РОДНИКИ БАЛКИ БОГА-САЛА (БУГАСАЛА, УЧУНДЖИ-ДЕРЕ, ТРЕТЬЯ БАЛКА), бассейн р. Кача

В её широкой котловине
В пещерах и у родника
Селились в давние века
Пришельцев семьи. Посредине
Ручей журчал, давая воду
Баранам козам и народу.

Александр Лагутин. МЕНГИР. 1997

Этому месту посвящали стихи, не раз и не два писали в газетах. Тема до сих пор присутствует в крымской тематике интернета ...
Первооткрывателем этого места и массового интереса к нему, нужно считать Игоря Белянского. Из воспоминаний Н. В. Воробьевой (Счастливый чудак. Сборник "Топонимия Крыма. Памяти Игоря Леонидовича Белянского", 2010 г.):
"С Игорем Белянским мы познакомились в 1970-х годах, в маленьком элитном краеведческом клубе на улице Гавена, 101, где в гостях у Аскольда Щепинского собиралась довольно разношерстная публика краеведов и любителей путешествий. Здесь заслушивались увлекательные и обстоятельные доклады о путешествиях, иллюстрированные слайдами, намечались маршруты совместных исследований, раздавались краеведческие задания. Среди завсегдатаев были: астроном Лагутин, геолог Клюкин, спелеолог и краевед Аверкиев и, конечно, Белянский.
Поначалу он держался в тени, но когда начинал рассказывать и демонстрировать свои удивительные слайды, то совершенно преображался. Всех нас заинтересовал его доклад о находке в окрестностях Бахчисарая, в балке Богаз-Сала. Надо сказать, у Игоря был «пунктик»: он особенно любил фотографировать дырявые скалы.
... грот, с искусственным отверстием сбоку, привлек его внимание в борту глубокой балки севернее Бахчисарая. Рядом Игорь увидел остатки арки выветривания, которая обрушилась в древности, а на противоположном борту балки он усмотрел вертикально стоящий менгир, особый культовый камень. Доклад его тогда произвел впечатление на всех. Астроном Лагутин обещал проверить, как эта обсерватория действует в день весеннего равноденствия. Проверка заняла не один год. Оказалось, что луч на верхушке менгира можно наблюдать позже 21 марта, только 5-6-7 апреля. Этот факт подтвердил древность сооружения. Помню, как удивило всех нас то обстоятельство, что открытие можно сделать в хорошо натоптанном месте, буквально рядом с магистральными туристическими тропами."
В ноябре 1992 г. в газете «Колесо обозрения» вышла статья Игоря Белянского "Загадки урочища Богаз-Сала". Но только в конце 2010-х годов, когда Игоря уже не было в живых, балка стала особенно популярной у краеведов и туристов. Из статьи Вячеслава Хачатуряна в газете "ТЕРРА ТАВРИКА", март 2004 № 7 (101):
"Зрелище что и говорить, увлекательное, но ни на шаг не приближающее нас к ответу на вопрос: с какой целью было построено это громадное и даже по нынешнем временам дорогостоящее сооружение? В литературе укоренилось предположение, что наблюдения за Солнцем были необходимы для точного определения сроков сельскохозяйственных работ или каких-то других мероприятий, связанных с календарем. Ну, что касается земледелия, то любой селянин вам объяснит, что начало сева или уборка картошки никак не привязаны к точным датам. Гораздо важнее знать состояние погоды, почвы, а эти факторы по отношению к календарным датам могут варьироваться не меньше, чем в неделю. ..."
Тогда зачем? Лично мне кажется, что камень поставили, чтобы служил ориентиром на пути к водопою, к роднику. В Азии, а позже в Крыму, возле источников принято было сажать пирамидальные тополя, указывающие путь путникам к воде. Но древние обитатели Таврики этого не знали и поступили оригинальнее.
ДЛЯ ПРОЕКТА ЮРИЯ ЕЗЕРСКОГО "РОДНИКИ КРЫМА"
Пробы воды для статистической таблицы на сайте Юрия Езерского "Неизвестный Крым" были взяты до обкладки выхода камнями. Вода мне показалась с землисто-глиняным привкусом :
- водородный показатель рН = 7,0 - слабо щелочная (щелочная 7,1-14,0);
- показатель TDS = 354 ppm ("сухой остаток" в parts per million);
- температура воды 9,5° C.

