взята из какого-то ограждения, состоявшего из нескольких подобных плит”. К этому можно добавить также то, что длина плиты значительно меньше ширины проема аркосолия. Рассматривая рельефный узор, авторы отмечают его аналоги в ряде западноевропейских и русских примеров XII—XIII вв. Из какого здания привезена сюда эта плита ответить трудно. Несомненно то, что она выполнена армянскими мастерами, строившими в Крыму многие монументальные здания различного назначения.
монастырь на видовой открытке начала XX века
фрагмент ''План округи Георгиевского монастыря и селения Старого Крыма ...'' 1795 г.
КОЛОДЕЦ N 45°00'01.1''/ E 35°03'44.2''/516 м над у.м./WGS-84
Находится к югу от террасы дома настоятеля. При спуске к монастырю по горной дороге, на повороте, колодец оказывается справа. Водоводами колодец связан с Верхним фонтаном, а прежде и с фонтанами внутри обители.
колодец под крутым горным склоном
По другую строну дороги, проходящей вдоль западной стены монастырского комплекса находятся парковые террасы с фонтанами.

ВЕРХНИЙ ФОНТАН N 45°00'01.8''/ E 35°03'43.8''/513 м над у.м./WGS-84
Ещё одно его название - Колодец, то ли из-за связи с упомянутым выше колодцем, то ли из-за цистерны-накопителя позади фонтана. Для туристов и паломников придумано название "Источник Мудрости и Практичности".
терраса Верхнего фонтана с видом на поворот дороги и колодец
Верхний фонтан 6 сентября 2023 г.
работающий Верхний фонтан
три маленькие ниши с узорчатыми верхами
дебит Верхнего фонтана 6 сентября 2023 г.
люк резервуара для накопления родниковой воды позади Верхнего фонтана
медальон с барельефом Агнца под куполом храма Святого Знамения
В книге Т. Саргсян и М. Петросян собраны весьма обширные сведения из разрозненных источников о монастырских фонтанах и о водоснабжении Сурб Хача. Далее я привожу отрывки из этого масштабного исследования, выполненного авторами. Если вы собираетесь в Старый Крым и в монастырь Сурб Хач, обязательно прочитайте эту книгу!

Татевик Саргсян
Меружан Петросян
Крым.
Монастырь
Сурб Хач

Симферополь
2017

... Монастырь Сурб Хач, название которого переводится с армянского как «Святой Крест», находится на склоне горы Карасан-Оба, именуемой также Грыця, – одном из северо-восточных отрогов Главной гряды Крымских гор. В прошлом по склонам этого живописного массива, известного также как «гора монастыря Святого Креста», тянулась древняя дорога, связывавшая степные и предгорные поселения с приморьем. Начинаясь от тракта у подножия, она проходила через лесные чащи мимо армянских монастырей Сурб Хач, Сурб Степанос (Святого Стефана), Отуза и Кизилташа и выходила в сторону Судака (в прошлом – Сухта, Сугда, Сурож, Сугдея, Солдая). Другая ветвь, отделившись у монастыря Отуза, вела к Феодосии, также минуя несколько армянских монастырей. ...
... Западнее и юго-западнее укрепленной части ансамбля, на склонах небольшого оврага, разбитых на террасы, некогда располагались монастырские сады и огороды. Здесь, на верхней и нижней террасах, сохранились два памятных фонтана с кристально чистой горной водой. Верхний фонтан находится на гребне косогора, а к нижнему, расположенному под садовыми террасами, ведет каменная лестница в пять маршей с символическими арочными вратами на верхней лестничной площадке.
... Описание д’Асколи позволяет заключить, что, во-первых, церковь Святого Знамения (очевидно, вместе с гавитом, поскольку именно в нем находятся захоронения с прямоугольными надгробиями, украшенными священническими посохами) по меркам того времени была значительным сооружением для Крыма. Зная полуостров и его архитектурное наследие, д’Асколи именно ее посчитал достойным Рима строением. Во-вторых, он также счел необходимым отметить, что на поклонение монастырю Сурб Хач шли «многочисленные толпы богомольцев», среди которых, как увидим далее, были и представители других национальностей, в том числе мусульмане. В-третьих, понятно, что в том или ином виде уже существовали монастырские родники-фонтаны, которые мы знаем сегодня. Да и не мог монастырь жить без воды, бережно и благоговейно подведенной к сооружениям фонтанов, в целом традиционным для армянского церковного и монастырского зодчества, в том числе и в Крыму. Поэтому можно предположить, что фонтаны появились здесь вместе с первыми монастырскими сооружениями, и внимание д’Асколи привлекло не только качество их воды, но и внешний вид сооружений, эту воду предоставлявших. ...
... При этом следует учесть, что в течение своей многовековой истории монастырь постоянно обновлялся, перестраивался, изменялся. Ныне существующие здесь постройки воздвигнуты в разное время, и каждая из них, естественно, отражает строительные и декоративные традиции породившей ее исторической эпохи.
... Возведение крестово-купольной церкви Сурб Ншан (Святого Знамения), согласно строительной надписи, начато в 1358 году.
... Весьма важным является тот факт, что уже в 1694 году Кафаеци упоминает два монастырских родника-фонтана, которые, на наш взгляд, соответствуют сегодняшним верхнему и нижнему фонтанам, конечно, с учетом небольших изменений в оформлении их фасадов в ходе последующих перестроек и обновлений.
...
Здесь воды вкуснейшие из двух родников,
Дубравами вблизи тебя окруженных,
Бытуешь ты между ними в роскоши собственной,
Величественно приветствуя, обитель Сурб Ншан…
Мил и желанен народам всем,
И даже другие к твоим идут ногам:
Мурза, Господин, и Султан, и Хан
Глядят с восхищением на тебя, Сурб Ншан…

