О монастыре и его водоснабжении в очерке О. Домбровского и В. Сидоренко "Солхат и Сурб-Хач", 1978 г.:
"К югу от монастыря Сурб-Хач поднимается в гору, огибая ее северо-восточный склон, старая забытая дорога. Круто минуя верховья оврагов, она разветвляется на узкой седловине. Левое ответвление, промаркированное туристами, идет на юг и приводит к роднику на затененной деревьями поляне. У родника, в каких-то тридцати-сорока шагах ниже по склону, обращенному на юго-восток, расположены развалины мало кому известного археологического памятника — так называемого Георгиевского монастыря, с церковью того же имени. Под сплошным завалом камня лишь кое-где проглядывают или незначительно возвышаются разрушенные кладки. Остатки стен выдают и многолетние деревья, крепко впившиеся корнями в эти скрытые под россыпью камня конденсаторы влаги. Внушительные стволы буковых деревьев свидетельствуют о том, что памятник давно уже лежит в руинах. Вероятно, таким же застал его еще в начале XIX в. автор «Крымского сборника» П. Кеппен. Он упоминает развалины армянского монастыря в четырех верстах от Сурб-Хача, в которых можно узнать этот затерявшийся в лесу археологический комплекс. По мнению П. Кеппена, он древнее, чем Сурб-Хач. Забегая вперед, скажем, что его беглое замечание уже оправдалось, хотя систематическое исследование памятника только начинается. Первые разведочные работы начаты небольшим отрядом экспедиции Крымского отдела Института археологии АН УССР в 1973 г. Сперва предстояло выявить планировку комплекса, скрытого сплошной грудой плитняка-песчаника площадью более 600 кв. м. Еще до разборки завала были различимы два смежных помещения — самые значительные по размерам, занимавшие почти половину застроенной площади.
Одно из помещений, как оказалось, принадлежало крестовокупольному трехабсидному храму, внутренние размеры которого (8,4X8,6 м.) превосходят параметры сурбхачского. Центральная абсида с внешней ее стороны, выступающей за восточную стену ограды, — пятигранная, облицованная тесаными известняковыми блоками. С юго-запада к храму примыкал открытый внутренний дворик. Соединяющий их дверной проем (ширина его 1,5 м) заложен был камнем на растворе. В кладке всех стен использовался песчаник; исключение составляют облицованные известняком абсиды, известняковая кладка вперевязь на внешних углах здания и резные архитектурные детали. Любопытно, что детали эти найдены и в закладке дверного проема. Надо полагать, упразднен этот вход лишь после полного или частичного разрушения храма, причина которого пока еще неясна. При расчистке каменного завала, загромоздившего дворик, на глубине 3 м от современной дневной поверхности обнаружены две узкие ступеньки, которые вели к небольшому прямоугольному колодцу. У внешней стороны постройки залегали фрагменты гончарных труб. Вероятно, от родника (он расположен выше по склону) шел сюда водопровод, питавший колодец. Подтверждением служат остатки таких же труб, найденные возле самого родника. Пока непонятно назначение известнякового камня, найденного над колодцем. Он имеет форму прямоугольника (60x60x25 см.) с восьмигранной — почти квадратной, но скошенной на углах — выемкой, конически сужающейся к сквозному отверстию. Небольшие вертикальные отверстия по углам могли служить для укрепления этой плиты, а сама плита, быть может, предохраняла колодец от загрязнения."
Туристский маршрут через т/с Лесная Глушь описан в путеводителе И.Н. Лезиной и Ю.Ф. Коломийченко "По местам боев крымских партизан", Симферополь "Таврия", 1985 г.:
"... По Сурб-Хачу можно бродить долго, переходя из таинственного полумрака средневекового храма в солнечный атриум, любуясь резьбой на камне, росписями, древними фонтанами. Но дорога торопит.
Выйдя из монастыря, поднимайтесь в юго-западном направлении. На отходящие вправо дороги не обращайте внимания, а к левым начинайте присматриваться минут через двадцать после ухода с территории Сурб-Хача. У нужной вам развилки, немного не доходя до столба 42-43, увидите нанесенную на дерево маркировку нескольких плановых маршрутов.
