К сожалению, нет исторических фотоснимков и неизвестно, как выглядел колодец до установки современной конструкции подъёма воды и что было вместо беседки. Но несомненно, что сам колодец очень старый. Я бы связывал этот колодец с личностью Идриса, сына Хаджи Яхьи Отузского, жившего здесь в 14 веке.
В мае 1926 г. на старом кладбище Бешик-азиз крымско-татарский археолог и этнограф Осман-Нури Акчокраклы обнаружил мусульманские надгробия, датированные 720-760-ми гг. Хиджры. В дальнейшем, в ходе экспедиции И.Н. Бороздина в августе 1926 г. памятники были сфотографированы, а тексты перерисованы У. Боданинским. Прочитанные тексты были переведены и опубликованы в статье О. Акчокраклы «Старокрымские и Отузские надписи XIII-XV вв.», ИТОИАЕ, Том 1, 1927:
"При посещении мною в мае 1926 г. с экскурсией учащихся Крымско-татарской опытно-показ. 9-летней школы дер. Отузы (в 15 верстах южнее Старого Крыма) мною обнаружены были до сих пор хорошо сохранившиеся памятники татарской старины, относящиеся к XIV веку¹).
В Отузах на древнем кладбище на самой живописной верхушке холма в ограде покоятся 3-4 могилы, известные у местных татар как азизы — святые. На трех вертикально стоящих массивных плоских надгробных камнях высечены рельефно надписи на арабском языке изящным почерком сулюс. Арабские тексты памятников:
---------
¹) Вторично мне пришлось посетить Отузы в качестве члена археологической экспедиции Кр. ЦИКа под нач. проф. И. Н. Бороздина вместе с остальными членами экспедиции. Во время этой экспедиции были сделаны фотоснимки с памятников.
Не приводя полного точного перевода надписей, я ограничиваюсь только сообщением имен и дат: 1) Шейх Якуб Конийский, 729 (1328). 2) Шейх Хаджи Яхья сын Мухаммеда Иракского, 782 (1380). 3) Мученик Идрис сын Хаджи Яхьи Отузский, 763 (1361).
Судя по званиям шейх, можно сказать, что в Отузах в XIV веке существовало текие - монастырь дервишей и прибывали сюда шейхи из Сельджукии (Кония и Ирак). 3-й памятник принадлежит мученику Идрису сыну Хаджи Яхьи, очевидно, сыну предыдущего Хаджи Яхьи Иракского, похороненного рядом с отцом. Но сын его называл себя Отузским потому, что он родился в Отузах, а отец приехал из Ирака. Даты указывают, что сын Идрис умер (1361) раньше отца (1380).
В Отузах есть еще один интересный памятник. Это массивная каменная плита, вставленная в стену у входа малой мечети на берегу речки. Плита эта была обнаружена во дворе одного крестьянина и затем перенесена в мечеть. На плите весьма изящным шрифтом рельефно высечена надпись: ...
Если принять подчеркнутое слово за <…>, допуская ошибку каллиграфа (не араба, писавшего по-арабски), то смысл надписи будет таков: "Этот благословенный колодец построил в дни царствования великого султана, опоры мира и религии |. . . . . . . . . | хана, - да будет вечно царство его - указанием (или приказанием) великого эмира Кутлуг-Тимур-бека - да будет долга жизнь его - покорный раб бедный, Идрис сын Хаджи Яхьи. 760 г. (1358)". Местный татарский ученый арабист Абдула Эфенди слово <…> читает <...> (граница) и полагает, что плита была вставлена в пограничной стене или в воротах. Так как на слове нет никаких точек, то, конечно, можно его читать и в, таком виде.
Но тут возникает вопрос, - какая тут была граница, да еще благословенная? Генуэзско-Татарская? По моему глубокому убеждению, тут речь идет о колодце (может быть, целебном источнике), который был построен (покорно, добровольно) Идрисом на свои средства или его мастерством.
Памятник этот местами искажен чьей-то неумелой рукой. Например, место, где стояло имя хана, было стерто временем или нарочито. Реставратор (говорят, какой-то муэдзин мечети) на это место гипсом вставил слово <…> Мухамед (?). Какой Мухамед? Хотя он прав, т. к. многие татарские ханы имели обыкновение прибавлять к своему имени <…> Мухамед (напр., Мухамед-Узбек). Если судить по ясно стоящей дате, то в 760 г. (1358) царствовал Мухамед-Бердибек-хан (1357-1359), убивший своего отца Дженибека в 1357 г. и занявший его престол. Кутлуг-Тимур-бек занимал должность наместника Кипчакского хана сначала в Хорезме и затем в Крыму. На этой плите повторяется имя Идриса сына Хаджи-Яхьи, похороненного на старом кладбище рядом с отцом, шейхом Хаджи Яхья Иракским. Очевидно, Идрис умер спустя три года после постройки колодца, на стенах ротонды которого красовалась описываемая плита."
Как жаль, что в описании не сказано, где был дом того крестьянина, который нашёл у себя во дворе закладную плиту с сообщением о благом деянии Идриса. Насколько он далеко от колодца?
Не знаю, есть ли сейчас в Щебетовке другие старые колодцы, претендующие называться колодцем Идриса.
Какие-то сведения о могилах в Отузе были известны ранее крымским исследователям П.-С. Палласу и П.И. Кёппену. Будучи в 1833 г. в Отузе Кёппен планировал их посетить. Об этом сохранилась запись в его путевых заметках (неизданные рукописные материалы хранятся в Архиве РАН):
"<...> Наконец я отправлюсь
4) к горе Малкая, для осмотра древних гробниц (Pallas II, 206 и 207) и чрез Порсуккая, по осмотре стены, на самой высоте проведенной, в месте Элтегене, и щели (Loch) в треконечной скале Мадшиле (Madschil), поеду в Козы. <...>
20 ноября 1833 г. <...> По выезде из деревни, проехав гору Малкаю, проводник указал мне на четверо-угольную высокую каменную ограду, внутри коей покоился Татарский святой (Азис). Ко гробу его приходят больные, ищущие исцеления, и тут ночуют."
Если же заглянуть по ссылке Кёппена во 2-й том "Bemerkungen auf einer Reise in die Sudlichen Statthalterschaften des Russischen Reichs in den jahren 1793 und 1794" Палласа, то там сведения о Мал-кая больше геологические, чем исторические:
"<...> Селение разделено на две небольшие деревушки, верхние и нижние Отузы, находящиеся на небольшом расстоянии друг от друга; в последней есть мечеть. <...> С горы Малкая, где отложения известкового песчаника простираются под прямым углом на северо-запад и юго-восток, отваливаются крупные куски породы, на которых имеются трещины или раковины кальцита толщиной почти в фут с линзовидными кристаллами над ними. Могильные камни здесь, как и в Коосе и Судаке, представляют собой плоские квадратные глыбы, очень длинные и твердые, которые можно найти в слоях песчаника. Все они имеют известковый налет, иногда имеют железный оттенок и кажутся твердыми. Я измерил такие же воткнутые в землю в качестве пограничных столбов на высотах между Судаком и Коосом, и нашел, что они высотой в две сажени над землей, хотя шириной они были всего лишь около половины аршина и немного меньшей толщиной."