... Что касается питьевой родниковой воды, то для армян она всегда олицетворяла собой жизнь, и думается, что именно наличие дивной воды и сыграло решающую роль в выборе места для монастыря Сурб Хач.
... Большое внимание уделялось и окружавшим лесным массивам, необдуманная вырубка которых не только могла привести к разрушению склонов и постепенной гибели монастырских построек, но и к обезвоживанию фонтанов, находящихся здесь же – на верхней и нижней террасах.
Верхний фонтан стоит на гребне оврага, над садовыми террасами. Он расположен в низине, примыкая восточной стеной к невысокому откосу, поддерживаемому крепидой. Параллельно последней, с западного бока фонтана, тянется еще одна подпорная стена, поддерживающая всю верхнюю террасу. Фонтан в общих очертаниях представляет собой основанную на цоколе прямоугольную декорированную каменную тумбу, завершающуюся профилированным карнизом. Пристроена она к размещенному в косогоре резервуару для накопления родниковой воды.
Вытекая из резервуара, вода направляется по трубе и через водомет, устроенный на фасадной стороне, выливается в каменный бассейн внизу. Тумба фонтана выполнена из тесаных светло-бежевых известняковых блоков среднего размера. Кладка – порядовая. Лицевая часть украшена глубокой арочной нишей стрельчатого контура, охватывающей и цокольную часть. По ободу она оттенена тоненькой профилированной лентой. Внутри арки размещены две маленькие ниши с узорчатыми верхами. (SL, три ниши).
В лобовой части тумбы, прямо над аркой, некогда размещалась мраморная плита (ныне утрачена). На ней было рельефное изображение двух летящих ангелов (во весь рост, в профиль), возносящих крест на шлемовидном пьедестале. Примечательно, что этого декоративного элемента нет на фотографиях фонтана 40–50-х годов ХХ столетия. Он появился в 70-х годах и через некоторое время бесследно исчез.
Фонтан был восстановлен в 80-х годах ХХ века по проектам Е. Лопушинской, а его окружение и примыкавшие подпорные стены – в 1995 году.
Второй фонтан находится ниже по склону. К нему, пересекая садовые террасы, ведет длинная каменная лестница в пять маршей, поддерживаемая по бокам крепидами из бута. На гребне лестницы некогда стояли символические арочные врата, просуществовавшие вплоть до 40-х годов ХХ века. Ныне от них осталась лишь нижняя часть одной из полуразрушенных тумб. Приблизительное представление об этой малой архитектурной форме можно составить по еле заметным контурам на фотографии, изображающей Сурб Хач в период реконструкции между 1906 и 1918 годами. Когда-то на каждой из лестничных площадок имелись калитки, ведущие в расположенные на террасах сады и огороды.
Ныне на крепидах кое-где сохранились следы от их фиксажей.
Нижний фонтан устроен по тому же принципу, что и верхний, но отличается от него более насыщенным оформлением фасада.
По сообщениям ряда авторов, он намного старше верхнего и в период своего многовекового существования неоднократно реконструировался. Возможно, именно об одной из таких перестроек сообщала ныне утраченная надпись на мраморной плите, вставленной по правую сторону памятника. Она была датирована 1749 годом и упоминала некоего Микаела из Бахчисарая.
Сохранилась фотография нижнего фонтана, сделанная в 60–70-х годах ХХ века. По ней видно, что покрытые резьбой разнородные детали от полуразрушенного памятника недостаточно органично сочетаются друг с другом и просто сложены по очередности, без связующей смеси. В имеющихся описаниях 70-х годов ХХ века говорится, что фонтан разрушался под нагрузкой завала грунта, переполнявшего накопительный колодец. В них также отмечается, что фасад был сложен из резных блоков вторичного использования, в то время как сама система водоснабжения была более древней.