Старая лесная дорога, ставшая теперь туристской тропой, уходит в лес по азимуту 150°. Тропа хорошо натоптана, на развилках нанесены маркировки. Следуя, как и мы с вами, через Старый Крым, здесь проходят группы с двух турбаз: феодосийского «Маяка» и «Приморья», что в Планерском. Первые возвращаются «домой» через Щебетовку, у вторых ночевка на стоянке «Армутлук», затем они совершают переход в Планерское по Армутлукской долине. Часто можно встретить на этой тропе школьников, группы из различных туристских клубов, а иногда и ветеранов партизанского движения.
Лес становится все более сумрачным, глухим, таинственным. Деревья (пока это главным образом дубы) теснятся на крутых северных склонах. Склоны изрезаны крутостенными оврагами-каньонами. Здесь нет ни полянок, ни травы, ни цветов — только золотистая прошлогодняя листва да струятся по ней плети плюща. Постепенно набираем высоту, и шорох под ногами становится глуше: ступаем уже по мягкой листве буков, пояс которых расположен выше дубового леса.
Приходим к Монастырской балке, в урочище «Лесная глушь». Сбегающие с трех сторон склоны образуют тесную котловину; на дне ее — небольшая площадка, чуть ниже — родник. Некоторые группы организованных туристов останавливаются здесь на ночевку. Лес тогда освещается отблесками костра, эхо подхватывает веселые молодежные песни.
А великаны-деревья, обступившие сумрачную котловину, хранят в памяти другое. Сорок с лишним лет назад здесь рвались мины, снаряды, свистели пули. ..."
Как безымянный родник упоминается в путеводителе Ю.Н. Шестопалова "Туристские маршруты Горного Крыма", издания 1996 и 2002 годов:
МАРШРУТ № 95; см. карту 26
ст. Поляна Десантников - мон. Сурб-Хач - ст. Лесная Глушь
Протяженность - 6,4/8 км. Ходовое время - 115/110 мин.
1. От ст. Поляна Десантников (300 м) подъем на 3, на плато левого орог. склона р. Чурук-Су, к геодезическому пункту, далее идти грунтовой дорогой на Ю, ЮЗ по краю, через лес, по просеке на 3 до перекрестка с бетонно-грунтовой дорогой на границе старого и молодого леса (В, СВ, С, 500 м, 3,5 км, 60/80 мин).
2. От перекрестка идти по бетонно-грунтовой дороге на ЮЗ, мимо подарочного дерева с лоскутками, до армянского мон. Сурб-Хач (СВ, 540 м, 0,7 км, 10/10 мин). В центре монастыря - родник*.
3. От центра монастыря идти грунтовой дорогой с желтой маркой на З, ЮЗ, Ю, ЮВ, Ю до выхода на водораздел, далее по водоразделу на Ю до развилки с маркированной тропой перед квартальным столбом 32|33|42|43 на седловине Гриця (С, СЗ, С, СВ, В, 590 м, 1,2 км, 25/20 мин). Прямо, на ЮЗ, дорога идет по склонам г. Лысая и хр. Туаралан к ст. Отузы (ЮЗ, 240 м, 8,3 км, 140/140 мин).
4. От развилки идти на ЮВ тропой с желтой маркой и указателем "К 5 Отряду", мимо верховьев двух балок, до верховья третьей, Монастырской, балки, в которой есть родник, развалины старого Георгиевского монастыря и удобная поляна для ночлега - ст. Лесная Глушь (СВ, СЗ, 580 м, 1,0 км, 20/20 мин).
Про ошибочность названия "Георгиевский монастырь" разъясняется в статье Ф.С. Бабаян и Э.М. Корхмазян "Археологические изыскания монастырей Сурб Хач и Сурб Степанос близ города Старый Крым", 2000 г:
"Во имя св. Георгия существовал в Старом Крыму греческий монастырь, ныне не сохранившийся. Названием этого монастыря в русской литературе снабжался то один памятник, то другой, не избежали этой участи и армянские монастыри. Так именовался одно время и Сурб Хач, и монастырь св. Степаноса."