ДЛЯ ПРОЕКТА ЮРИЯ ЕЗЕРСКОГО "РОДНИКИ КРЫМА"
ИСТОЧНИК СВ. АНАСТАСИИ, 4-й грот п/г Качи-кальен
N 44°41'39.5''/ E 33°53'07.2''/336 м над у.м./WGS-84

Немало исторических сведений о Качи-кальене оставили в своих работах историки, краеведы и археологи. Попутно в них встречаются скупые сведения о целебном роднике св. Анастасии.
П.И. Кеппен в Крымском сборнике "О древностях южного берега Крыма и гор Таврических" 1837 года на стр. 306-307 писал:
"... Полюбовавшись долиною, поклонившись Св. Анастасии, соберитесь с силами, идите вверх к её колодцу. Дело не легкое; но то, что вы там найдете, по преодолении всех затруднений и некоторых опасностей вознаградит вас за необычный подвиг. Взобравшись по осыпям горы до её скалистой вершины, вы чрез ворота в стене входите в обитель чудес. Тут, мимо скал, из коих на одной изсечен крест, вы достигаете пещер... В верхнем из этих этажей, выдолбленном полукружием длиною в 110 шагов, находится достопримечательный источник, обращенный в колодезь и называемый колодцем Св. Анастасии, или просто Святою водою".
В другом отчёте П.И. Кеппена на немецком языке Über die Temperatur von 130 Quellen der Taurischen Halbinsel /О температуре 130 источников Таврического полуострова/, написанном позже в 1838 г.:
Katschí-Kaljón oder das sogenannte Chfízkij’sche Thal.
42. Born der hl. Anastasia, oder das heilige Wasser; von den Tataren Ssuúk-Ssu (Kalt Wasser) genannt; den 14 (26) Sept. 1833, um 3 Uhr Nachmittags, bei +16° R. und bewölktem Himmel ......... 10°
Diese Quelle befindet sich in der obersten der, über einander in den hohen Fels gehauenen und nach aussen offenen, Höhlen, innerhalb einer einstmaligen Befestigung, über der vor einigen Jahren durch den Hofrath Chfizkij erbauten Kirche (S. meinen Крымскiй сборникъ, S.307).
Перевод:
Качи́-Кальё́н или так называемая Долина Хфи́цкого.
42. Источник св. Анастасии, или святая вода; у татар Суук-Су (Холодная вода) называемый; 14 (26) сентября 1833, в 3 часа второй половины дня, при +16° R. и облачном небе ......... 10°. Этот источник находится в высокой скале с выдолбленными и наружу открытыми пещерами, в пределах старого укрепления, над построенной несколько лет назад советником Хфицким церковью (см. мой Крымский сборник, стр. 307).
Речь идёт о надворном советнике Якове Алексеевиче Хвицком*. В 40-х годах XIX в., владелец села Анастасьевка* помещик Хвицкий, возобновляет церковь, высеченную в обломке скалы у дороги. В последствии, не в силах её содержать, он отказывается в пользу Успенского скита. По каким-то причинам передача затягивается и алчные церковники начинают его преследование. Перипетии этого дела описаны в очерке М.В. Сухарева "Обустройство православных монастырей в Крыму в 50-е гг. XIX в." // Культура народов Причерноморья. №6. стр. 213-217, Симферополь, 1999.
В издании "Статистико-хронологическо-историческое описание Таврической епархии" 1872 г., составленном кафедральным протоиереем Михаилом Родионовым есть краткое упоминание о Я.А. Фицком:
"Качкалион - Симферопольского уезда, по речке Каче. Так называется имение покойного помещика Я.А. Фицкаго, в нём устроена каменная 2-х-престольная домовая церковь во имя Св. Анастасии Узорешительницы и приписана к Бахчисарайскому Успенскому скиту, особых прихожан и причта не имеет, а служат в ней по временам Бахчисарайские иеромонахи из скита."
Второй вариант написания фамилии - Фицкий, дал основу для некоторых топонимов данной местности: Фитцкова долина, Фыцкин-кая-баш.
Киновия св.Анастасии при д.Пычки на фото Василия Сокорнова, 1916 г.
