РОДНИК ДАРЛЫК-КЕШМЕ, ручей Ай-Серез, бассейн р. Ворон
N 44°53'27.0''/ E 34°51'19.7''/247 м над у.м./WGS-84

Название урочища Дарлык и одноимённого источника связано с сужением долины в данном месте. Объяснение этого татарского термина было дано ещё П.И. Кёппеном в Крымском сборнике "О древностях Южного берега Крыма и гор Таврических" 1837 г.:
"... Наконец остается здесь ещё упомянуть о встречаемых также в Крыму названиях Дарлык (по произношению же Тарлык, теснина), Дар-богаз (узкий проход) или Дар-йол (тесная дорога, ...)."
Также эта трактовка повторяется Кёппеном в статье 1838 г. "WEGE UND PFADE DES TAURISCHEN GEBIRGES" /ДОРОГИ И ТРОПЫ ТАВРИЧЕСКИХ ГОР/, опубликованной в Записках Императорской Академии Наук (Memoires de l'Academie imperiale des sciences de St.-Petersbourg, Спб, 1841) про горные перевалы Крыма:
"Татары называют пологие, волнообразные впадины на возвышенностях или горных седлах Кес' (Кезъ); но, если перевал кажется им особенно узким, они используют выражение Dar (Даръ, узкий), чтобы отразить это обстоятельство; например, Дар-Богас (узкое место), или Дар-йол (узкий путь, овраг, дефиле), также, вероятно, просто Дарлык (произносится как Тарлык (узкий; рус. Теснина). Как известно, кавказский Дарьял получил свое название от ущелья, на котором он расположен, потому что Йол вообще означает дорога."
ДЛЯ ПРОЕКТА ЮРИЯ ЕЗЕРСКОГО "РОДНИКИ КРЫМА"
урочище Дарлык, вид на север
Согласно топонимической карты Игоря Белянского, источник Дарлык-кешме находится в долине Ай-Серез на стыке урочищ Яртинах (выше) и Дарлык (ниже) на правом борту ручья Ай-Серез. Правда, немного выше источника русло ручья летом становится совсем безводным. Очевидно, часть воды ручья попадает в водозаборное сооружение (плотина в русле, люк колодца, линия водопровода), а часть скрывается в наносах.
Выход воды источника начинается с небольшой вертикальной расщелины в скале. Вода стекает вниз и полностью попадает в каптаж фонтана Darlik-kesmesi. Далее изливается из трубы в большой бассейн, который православные жители села и приезжие используют как купель. Родник освящён протоиереем Валентином Ромушиным как источник Святого преподобного Сергия Радонежского. Видимо, имя святого земли Московской использовано потому что прежнее название Междуречья - Ай-Серез, т.е. Святой Сергий. Так считал ещё академик Пётр Кёппен, писавший в упомянутой статье про перевалы:
"10. Конная тропа из Ай-Серес (Св. Сергия) в Карагачский лес, где она заканчивается на дороге (№ 9), ведущей в Суук-Су. ..."
Хотя, есть сторонники иного перевода, с татарского: Ай-Серез - "лунное сияние", но отчасти это не подтверждается словарями.
В интернете можно найти информацию о не лучших днях этого источника, когда его обустройство и почитание представителями местных православной и мусульманской общин не понравилось вандалам (см. видео 2016 года). Слава богам, что это не привело к противостоянию двух культур и религий и сейчас сохраняется взаимоуважение на основе почтения к самому источнику, как святому и целебному.
фонтан Дарлык-кешмеси или св. прп. Сергия Радонежского
водоносная расщелина в скале над фонтаном, откуда течёт вода
фонтан, купель и образ Сергия Радонежского
сток воды источника в купель
вариант христианского названия источника
сток воды источника в купель
сток воды из купели
Дебит 28 августа 2022 г. очень хороший. Вода чистая, вкусная, но кажется тёплой как из трубы, так и на выходе из скальной расщелины. Это отмечал ещё гидрогеолог Н.В. Рухлов в работе 1915 г. "Обзор речных долин горной части Крыма" (в тексте явная опечатка в названии):
"... Выше деревни Ай-Серез на 0,5 версты, выходит источник «Дардык-чешме» на правом берегу также из конгломератов, давал воды 3.000 ведер в сутки, температура воды 16,6° Ц.; воды его каптированы и выведены по канаве в деревню. ...
... Не доходя ещё до деревни, горный овраг Арышлар кончается, и начинается балка Ай-Серез, обладающая характером речной долины. Дно балки и вся её долина покрыты мощным галечным отложением, в котором скрываются все воды, пришедшие сюда по горному оврагу Арышлар ..."
От фонтана Буюк-чешме в Междуречье (Ай-Серез) до родника Дарлык 1,5 км. Мимо идёт грунтовка, соединяющая морское побережье через перевал Маски с селом Земляничное (Орталан) на северном склоне Главной гряды крымских гор.
Жаль, что площадка перед источником всё больше укатывается приезжающими авто. Лучше бы отодвинуть эту "парковку" как можно дальше ...

Две уникальные фотографии родника до его переобустройства в начале 2000-х годов на сайте любителей Геокэшинга навели меня на предположение, что стела современного татарского фонтана была установлена на более ранний каменно-бетонный водослив открытого типа, сделанный сотрудниками Ялтинской Гидрогеологической и Инженерно-геологической партии в начале 1960-х годов. Ближайшие водосливы для наблюдения за дебитом источников сохранились на родниках Малаперза-кешме №561 и Тамурлы №548 постройки 1963 г. Буду признателен всем, кто пришлёт мне старые фото источника Дарлык!
На карте-верстовке ВТД топосъёмки 1889-1893 гг. родник без названия очень точно отмечен как "Фонт". - фонтан. Он также показан на всех производных этой карты, а на одной даже как "вдхр" с начинающимся водопроводом в село.


PS
Барельефы с названием источника и ликом Св. Прп. Сергия Радонежского выполнены художником Сергеем Петровичем Пугачевым, живущим в Междуречье.

Источник. Сергей Пугачев.
Оргалит. Масло.
С сайта GALLEREO







Другие источники воды поблизости:
1. Родники Малаперза-чокрак и Малаперза-кешме №561
2. Родник в овраге Сахьянын-дереси
3. Фонтан Буюк-чешме в Междуречье
4. Родники Харши-чешме и Хашха
5. Родник Cасыгын-чохрагы
_____________________________________
© SL, 2022 август
© Топонимия, привязка к карте: Игорь Белянский
© SL, Моя коллекция родников Крыма
источник Дарлык как фонтан на верстовке 1890-х гг. издания УВТ 1933 г.
Источник. Сергей Пугачев