По сравнению с верхним фонтаном нижний не выявляет параллелепипедных форм. Он вделан в кладку подпорной стены, увенчанной профилированным карнизом. Лицевая сторона состоит из завершающейся карнизом цокольной части и основанной на ней трехцентровой арочной ниши. Обод арки, всецело охватывающий резной фасад, отмечен широким профилем с веревочной лентой по середине. Композиция внутри арки делится на три части, которые в общих очертаниях воспроизводят контуры вертикального разреза купольной церкви. «Шатер купола» представлен мукарнасом: полуконус изнутри украшен шестью рядами веерообразного орнамента, укорачивающимися к верху. По обе стороны его, на том же блоке, изображены вертикально вытянутые профилированные отрезки, упирающиеся в дугу ниши. К ним с внутренней стороны примыкают орнаментированные полосы. Между этими вертикалями и мукарнасом изображены волюты – символы вечности (правосторонний разрушен).
Сцена, изображенная ниже «шатра», на «барабане», представлена трехчастной композицией. В центре – процветший крест, который «произрастает» из стилизованного древа жизни, установленного на ступенчатом пьедестале. По обе стороны креста изображено по одному ангелу в профиль и во весь рост. Лики их, обращенные к кресту, сбиты. Над ангелами расположено по одному диску с гладкой поверхностью (Солнце и Луна?).
Ниже описанной композиции, в середине «корпуса церкви», установлен другой резной блок. В центре, на вертикальной оси композиции, устроена маленькая ниша с трехлопастным верхом. Над ней помещена розетка, которая покрыта треугольными впадинками, а по краям обработана лепестками. По обе стороны ниши изображено по одному деревцу (похожи на кипарисы) с птицей на верхушке. Поле между нишей, розеткой и кипарисами заполнено маленькими летящими ангелами в фас (лики и крылья) – по одному с каждой стороны. Розетки, схожие с центральной, только больших размеров, помещены по обе стороны нижней части композиции.
Время сооружения верхнего и нижнего фонтанов монастыря Сурб Хач неизвестно. Самое раннее их упоминание встречается у Дортелли д’Асколи и относится к 30-м годам XVII века. Учитывая важность водообеспечения для духовного центра и давнюю традицию сооружения фонтанов в армянских монастырях, можно заключить, что действующая система водоснабжения фонтанов существовала здесь исстари, а сами их постройки в течение своей многовековой истории периодически обновлялись и менялись в декоре.
Изучив систему водоснабжения разрушенного армянского монастыря в Двуякорной Бухте, неподалеку от Феодосии, И. И. Бабков пришел к выводу, что ее конструкция характерна для армянских духовных центров Крыма: все они устроены по одному плану и свидетельствуют о «большом уменье использовать и сохранять влагу и о большой заботливости древнего населения этих мест, проявляемой к вопросам водоснабжения, о громадном интересе к мельчайшим признакам воды».
По этому поводу вспомним, что первый известный водопровод, построенный армянами в Крыму, упомянут в Уставе Кафы 1316 года.
Что касается системы водоснабжения непосредственно монастыря Сурб Хач, то она, находясь в центре внимания монахов, постоянно восстанавливалась и расширялась. В разное время археологами и реставраторами здесь были обнаружены довольно сложные водопроводные и водоотводяще-дренажные системы, состоящие из нескольких ветвей, множества водозаборных резервуаров, лотков и очистительных колодцев. Средневековые магистральные линии прокладывались из хорошо обожженных глиняных труб, тщательно закапываемых в землю. Скрывались также накопительные резервуары, развилки, лотки, очистительные колодцы. И дело не только в том, что это предохраняло их от возможных повреждений: все перечисленные составляющие рассматривались как стратегически важные элементы в жизнедеятельности монашеской общины.