Анастасиевский скит и церковь св. Анастасии на дореволюционной открытке
Как выглядел источник и часовенка над ним можно представить из описания 1889 года в "Практический путеводитель по Крыму" издания Анны Москвич:
"... Над скитом, под отвесной скалой - источник св. Анастасии, обложенный кругом камнями, над которым находится крыша на железных столбах. Сзади его три иконы: Богоматери, св. Анастасии и евангелиста Матфея. Над ними рельефный четырех-конечный крест, высеченный в скале. Источник этот пользуется и у магометан репутацией целебного".
В советское время в 1932 году киновия была закрыта, а церковь сломана. Из отчёта Н.И. Репникова "Городище Качи-Кальен" из сборника отчётов "Материалы Эски-Керменской экспедиции 1931-1933 гг.":
"... На ЮВ от этой площадки укрепления находится четвертый из помянутых гротов. Это грандиозная естественная пещера со стрельчатым сводом. В глубине ее источник, заключенный бывшим скитом в специальный водоем. Вода его до последнего времени почиталась окрестным населением (христианским и магометанским) целебной при родах. Ныне сооружение водоема разрушено. На стенах грота остатки сильно выветрившихся, вырубленных пещер в три яруса. ...
Над древним поселением Качи-Кальена господствует плато представляющее высшую точку правого берега р. Качи. Слывёт oнo под именем хребта Фыцкин-кая-баш".
остов помещения киновии - сравните с фото Сокорнова
в 4-м гроте Качи-кальена - вид на источник Св. Анастасии
вид на источник Св. Анастасии, пещерную церковь и заросший старый выход воды
ствол сухой черешни
родник жив, хоть и не ухожен !
вода накапливается в чаше источника и переливом течет в бассейн-купель
корни погибшей черешни
"ГРОТЪ ПЕЩЕРНАГО ГОРОДА КАЧИКАЛЕНЪ БЛИЗЪ БАХЧИСАРАЯ" - так подписано фото Василия Сокорнова в фотоальбоме "КРЫМЪ" бесплатного приложения к журналу "СОЛНЦА РОССIИ" 1914 г.
Уникальный кадр сохранил вид на родниковый грот с ещё живой черешней и часовенкой над водой.
Татарское название родника - Суук-су, упоминается не только у П.И. Кёппена, но и у В.Х Кондараки в "Универсальном описании Крыма" 1873 года при описании "Ай-Анастасийских скал":
"... Повернув отсюда к юго-востоку, вскоре останавливаешься пред церковью, построенной в 20-х годах во имя св. Анастасии. Отсюда уже пешком, не без страха и усилий, любознательный путешественник подымается по осыпям скалы к её возвышенности и чрез отверстие в стене, достигает бессмертных памятников жилищ первобытных обитателей или искусственных пещер в несколько ярусов, разделенных одна от другой тонким цельным слоем камня. В одном из верхних этажей этих жилищ находится источник воды, названный туземными татарами Суук-су (холодным), а греками колодцем св. Анастасии".
фрагмент карты РККА 1941 года
Евгений Львович Марков в "Очерках Крыма" 1875 г. видел здесь "бассейнчик":
"... В середине алькова над нижним карнизом его пробивается ключ холодной и прозрачной воды. Он обделан в каменный бассейнчик, под которым лежит старая полустёртая икона и видны следы копоти и восковых свечей. Это источник св. Анастасии, давший повод к основанию монастыря. ..."
Возможно, раньше на месте болотца был тот самый полуискусственный резервуар, купель для омовений, про разрушение которого записал Н.И. Репников. Сейчас ему явно не хватает стенки. А круглый накопитель в месте выхода родника использовался для взятия воды на питьё. Сейчас вода из круглого накопителя не имеет нормального стока и затопила выход воды из водоносной трещины в дне. Через воду и обломки камней на дне её не видно. Всё это, результат разрушения монастырских построек в 1920-х годах.

фото Сокорнова
Из востоминаний военного инженера, топографа, генерал-лейтенанта И. Ф. Бларамберга ("Воспоминания", 1872-75 гг., пер. с нем. О. И. Жигалиной и Э. Ф. Шмидта. Москва, 1978):
"... 9 сентября мадам Мавромихали дала согласие на мой брак с Еленой, и для меня начались счастливые дни. ...
… 22 сентября я с необходимой справкой вернулся к невесте и назначил венчание на 29 сентября 1840 г. По этому случаю мы отправились в нескольких экипажах по очаровательной долине Качи в имение полковника Квицкого. Там была скромная церковь, где состоялось венчание по греческому обряду. Затем я с моей очаровательной женой отправились в экипаже в имение тещи. Нас сопровождало много верховых татар, одетых в праздничные платья. Они устроили скачки, ..."