РОДНИК БОГАЗ-САЛАН-ЧЕШМЕСЫ (СУХОЙ)
Очевидно, выход воды иссяк много лет назад. Возможно, его каптажик пытались вскрыть и переобустроить. Но ничего не вышло. Каменные блоки и труба исчезли, а рядом валяются лишь обломки. Выход воды либо затянуло землёй, либо его засыпали.
Из истории наблюдений за родниками балки скопирую сообщение 2009 г. с турфорума ТК Мангуп из темы "Родники горного Крыма":
По состоянию на 11-12 декабря 2009: род. Бозаз-Салан-Чешмесы в Менгирной балке (SMX-BOGAZSAL): дебет - 0,5 л за 38 секунд.
Чуть ниже него по балке - еще один родник над ставком, заросшим камышами (названия не знаю) - тоже работал. Дебет не замеряла, но примерно аналогичный, только набирать не так удобно.
Прежний вид этого "чешме" можно увидеть в описании Виталия Алексеенко, а также в Викимапии.
Местность "богасала" и какой-то фонтан упоминаются в ярлыке 1530 года Сагадет Гирей хана (правил 1524–1532), сына Менгли I Гирей хана. Фрагмент ярлыка из статьи Ф. Ф. Лашкова "Сборник документов по истории Крымско-татарского землевладения", ИТУАК, №22, 1895 г., стр. 85-86:
"Дан настоящий ярлык от меня Ибрагиму Эфендию в том, что он служил покойному отцу моему и мне и оказал свои верные услуги, за которые покойным моим отцом пожалован землёю, называемою «богасала», граничащей фонтанною водою по средней балке и от кишлы Муфти Эфендия срединой кустарников «Орта чаир» до дороги в (дерев.) Улаклы и с западной стороны от Курулю и Сайке до Юрлюбитере и до дороги (по протяжению) кишлы упомянутого Муфти Эфендия. Также и от меня выдаётся жалованная грамота Ибрагиму Эфендию, чтобы он владел названной землёй, сеял и обрабатывал её без всякого препятствия, и как он этой землёй пользовался и пользуется, то повелел я и впредь владеть ею без всякого препятствия, как то: «богасалой» в средине балки, также большой балкой, в которой течёт фонтанная вода от кишлы Муфти Эфендия до горы, идущей чрез средину полесья и с западной стороны от балки, принадлежащей деревне Улаклы, до земли, называемой «сухой балкой» и оттуда до кишлы Муфти Эфендия, и так как он Эфендий и мне служил верно, то ему от меня прибавляется <...>.»
----
Кишла - место для зимовки овец.

Местность Бога-Сала вошла в обзор сборника "Свод памятников истории, архитектуры и культуры крымских татар. Том II. Бахчисарайский район", 2016, стр. 22-24.