... В 70-х годах ХХ века в Сурб Хаче проводились комплексные археологические исследования, на основании результатов которых в 1985 году специалистами Укрпроектреставрации (Киев, Госстрой УССР) был создан проект восстановления и использования монастыря, предполагавший проведение всесторонней систематической реставрации. Проектными работами руководила архитектор Е. Лопушинская. После восстановления планировалось использование комплекса в качестве дома отдыха: храм Сурб Ншан должен был служить концертным залом, гавит – клубом, трапезная – столовой, кельи – гостиничными номерами, дворики – площадками для игр. Во второй половине 80-х годов ХХ века под руководством В. Крылова по этому проекту был восстановлен верхний фонтан.
В самом конце 80-х годов ХХ века, с целью реставрации, старокрымскими жителями был разобран нижний фонтан, но работы не были начаты. Оголенное основание памятника осталось под открытым небом, а покрытые резьбой некоторые фрагменты внешнего декора были безвозвратно утрачены.
В начале 90-х годов ХХ века монастырь Сурб Хач представлял собой руины, погруженные в груды строительного мусора.
... В 1993 году в монастыре Сурб Хач были отреставрированы также северная и южная стены подвального этажа, расположенного под трапезной, решен вопрос водоотведения верхнего фонтана, расчищены и подготовлены к будущей реставрации трапезная, участок с полуразрушенными помещениями, лежащий севернее гавита, а также атриум. Работы были завершены установкой крестодержателя и креста, и после длительного перерыва над монастырем Сурб Хач вновь вознесся символ христианской веры.
... В том же 1994 году восстановлена каменная лестница, ведущая на верхний ярус трапезной, а также сама подпорная стена, на которую опирается эта лестница. Блоки ступеней были размещены на прежних местах и закреплены цементным раствором. Был приведен в порядок также полуразвалившийся внутренний фонтан, расположенный под означенной лестницей в подпорной стене. Восстановить подачу воды из фонтана не удалось, поскольку система водоснабжения, часть которой находится под полом малого дворика и зданием келий, основательно повреждена.
... Во время строительно-восстановительного сезона 1995 года полностью отреставрирован атриум, или большой внутренний дворик, заново сложена ведущая к западному входу гавита каменная лестница, закреплена крыша северного зала трапезной, восстановлены подпорные стены и терраса у верхнего фонтана, расчищены интерьеры храма и гавита.
... В ходе очистительных работ на территории верхнего фонтана, за восточной подпорной стеной, были открыты остатки трех других, параллельных друг другу подпорных стен (каждая шириной в 60–65 см). Видимо, со временем пришедшая в негодность подпорная стена не восстанавливалась: перед ней строилась другая. Так повторялось несколько раз. Вдоль первоначальных оснований восточной и западной подпорных стен были залиты новые фундаменты, на которых полностью восстановились эти крепиды. Восточную из них, в близком к фонтану отрезке, мы украсили арочной нишей, напротив которой на западной подпорке восстановили низкую калитку, ведущую на вторую террасу. Затем были уложены плиточный пол и площадка перед фонтаном.
... За нижний фонтан удалось взяться лишь в 1997 году. Как уже отмечалось, в конце 80-х годов ХХ века его фасадная часть была разобрана и оставлена на произвол судьбы. На месте находилась лишь центральная плита нижнего яруса с отверстием для стока воды. Естественно, по прошествии лет некоторые фрагменты декора, покрытые орнаментальной резьбой, были безвозвратно утрачены.
Прежде чем приступить к реставрации фонтана и его окружения, необходимо было расчистить от завалов сам памятник и площадку перед ним. В результате удаления поверхностного слоя площадки для предстоящего устройства плиточного пола открылась протянутая по низовью косогора ветка водоснабжения и древнее каменное русло водоотведения. Обнаружены также старый каменный бассейн, находившийся под используемым, покрытые резьбой некоторые обломки фасада фонтана, а также остатки лестниц и подпорных стен.
Особый интерес вызывала древняя система водоотведения, представляющая собой перпендикулярно соединенный с бассейном четырехметровый канал, через который вода направлялась в сторону ближайшего оврага, расположенного северо-западнее фонтана. Канал состоит из последовательно соединенных узких каменных блоков, по всей длине которых вырублено полуцилиндрическое углубление.