каменная 2-х-престольная домовая церковь во имя Св. Анастасии Узорешительницы
Скит св. Анастасии в Качикалене близ Бахчисарая.
Фото Я. Ф. Ставровского из "Т. 14: Новороссия и Крым", Россия. Полное географическое описание нашего отечества: Настольная и дорожная книга для русских людей: В 19-ти т. - СПб., 1899-1914. Глава IX, стр. 705.



Легенду об источнике, находящемся в Четвертом гроте, запасал в 1958 г. Михаил Яковлевич Чореф. Прочесть её можно в книге о Качи-Кальене "Корабль на Каче" (Е.В. Веймарн, М.Я. Чореф, Симферополь: Таврия, 1976):
"... Давным-давно, говорит легенда, в пещерах Качи-Кальона прятались мерзкие чудовища и змеи. Люди их боялись и с наступлением ночи запирались в хижинах, загнав скот в хлев. На краю деревни жила вдова с дочерью Анастасией. Мать пасла козлят и ягнят, дочь ей помогала.
Однажды вечером, когда их стадо спускалось к селу, выскочило многолапое чудовище и, схватив одну из овец, потащило ее к пещерам. Не испугалась девочка зверя, бросилась было спасать овцу, но на камне поскользнулась и, хромая, стала медленно спускаться к дому. Тем временем стемнело. Окружили и до смерти замучили ее страшилища. Кричала она так громко и жалобно, что не выдержали скалы, попадали со сводов пещер камни, похоронив под собой и девочку и мерзких чудищ.
А утром поднялись в большой грот жители деревни и видят — скала плачет, сочится из нее вода, как слезы.
Прошли века. Ныне на месте том шелестит листьями дикая черешня, корни которой пьют воду источника, воркуют голуби, живущие в трещинах скалы. Однако чуткое ухо может различить и какие-то таинственные звуки, рождаемые ветром в гроте. И кажутся они отзвуками легенды о юной Анастасии ..."
Также в книге есть редкое фото Четвертого грота, где черешня всё ещё растет. Возможно, фото сделано авторами книги.


Монастырь и вид на 3, 4 и 5 гроты Качи-кальена на дореволюционной открытке:
У «святого» источника в Четвертом гроте. Фото из книги
монастырь св. Анастасии на открытке
Любопытные добавления к тому, что уже было описано о роднике, находим в отчёте А.Н. Попова "Вторая учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии в Бахчисарай и его окрестности ..." 1888 года:
"... Налюбовавшись панорамой долины по р. Каче, мы под скалами двинулись к источнику св. Анастасии. По дороге мы осмотрели многие пещеры: судя по величине, они более позднего периода, чем на Тепе-Кермене. Источник находится под громадным сводом, напоминающим алтарь колоссального храма. Кругом источник обложен камнями, и над ним крыша на железных столбах. Сзади eгo, на скале, три иконы - Богоматери, св. Анастасии и евангелиста Maтфея; над ними рельефный четырехконечный крест, высеченный в cкaле. ...
Один из участвовавших в экcкypcии, И. Д. Свиридов, вообще с большою любознательностью относившийся ко всем о6ъяснениям, о6ратил внимание на то, что возле источника Анастасии на кустарниках развешены небольшие цветные лоскуты, очевидно из платья, и просил разъяснения. Директор Тимошевский о6ъяснил это особым происхождением горных татар. Многие места, по его наблюдению, в горной части Крыма, напр. в Феодосии горные монастыри, в Кизиль-Таше, в Козьмодемьяновском монастыре, даже Успенский скит - пользуются почитанием среди татар. В этих местах татары, иногда даже во время храмового праздника, как напр. в Козьмодемьянах, - молятся чаще по ночам и оставляют на деревьях лоскутки, имеющие значение и талисмана, и жертвоприношения. О чудесах источников между татарами даже составились легенды ..."
дореволюционная открытка
С удовольствием добавляю к информации о былых временах Качи-Кальена лирическое повествование публициста Николая Максимовича Сементовского (1819-1879) из его очерка "Путешественник. Южный берег Крыма", СПб, 1847.
"... Я спешил посетить урочище, лежащее на левом берегу Качи: долину Хвитского или по древнему Качи-Кальен; дорога в это очаровательное место была избрана мною мимо мельниц Кож-Дермена. ...
