ДЛЯ ПРОЕКТА ЮРИЯ ЕЗЕРСКОГО "РОДНИКИ КРЫМА"
КОЛОДЕЦ ИДРИСА, посёлок Щебетовка/Нижние Отузы
N 44°55'59.2''/E 35°09'24.1''/67 м над у.м./WGS-84

Снаружи это обычный деревенский колодец с хорошо обустроенным механизмом подъёма воды: ручной ворот, состоящий из двух стоек и горизонтального вала с барабаном. Вал вращается при помощи коленчатого рычага с рукояткой. Вся конструкция из металла, сварная. Железобетонный оголовок колодца прикрыт металлической крышкой, посередине люк с дверкой. На барабан наматывается верёвка с ведром на конце. К ведру примотан проволокой груз для быстрого опрокидывания ведра при приводнении. Площадка вокруг колодца забетонирована. На бетоне нацарапан год - 1977. Ствол колодца от уровня земли и до воды сложен необработанным бутовым известняком. Видно, что хорошо подобранные по форме и размеру камни уложены очень аккуратно. До уровня воды несколько метров. Колодец находится внутри железной беседки без калитки. Вход и доступ к воде свободные. С юга колодец закрыт от солнца большим раскидистым деревом шелковицы.
Колодец находится на Ю окраине села на изгибе улицы 14 Апреля. Здесь она пересекается с улицей Фестивальная. На карте 1890-х годов видно, что раньше тут у подножия г. Папас-тепе не было жилой застройки, а были сады. Это правый борт Кизилташского ручья. От колодца до русла сухого ручья примерно 100 м. Выше по течению располагалась часть деревни Отузы, называвшаяся Нижние Отузы. На этой же улице в 300 метрах от колодца была мечеть Кучук-Джами с приходом Ашага маале (название 1880-х годов).
На картах колодец не обозначен.
на карты 1890 и 1855 годов добавлены точки объектов, снятые в 2024 г.
ФОТО 30 сентября 2024 г.

мечеть Кучук-Джами, фото 1920-х годов на PASTU.COM от ant123
К сожалению, нет исторических фотоснимков и неизвестно, как выглядел колодец до установки современной конструкции подъёма воды и что было вместо беседки. Но несомненно, что сам колодец очень старый. Я бы связывал этот колодец с личностью Идриса, сына Хаджи Яхьи Отузского, жившего здесь в 14 веке.
В мае 1926 г. на старом кладбище Бешик-азиз крымско-татарский археолог и этнограф Осман-Нури Акчокраклы обнаружил мусульманские надгробия, датированные 720-760-ми гг. Хиджры. В дальнейшем, в ходе экспедиции И.Н. Бороздина в августе 1926 г. памятники были сфотографированы, а тексты перерисованы У. Боданинским. Прочитанные тексты были переведены и опубликованы в статье О. Акчокраклы «Старокрымские и Отузские надписи XIII-XV вв.», ИТОИАЕ, Том 1, 1927:
"При посещении мною в мае 1926 г. с экскурсией учащихся Крымско-татарской опытно-показ. 9-летней школы дер. Отузы (в 15 верстах южнее Старого Крыма) мною обнаружены были до сих пор хорошо сохранившиеся памятники татарской старины, относящиеся к XIV веку¹).
В Отузах на древнем кладбище на самой живописной верхушке холма в ограде покоятся 3-4 могилы, известные у местных татар как азизы — святые. На трех вертикально стоящих массивных плоских надгробных камнях высечены рельефно надписи на арабском языке изящным почерком сулюс. Арабские тексты памятников:
---------
¹) Вторично мне пришлось посетить Отузы в качестве члена археологической экспедиции Кр. ЦИКа под нач. проф. И. Н. Бороздина вместе с остальными членами экспедиции. Во время этой экспедиции были сделаны фотоснимки с памятников.