... В том же 2000 году приступили к восстановлению нижнего фонтана. При доминирующем положении сохранившейся на своем месте центральной плиты нижнего яруса (с отверстием для стока воды) удалось скомпоновать цокольную часть фонтана.
Для продолжения реставрации памятника необходимо было выбрать приемлемый и оптимальный вариант сочетания имеющейся водоотводящей системы, старого бассейна с цокольной частью и сохранившихся фрагментов декора.
Эту задачу удалось полностью решить лишь в 2001 году. Все камни нижнего фонтана заняли свои места. Недостающие фрагменты резного декора были заменены новыми. Причем заново изготовленные фрагменты были подогнаны под элементы композиции лишь по общим контурам. От детальной резной обработки поверхностей мы отказались, что дало возможность сохранить целостность композиции фасада и в то же время отличить изначальные фрагменты от новых.
В 2001 году были восстановлены и подпорные стены по обе стороны фонтана, каменная лестница, поднимающая на третью садовую террасу, плиточная вымостка перед фонтаном, подпорная стена, расположенная северо-восточнее, и нижние марши лестничного спуска вместе с подпорными стенами. Фактически в 2001 году была полностью завершена реставрация нижнего фонтана и его окружения. Восстановилась и пришедшая в не годность система водоснабжения памятника: в 2001 году, после долгого бездействия, нижний фонтан стал бить кристально чистой ключевой водой.
... Коллекция армянских надписей из монастыря Сурб Хач была пополнена в 1998 году за счет публикации новых памятников эпиграфики, выявленных при очистительных и восстановительных работах, проведенных в 1995–1996 годах. ...
...
49. На мраморной плите, вставленной в правостороннюю стену нижнего фонтана: ...
«[Обновленный фонтан] Микаэлу из Бахчисарая суть (?) память (?). 1198 [=1749]».
50. На плите, вставленной в тумбу фонтана в атриуме:
«При обновлении монастыря Сурб Хач, организованным вардапетом Мануэлом, сей благодатный внутренний фонтан положен [=выстроен] досточтимой Мариам, женой Агаджанова, как подношение во поминание души [ее] - Мариам, уроженки Вана. 1836 год по летоисчислению Спасителя и двадцатое [число] месяца сентября».
Про внутренний фонтан в большом парадном дворике-атриуме:
... Надстройка трапезной, поначалу состоявшая из более чем десяти маленьких келий, видимо, появилась в XVIII столетии. На гравюре начала XIX века она уже представлена несколькими маленькими помещениями и обширной террасой, обведенной парапетом. Сюда ведет размещенная в атриуме каменная лестница, которая прилегает к северному ограждению обители. Под ней, в подпорке, размещены каменная ниша внутреннего фонтана (не действует), построенного в 1836 году, и арочный проем, ведущий к центральным вратам.
... О. Домбровский и В. Сидоренко полагали, что восстановлению 1751 года предшествовал пожар, изрядно разрушивший монастырь приблизительно в 40-х годах XVIII века. Обнаруженная при археологических изысканиях прослойка «гари» перекрывала часть большого дворика, водосток, остатки некогда существовавших помещений. Водосток брал начало от внутреннего фонтана, расположенного в большом дворике, под лестницей, ведущей в надстройку трапезной. Источники относят его возведение к 1836 году, к периоду восстановительных работ, организованных вардапетом Манвелом Гюмушханеци. Можно было бы допустить, что речь идет о восстановлении фонтана в 1836 году, поскольку лестница на этом месте существовала давно и упоминается М. Бжишкяном, да и вода подавалась в фонтан по водопроводной ветви, идущей под крайней северо-западной кельей. Но проблема в том, что в своем обстоятельном описании монастыря Бжишкян самого фонтана не упоминает. А значит, его не было, поэтому привязать восстановительные работы 1751 года к пожару не представляется возможным. Пожар случился позже. ...

