РОДНИК ПОЧТЕННАЯ ПОЙКА на пути к Храму, массив Бойка
N44°32'52,6''/E34°00'56,8''/1063 м н.у.м. /WGS-84
Наверняка многие, кто ходил по набитой тропе вниз через большую поляну за водой в родник от развалин храма Спаса, по пути обращали внимание на небольшую копанку с блюдцем воды. Тропа идёт на З по поляне мимо шикарного кизилового дерева, входит в лес и раздваивается: прямо по водораздельному хребтику - на перевал Су-уч-кемер и к вершине Бойка 1087 м, вправо - к родникам. Копанка, на карте отмеченный как №4, находится справа от тропы под буком вскоре после входа в лес на спуске к роднику храма Спаса.
На Копанку первый раз обратил внимание в сентябре 2007 года. На вид это была небольшая лужа с водой. Перед этим был сильный ливень ...
Второй раз Копанка попалась на глаза 14 июня 2013 г, и тоже после нескольких дождливых дней. Было видно, что кто-то вычистил её от прелой листвы и вода стоит за счёт глинистого дна ямки. Выход воды просматривался под камнем из бойкинского конгломерата у верхнего края лужицы.
При строительстве каптажа на роднике Дерен-козю в январе 2012 года тамошняя старая проржавевшая и забитая глиной труба была демонтирована и там же припрятана. Её длина 1 метр как раз подходила для обустройства стока воды из описываемой Копанки. Что из этого получилось, судите сами ...
После укладки в сток воды труба была заложена глиной и камнями. Сама копанка была немного прикрыта камнями. Вода продегустирована: не очень холодная, но пить можно!
ФОТО АВГУСТ 2018 г.
Каптажик не работает, есть слабая протечка из-под кладки. Возможно, произошла разгерметизация ...
Та же картина наблюдалась в июле 2020 г.
Повторное снятие координат: N44 32 52.6 E34 00 56.6 / 1076 м
Другие источники воды поблизости:
_____________________________________
© SL, 2013 июнь, 2014 апрель, 2015 август, 2017 апрель, май, 2018 август
НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ДЕБИТОМ
30 апреля 2014 г. 7 августа 2015 г.
1 апреля 2017
Родничок работал. Каменная обкладка родничка была полностью разобрана для чистки от накопившегося сора, листвы, буковых орешков, жидкого глиняного ила. Как и прежде, вода еле-еле выбивалась из маленькой дырочки из-под угловатого куска бойкинского конгломерата, прочно зажатого корнями старого бука.
После удаления отложений рыхлого грунта, была сложена крохотная герметичная камера для отвода воды по старой трубе. Кладка должна оградить выход воды от загрязнения снаружи. Камера сложена с использованием гидроцемента CERESIT CR65. Изнутри герметиком послужила желто-красная глина из раскопа. Когда камера заполнилась, из старой трубы потекла тоненькая мутноватая струйка ледяной воды. Пока закладывал новую конструкцию бесформенными камнями, вода прочистилась и стала пригодной для питья. Обустройство будет продолжено и копанка украсит "Почтенную Пойку".
В мае 2017 г. каптажик был разобран, длинная старая труба заменена на короткую латунную, но камера осталась прежней. К сожалению, дебит не увеличился ... :(
Придав копанке более благообразный вид, решился я на её наименование. Первое, что пришло мне на ум - "Почтенная Пойка". Это название позаимствовано из строительной надписи 1300-1301 или 1361-1362 годов, времён средневекового княжества Феодоро, найденной при раскопках на Мангупе археологом Романом Христиановичем Лепером.
Публикация надписи и её перевод даны Н. В. Малицким в статье "Заметки по эпиграфике Мангупа" (Известия ГАИМК, Выпуск 71, Л., 1933):
"... Крайне любопытно, что этот титул мы встречаем и на другой мангупской надписи, хорошо сохранившейся, датированной и для истории Мангупа вообще весьма важной (рис. 2).
Надпись была найдена Р. X. Лепером в 1913 г. в кладке стены гробницы, сложенной внутри большой базилики Мангупа, из местного известняка, размером 0,49 X 0,33, хранится в Гос. Херсонесском музее.
Р. X. Лепер дал её перевод, не совсем, впрочем, точный. Издается надпись впервые по снимку, исполненному для Н. И. Репникова. Читается следующим образом (даем транскрипцию, не соблюдая лигатуры, но выдерживая орфографию).
Т. е. "Господи Иисусе Христе боже наш (благослови?) основавших [сию] стену; построена эта башня верхнего города почтенной Пойки помощью божией и святого Димитрия и попечением все-честнейшего нашего Хуйтани сотника [достойного?] всякой чести и [совершено] восстановление Феодоро, вместе с Пойкой построены в 6870 г."
... Надпись, повидимому, является первым по времени источником (если только ниже рассматриваемая надпись не окажется более ранней), из которого мы узнаем имя Феодоро, столь знакомое нам для Мангупа по памятникам XV в. Отдельно указывается от Феодоро, хотя вместе с тем и как-то связана с ним по надписи, Пойка, определяемая здесь в смысле верхнего города, где и воздвигается та башня, сооружение которой вызвало мемориальную надпись. Название в его точном топографическом значении остается неясным. Лепер полагал, что это варварское название кремля или башни города Феодоро. А. Л. Бертье-Делагард высказал догадку, что это вся или частью передовая стена в Табана-Дере, против чего Н. И. Репников справедливо указывал, что стены в Табана-Дере более поздние, и ссылался в подтверждение на надпись 1503 г., найденную М. И. Скубетовым в 1901 г., где говорится о построении стен наместником Цулой (беем?). Наконец А. И. Маркевич указывал на название хребта — Бойка в бывшей Богатырской волости недалеко от Мангупа с развалинами древних сооружений: церкви, стен и остатков поселения; по его мнению, сходство имен Пойка и Бойка, по всей вероятности, не является случайным, и слово Пойка, может быть, означало название местности страны. Вопрос остается открытым."
Ассоциация Маркевича Пойка-Бойка мне нравится, хотя и не понятна ...
" ... Город Пойка традиционно связывается с горой Бойка и находящимся на ней храмом Спасителя (Сотира). ...
Перевод:
Господи Иисусе Христе, Бог наш, спаси создавших эту крепость. Построена эта башня всегорода почтенной Пойки при помощи Божьей и святого Димитрия и при содействии всечестнейшего нашего Хуитана сотника, всякой чести; и обновление Феодоро: вместе с Пойкой построены вместе в 6809 (или: 6870) году.