Не приводя полного точного перевода надписей, я ограничиваюсь только сообщением имен и дат: 1) Шейх Якуб Конийский, 729 (1328). 2) Шейх Хаджи Яхья сын Мухаммеда Иракского, 782 (1380). 3) Мученик Идрис сын Хаджи Яхьи Отузский, 763 (1361).
Судя по званиям шейх, можно сказать, что в Отузах в XIV веке существовало текие - монастырь дервишей и прибывали сюда шейхи из Сельджукии (Кония и Ирак). 3-й памятник принадлежит мученику Идрису сыну Хаджи Яхьи, очевидно, сыну предыдущего Хаджи Яхьи Иракского, похороненного рядом с отцом. Но сын его называл себя Отузским потому, что он родился в Отузах, а отец приехал из Ирака. Даты указывают, что сын Идрис умер (1361) раньше отца (1380).
В Отузах есть еще один интересный памятник. Это массивная каменная плита, вставленная в стену у входа малой мечети на берегу речки. Плита эта была обнаружена во дворе одного крестьянина и затем перенесена в мечеть. На плите весьма изящным шрифтом рельефно высечена надпись: ...

Если принять подчеркнутое слово за <…>, допуская ошибку каллиграфа (не араба, писавшего по-арабски), то смысл надписи будет таков: "Этот благословенный колодец построил в дни царствования великого султана, опоры мира и религии |. . . . . . . . . | хана, - да будет вечно царство его - указанием (или приказанием) великого эмира Кутлуг-Тимур-бека - да будет долга жизнь его - покорный раб бедный, Идрис сын Хаджи Яхьи. 760 г. (1358)". Местный татарский ученый арабист Абдула Эфенди слово <…> читает <...> (граница) и полагает, что плита была вставлена в пограничной стене или в воротах. Так как на слове нет никаких точек, то, конечно, можно его читать и в, таком виде.
Но тут возникает вопрос, - какая тут была граница, да еще благословенная? Генуэзско-Татарская? По моему глубокому убеждению, тут речь идет о колодце (может быть, целебном источнике), который был построен (покорно, добровольно) Идрисом на свои средства или его мастерством.
Памятник этот местами искажен чьей-то неумелой рукой. Например, место, где стояло имя хана, было стерто временем или нарочито. Реставратор (говорят, какой-то муэдзин мечети) на это место гипсом вставил слово <…> Мухамед (?). Какой Мухамед? Хотя он прав, т. к. многие татарские ханы имели обыкновение прибавлять к своему имени <…> Мухамед (напр., Мухамед-Узбек). Если судить по ясно стоящей дате, то в 760 г. (1358) царствовал Мухамед-Бердибек-хан (1357-1359), убивший своего отца Дженибека в 1357 г. и занявший его престол. Кутлуг-Тимур-бек занимал должность наместника Кипчакского хана сначала в Хорезме и затем в Крыму. На этой плите повторяется имя Идриса сына Хаджи-Яхьи, похороненного на старом кладбище рядом с отцом, шейхом Хаджи Яхья Иракским. Очевидно, Идрис умер спустя три года после постройки колодца, на стенах ротонды которого красовалась описываемая плита."
Как жаль, что в описании не сказано, где был дом того крестьянина, который нашёл у себя во дворе закладную плиту с сообщением о благом деянии Идриса. Насколько он далеко от колодца?