Про фонтан внутри обители см. Г. Спасский. Старый Крым // ЗООИД. Т. IV. Одесса, 1858, стр. 101:
"Близ ворот, или лучше сказать низкой калитки, ведущей на монастырский двор, находятся два мраморные фонтана с прозрачною и чистою водой. Стены обоих фонтанов исписаны именами посетителей, а у нижнего есть и Армянская надпись, иссеченная, на мраморной дощечке, судя по свежести её, может быть, объясняющая о пожертвовании сделанном кем-либо на восстановление этого фонтана. Внутри монастыря, от входа на правой стороне, существует такой же фонтан с такою же надписью."

Про внутренний фонтан в статье известного русского тюрколога В.Д. Смирнова "Археологическая экскурсия в Крым летом 1886 года" // Записки Восточного Отделения И. Р. А. общества. Том 1, 1886 г.; Спб, 1887:
"... Ниши, находящиеся во дворе направо от входа, суть места кранов ныне пересохших или отведенных в другое место Фонтанов. ..."


----------------


Представленная здесь информация о водоснабжении монастыря сводится к тому, что где-то рядом в горах находится один источник, вода которого сначала собирается в колодце, а затем по трубам разводится в обитель и в садовые фонтаны для паломников и полива.
Не этот ли источник показан на верстовке 1890-х как "Родн" около дороги на юг от монастыря? 
НИЖНИЙ ФОНТАН N 45°00'02.1''/ E 35°03'42.7''/505 м над у.м./WGS-84
Экскурсоводы именуют его "Источником Силы и Мужества".
Я встретил здесь двух местных жителей, приехавших за водой. Один набирал воду в Нижнем фонтане, а второй шёл к Верхнему. На мои вопросы про связь фонтанов между собой и качество воды, он затруднился ответить. Своё предпочтение воде Верхнего фонтана, он объяснил воспоминаниями, когда на террасе Нижнего фонтана стояли корыта для стирки белья и воду здесь не брали.
Нижний фонтан и его терраса 6 сентября 2023 г.
работающий Нижний фонтан
работающий Нижний фонтан, восстановленный в 2000-2001 гг.
декор Нижнего фонтана: старые фрагменты и реконструкции
декор Нижнего фонтана: старые фрагменты и реконструкции
декор Нижнего фонтана: фигурная ниша, кипарисы, птицы и херувимы
дебит Нижнего фонтана 6 сентября
люк резервуара для накопления родниковой воды позади Нижнего фонтана
НОВЫЙ ФОНТАН N 45°00'02.7''/ E 35°03'42.7''/504 м над у.м./WGS-84
Находится к северу от Нижнего фонтана, под его террасой, т. е. ниже. Стела фонтана смотрил фасадом на запад. Кто-то считает его самостоятельным выходом воды, кто-то связывает его с водой из цистерны-накопителя Верхнего фонтана. Мне же кажется, что он устроен на сливе из Нижнего фонтана. Очевидно, появился он в результате ремонтно-восстановительных работ на водоводах при реставрации монастыря и фонтанов в 2000-е годы. Про него ничего не пишут историографы Сурб Хача. Пусть это останется загадкой. Монастырский работник, приходивший при мне за водой, считает его воду самой лучшей. Экскурсоводы называют его "Источником Красоты и Здоровья" и рекомендуют прежде всего женщинам.
рис. 1. Родник во дворе монастыря Сурб Хач. Фото Ю.С. Асеева
Отдельно стоящие родники строились у подножий местных возвышенностей, в которых имелась питьевая вода. Показательные примеры — родники монастырей Сурб Хач и Бахчи-Эли, церкви Стефана и Кепенси чэшмэси в Феодосии. ...
Сохранившиеся родники представляют собой относительно небольшие сооружения, состоящие из заглубленного в косогор водохранилища с водометом на главном фасаде и дверным проемом на одной из торцовых сторон. Родники различались своими размерами и архитектурно-художественным обликом. Они имели разную емкость водохранилища ...
Перекрытия их были сводчатыми, полуциркульного или стрельчатого очертания.
Строились и круглые водохранилища, например в нижнем и верхнем родниках монастыря Сурб Хач, типа обложенных камнем колодцев объемом около 3,5 м3. Такие родники состояли из двух частей: водохранилища и приставленной к нему каменной стенки, архитектурно оформленной со стороны места забора воды.
Нижний и верхний родники монастыря Сурб Хач, расположенные на разных террасах, предназначались исключительно для паломников, что обусловило их небольшие размеры. Они снабжались из одного источника общим водоводом, проходящим сперва мимо более позднего верхнего родника к нижнему, соединенными широкой пятимаршевой лестницей.