Очень интересен опубликованный там же фрагмент "Плана бахчисарайских владений выехавших за границу татар. 1798 г. (1810 г.)" из фондов ГАРК. Ф. 377 оп.14 д.147. На плане, составленном в 1814 г. топонимия Буга-сала не совпадает с топонимией карты И.Л. Белянского. Это может быть связано с несколькими волнами эмиграции жителей и собственников земельных наделов.
Упомянутое в ярлыке Сагадет Гирей хана место Сайке на плане может соответствовать оврагу Сая и горе Сая бурну.
"Фонтанная вода в средней балке", может быть или источником Экинджины-чокрагы в соседнем одноимённом овраге Экинджин-дересы (Вторая балка), обозначенном на топонимической карте Игоря Белянского, или несуществующим сейчас фонтаном Богаp-Салан-чешмесы в овраге Эменгалчих. К сожалению, на плане источники воды не отмечены.
обозначение родника(-ов) на карте 1957 и у Белянского
На топонимической карте Игоря Белянского отмечены два родника, нижний и верхний. Вариантов названий целых 6: Богаз-Cалан-Чешмесы, Акан-Cу, Бога-Саланы-Суу, Бога-Сала-Чокрак, Су-Чокрак, Хазне (от haz, haznin - удовольствия). Как их поделить между двумя родниками, не понятно. К тому же, второй в настоящее время не существует.

РОДНИК БОГА-САЛА-ЧОКРАК N 44°46'04.0''/ E 33°54'36.6''/267 м н.у.м. WGS-84
Это нижний родник, очень точно обозначенный на совнаркомовской карте 1957 г. Выход воды находится в русле балки Бога(з)-сала или по другому Учунджи-дере, т.е. Третья балка. Не обустроен и нет следов былого обустройства. Водопой мог быть устроен немного ниже выхода, где сейчас лежит большая обрезанная шина от трактора. Для фотографирования сток пришлось немного почистить, а после выход был обложен собранными камнями.
арка-дверь в гроте Тешик-коба
вид из грота Тешик-коба в сторону родника и менгира
арка-дверь в гроте Тешик-коба
скалы с гротом Тешик-коба
вид от менгира на скалы с гротом
нижний родник 1 марта 2023 г.
вид вниз по течению ручейка
нижний родник Бога-сала-чокрак до и после обкладки камнями
здесь был верхний родник Богаз-салан-чешмесы
камни от каптажа верхнего родника
камни от каптажа верхнего родника
фрагмент фрагмента Плана бахчисарайских владений выехавших за границу татар. 1814 г.
Бугасала как деревня фигурирует в одном из сенатских дел, обзор которых выпустил ТУАК: "Описание сенатских дел исторического архива Таврической Ученой Архивной Комиссии", П. В. Никольский; 1917 г. Составитель нумерует это дело 1816 года под № 359 (см. стр. 224):
№ 359. По делу мурзы Джаминского о земле, ему принадлежащей и отчужденной г. Бахчисараю. 21 апреля Июня 1816 г. На 21 листе.
Называющий себя поверенным помещика Таврической губернии полкового есаула Ахмета мурзы Джаминского с братьями его, прапорщик Стамати Николас принёс министру юстиции жалобу на исполнительную экспедицию губернского правительства вместе с прошением на Высочайшее имя, в котором изъяснял, что этой экспедицей была отдана бахчисарайскому обществу принадлежащая мурзам Джаминским 270 лет, дарованная ханами деревня Бугасала с прилегающими пахотными землями, утверждённая за ними и крымской комиссиею по земельным спорам, по прошению этого общества на означенную землю, обмененную им у поручика Смирнова, который имел на неё подложную и неукреплённую купчую крепость от каких-то соседних татар, на каковое решение исполнительной экспедицией была принесена аппелляция в Сенат; по справке оказалось, что в Сенате дело это не рассматривалось, в виду того, что Стамати Николас не представил от мурз Джаминских доверенности на ведение дела.

Другие источники воды поблизости:
1. Родник в селе Глубокий Яр
2. Родник Юхары-чешме, дер. Глубокий Яр (Улаклы)
3. Родник Чокрак-баш, дер. Глубокий Яр (Улаклы)
4. Родник Экинджины-чокрагы, овр. Вторая балка
5. Родник Джурга-чокрак, урочище Джурга-бахчи
___________________________________
© SL, 2023 март
© Топонимия, привязка к карте: Игорь Белянский
© SL, Моя коллекция родников Крыма