В отчёте профессора А.Н. Козловского "Сведения о количестве и качестве воды в селениях, деревнях и колониях Таврической губернии ..." 1864-1867 гг. фонтаны и колодцы в Отузе не упоминаются. Сообщается, что Отузы, Ворон, Капсихор "имеют пресную воду в изобилии из горных ручьев ...". Но в этой части Нижних Отуз вода в ручье летом вряд ли бывает. Поэтому наличие колодца здесь в старые времена было просто жизненной необходимостью. Человек, решивший вырыть колодец для общего блага, должен был почитаться воистину святым!
Не знаю, есть ли сейчас в Щебетовке другие старые колодцы, претендующие называться колодцем Идриса.
Какие-то сведения о могилах в Отузе были известны ранее крымским исследователям П.-С. Палласу и П.И. Кёппену. Будучи в 1833 г. в Отузе Кёппен планировал их посетить. Об этом сохранилась запись в его путевых заметках (неизданные рукописные материалы хранятся в Архиве РАН):
"<...> Наконец я отправлюсь
4) к горе Малкая, для осмотра древних гробниц (Pallas II, 206 и 207) и чрез Порсуккая, по осмотре стены, на самой высоте проведенной, в месте Элтегене, и щели (Loch) в треконечной скале Мадшиле (Madschil), поеду в Козы. <...>
20 ноября 1833 г. <...> По выезде из деревни, проехав гору Малкаю, проводник указал мне на четверо-угольную высокую каменную ограду, внутри коей покоился Татарский святой (Азис). Ко гробу его приходят больные, ищущие исцеления, и тут ночуют."
Если же заглянуть по ссылке Кёппена во 2-й том "Bemerkungen auf einer Reise in die Sudlichen Statthalterschaften des Russischen Reichs in den jahren 1793 und 1794" Палласа, то там сведения о Мал-кая больше геологические, чем исторические:
"<...> Селение разделено на две небольшие деревушки, верхние и нижние Отузы, находящиеся на небольшом расстоянии друг от друга; в последней есть мечеть. <...> С горы Малкая, где отложения известкового песчаника простираются под прямым углом на северо-запад и юго-восток, отваливаются крупные куски породы, на которых имеются трещины или раковины кальцита толщиной почти в фут с линзовидными кристаллами над ними. Могильные камни здесь, как и в Коосе и Судаке, представляют собой плоские квадратные глыбы, очень длинные и твердые, которые можно найти в слоях песчаника. Все они имеют известковый налет, иногда имеют железный оттенок и кажутся твердыми. Я измерил такие же воткнутые в землю в качестве пограничных столбов на высотах между Судаком и Коосом, и нашел, что они высотой в две сажени над землей, хотя шириной они были всего лишь около половины аршина и немного меньшей толщиной."
надписи на надгробиях Якуба Конийского 729 (1328), Хаджи Яхьи 782 (1380) и  Идриса сына Хаджи Яхьи 763 (1361)
О. Акчокраклы и др. участники экспедиции Бороздина на кладбище в 1926 г.
записка из отчёта Османа Акчокраклы
расшифровка О. Акчокраклы текста с плиты
старинный колодец в Нижнем Отузе (Щебетовка) на ул. 14 Апреля
колодец в Щебетовке 30 сентября 2024 г.
колодец в Щебетовке 30 сентября 2024 г.
1977 ?
колодец в Щебетовке 30 сентября 2024 г.
старая кладка ствола колодца
Надгробный памятник Идриса, сына Яхьи в Отузах.
Фото 1 из статьи "2 мусульманских памятника в Отузах" начальника Отузской экспедиции И.Н. Бороздина была опубликована в сборнике "Труды секции археологии", вып. IV. Институт археологии и искусствознания РАНИОН, Москва. 1928.



Результаты тестирования воды из колодца для статистической таблицы Юрия Езерского:
- температура воды 15,5° С при Т воздуха ~25-27° C.;
- водородный показатель рН = 7,7 - это значит, что среда водного раствора слабо щелочная (щелочная от 7,1 до 14);
- показатель TDS 545 ppm - "сухой остаток" воды в parts per million; количество растворённых частиц в жидкостях.


Буду признателен за любые сведения или старые фотоснимки колодца!


Другие источники воды поблизости:
1. Родник около Брынцевского ставка
2. Фонтан Джами-чешме в Вернем Отузе (не действ.)
3. Родник Ущельенский
4. Родник Бахр-баш (Эчки-даг)
5. Родник Инжир-агач
_____________________________________
© SL, 2024 сентябрь
© SL, Моя коллекция родников Крыма
фото из статьи И.Н. Бороздина
фотографии плиты из мечети из отчета 1926 и статьи 1928 ггю