Архитектурные детали фасада нижнего родника объединяют сталактитовую нишу в стрельчатой арке, декоративные пояса и карнизы сложного профиля. Декор дополняет оригинального содержания резьба по белесому известняку, из которого построен родник (рис. 2).
рис. 2. Нижний родник монастыря Сурб Хач. Фото Ю.С. Асеева
Учитывая многообразие убранства, некоторую архаичность рисунка и характер отдельных деталей, показательных для крымских сооружений XIII-Х1У вв., О.И. Домбровский и В.А. Сидоренко полагают, что они были использованы в этом роднике вторично, почему датируют его не ранее второй половины XIX в. …
Внимательное изучение сооружения и публикаций прошлого столетия позволяет констатировать наличие в нем не менее двух строительных периодов. Вначале фасад был оформлен в виде гладкой стены с небольшим карнизом поверху, а в центре, ниже середины, над пояском из вала и полочки, находилась маленькая, завершенная трехлопастной арочкой ниша с отверстием для выпуска воды. Над нишей - вырезанные в камне рельефы двух херувимов, геометрическая розетка и сидящие на высоких кипарисах два голубя. Несколько в стороне от них - крупные розетки, а выше - равноконечный крест на постаменте с цветами и с расширенными, как в хачкарах Армении, концами ветвей.
Эти изображения, встречающиеся в книжных миниатюрах крымских армян и на их культовых постройках ХIV-ХV вв., дают основание датировать первый период указанным временем.
Второй период следует отнести к 1749 г., зафиксированному в одной из надписей Сурб Хача временем восстановления данного родника, когда его фасад был значительно изменен (рис. 3).
рис. 3. Нижний родник монастыря Сурб Хач. Северный фасад, поперечный разрез ...
... и план. Реконструкция.
К нему пристроили новую, повышенной высоты стену, с большой, обрамленной сложным профилем чуть стрельчатой аркой в центре, внутри которой поместили нишу со сталактитовым верхом. Поверхность фасада вокруг арки выполнена из разных по форме и величине каменных квадратов. Нечеткие по вертикали боковые грани несколько наклонены к центральной оси фасада, почему карниз с хачкаром поверху венчает только среднюю часть сооружения.
Подтверждением позднего появления этой стены служит нижняя слева розетка, оказавшаяся частично прикрытой криволинейным вырезом в поддерживающем сталактитовую нишу выступе: видимо, эти вырезы были специально предусмотрены для того, чтобы не закрывать розетки, однако это удалось осуществить не полностью. Сомнительно, чтобы детали нового фасада были заимствованы из каких-то других, разрушенных в это время сооружений.
Солярные знаки и вертикально тянутые профили по сторонам сталактитового верха ниши очень близки деталям изначального фасада, а все вместе они имеют много аналогов в памятниках крымских армян. Надо полагать, что как первый, так и второй фасады нижнего родника Сурб Хача являются творчеством их строителей - армян.

Композиция фасада верхнего родника проще, чем нижнего. В центре неглубокая килевидная арка на невысоком цоколе, четко выделяющаяся на фоне выложенных порядовой кладкой из чисто отесанных, плотно пригнанных друг к другу известковых камней (рис. 4).
По оси фасада над карнизом цоколя находятся три маленькие с фигурными завершениями ниши, возможно, имевшие кроме художественного и бытовое назначение: в них ставили посуду для питья. Перед нишей в полу небольшое, в плане круглое с четырьмя полукружиями вокруг углубление для сбора вытекавшей из родника воды.
рис.4. Верхний родник монастыря Сурб Хач. Общий вид, северный фасад
рис.4а. Рельеф с изображением ангелов над северным фасадом
Над аркой под горизонтальным карнизом простого профиля скульптурная композиция мелкого рельефа (ныне утраченная). Сюжет ее довольно ясен. Над шлемовидным монашеским головным убором два ангела возносят священный сосуд, из которого выступает крест с удлиненной нижней ветвью. По сведению О.И. Домбровского и В.А. Сидоренко, на головном уборе имелась армянская надпись, содержание которой, возможно, и дата, остались неопубликованными и навсегда утраченными. По архитектурным формам, скульптурному мотиву и стилю его изображения фонтан датируется концом ХVIII - началом XIX в. Позднее, для предотвращения сооружения от разрушения, к южной грани фасада была пристроена подпорная стенка. Однако это не обеспечило сохранность родника, и он вместе с этой стенкой продолжает наклоняться в правую сторону."

Про колодец на южной окраине монастырской территории я нашёл информацию в работе А.М. Байбуртского и А.Д. Тимиргазина "Армянские древности горных массивов Святого Креста и Мачук в Восточном Крыму" 2008 г.:
"Вода по водопроводным магистралям, сложенным из керамических труб, подводилась к фонтанам через систему накопительным смотровых колодцев из расположенных выше по склону каптажных сооружений [Домбровский, Сидоренко, 1978, с. 72-77; Халпахчьян, 1996, 8; Петросян, Саргсян, с. 81; Бабаян, Корхмазян, 2000, с. 24-25]. ...
На верхней террасе усадьбы монастыря сохранился колодец с каменной обкладкой ствола, из него по трубам вода поступала в верхний фонтан [Сидоренко, Герцен, 1981, рис. 1:6; Бабаян, Корхмазян, 2000, с. 24, 41-43]."

О колодце в очерке О. Домбровского и В. Сидоренко "Солхат и Сурб-Хач", 1978 г.:
"За углом длинного здания открывается выложенный булыжником двор. Единственное его ограждение - лес, деревья которого как бы карабкаются по крутым склонам горы Святого Креста. Посреди двора - колодец с чистой и свежей родниковой водой, а между ним и собственно монастырскими корпусами вытянулось одноэтажное здание монастырской гостиницы, отделенной от двора высокой подпорной стеной и густо заросшей деревьями и сиренью."
лестница, ведущая к Нижнему и Новому фонтанам
новый фонтан под террасой Нижнего фонтана
сухой не используемый каменный водосток для сброса воды из Нижнего фонтана в овраг
дренажный лоток для отвода воды фонтанов вниз в овраг
дренажный лоток для отвода воды фонтанов вниз в овраг
ВНУТРЕННИЙ ФОНТАН В АТРИУМЕ
Ниша бывшего фонтана находится под лестницей, ведущей в надстройку трапезной. На старых фотографиях ниша перегорожена могильной плитой с двумя розетками.
внутренний фонтан в атриуме (не действующий)
фото 1926 г. из коллекции археолога А.С. Башкирова
Николай Шестопалов. Старый Крым, родник. 1910-е годы




Из фильма "Монастырь Сурб Хач", 2011 г.:
"... Монастырь был основан в том месте, где инок Ованэс увидел на небе видение в виде креста и там, куда указывал крест, открылся родник с изумительно чистой водой. Здесь и была построена иноком Ованэсом церковь Святого Знамения, Сурб Ншан."

Другие источники воды поблизости:
1. Родник Св. Пантелеимона
2. Родник Св. Георгия
3. Родник Св. Апостола Андрея
4. Родник Каптали-чопан (Старый монастырь) (Сурб Спепанос)
5. Родник Старомонастырский Верхний
_____________________________________
© SL, 2023 сентябрь
© SL, Моя коллекция родников Крыма
водопроводные трубы в музее монастыря Сурб Хач
водопроводные трубы в музее монастыря Сурб Хач
фрагмент Геометрического специального плана 1835 г.
монастырь на фрагменте межевого плана 1801 г.
фото 1920-х гг. из фондов ГНИМ архитектуры им. Щусева (негатив на стекле)
парадный двор (атриум) и фонтан под лестницей, вид на юг
Ещё один фонтан или реконструкция был устроен реставраторами или монахами в подпорной стене веранды гостиничного корпуса. Сейчас она обложена ракушечником, а в нише лишь обломки. Но по рисунку видно, что это фонтан, когда-то попавший в обзор Сурб Хача на проекте Викимапия.
фонтан под гостиничной верандой (фото 2012 г. с Wikimapia.org)
обломки фонтана в нише гостиничной веранды; 6 сентября 2023 г.
Водопроводные керамические трубы и планы межевания монастыря 1801 и 1835 гг. из коллекции монастырского музея, устроенного в помещении пристройки к трапезной:
Н.И. Шестопалов. Старый Крым, родник. 1910-е года
Армянский монастырь. П.Н. Крылов. 1961-62 гг.
Армянский монастырь.
Старый Крым. Крылов Порфирий Никитич. 1961-1962 гг.