Проехав под навесом седой скалы, которую, кажется, сдвинули на гору страшные гиганты, жившие в воображении древних народов, мы въехали в очаровательную долину святой Aнacтacии, лежащую нa правом берегу Качи.
Предо мною как изящная акварельная картина, вынутая из драгоценного альбома, очерталась на возвышении церковь святой Анастасии; я взобрался к ней и взору моему опять открылись новые виды, совершенно различные от всех прежде встреченных мною. В первые минуты я не знал на что обратить внимание, рассматривать ли живопись места или обозреть развалины; мне хотелось бы остаться на этом месте несколько лет и только любоваться чудною неподражаемою природою и беспрестанно повторять святое для меня имя Анастасии. На верху горы ожидало меня опять новое наслаждение: там находился колодезь Анастасии. Медленно подымались мы на вершину, останавливаясь почти на каждом шагу, чтобы nосмотреть и полюбоваться вновь открывавшимися видами. Выдвинувшиеся камни, осыпи и покатость горы, часто не дозволяли нам оборачиваться назад и в иных местах мы цеплялись ногами и pyкaми за кусты и камни, из-под которых в одном месте, выпрыгнули две легкие дикие козы и перепрыгав через скалы, быстро скрылись внизу на дне горной расселины. Совершенно усталые, кое-как взобрались мы на утесистую вершину, к развалинам и через отверстие в стене прошли к скалам наполненным разными окаменелостями; на одном утесе иссечён четыре-конечный крест. Пройдя мимо этих скал, обросших бархатною зеленью моха, среди которой пробивается мох ярко пунцового цвета, мы приблизились к пещерам, расположенным в несколько рядов и разделенных весьма тонкими каменными простенками. Я принудил ленивых Татар показать мне самый колодезь Анастасии, который Татары называют Cyyкcy; т. е. холодный источник. Мы вошли в первый ряд катакомб и не пройдя более восьмидесяти шагов обрели источник чистейшей воды; он выдолблен внутри скалы; утолив здесь жажду, мы сели в пещере у этого источника; здесь я слушал предания, рассказанные мне Татарами об этой пещере, источнике и самой горе. Я вышел из катакомб и под влиянием истинно поэтического впечатления, которое надолго останется в памяти моей, спустился с спутниками моими в нижний этаж пещер ..."
Вмц. Анастасия Узорешительница. Икона. 2-я пол. XIV-нач. XV вв. (ГЭ)
Дореволюционные мемуаристы отмечают пригодность воды для питья. Например, в путевых записках 1880 г. графа Сергея Дмитриевича Шереметева (1844-1918) из сборника "В дороге", Выпуск 4, 1906 г.:
"... Из Бахчисарая мы в экипажах отправились по долине Качи, с целью посетить часовню «Анастасия», принадлежащую Успенскому скиту, но отделенную от него горным кряжем. Кача течет по широкой долине. По обеим сторонам возвышаются горы совершенно особой формации. Это двойной ряд стен какой-то исполинской крепости, с правильными прямоугольными утесами... Впечатление совершенно особое и небывалое. Часовня в горе; мы здесь вылезли из экипажей и в палящий зной взобрались по лестнице на эту высоту. Я еле выдержал, а когда добрался до источника ключевой воды у часовни, тo со мною сделалось в роде обморока. Только продолжительный отдых под тенью скалы и освежающее влияние источника возвратили мне сознание и бодрость. Прочие все дошли благополучно.
Хороша, говорят, дорога отсюда на Мангуп-Кале и затем перевал к Ялте. Но сюда нельзя иначе, как верхом. С нас довольно было и пережитых впечатлений, и мы вернулись под покойный кров Севастопольской гостиницы; но не забыть нам этой поездки в самое сердце Тавриды. Кто не видел Бахчисарая, тот Крыма не знает!
30 мая 1889 г.     Кусково                                                            Г. С. Ш.
надписи прошлого
Любопытная информация о роднике в книге Александра Попова "Успенский Бахчисарайский монастырь. История, архитектура, святыни" вышедшей в 2016 г.:
"... В ноябре 1904 года комиссия Духовной Консистории в составе секретаря Петра Беллавина и священника Николая Шпаковского провела ревизию Успенского скита и признала его состояние неудовлетворительным во всех отношениях. ...
... Высоко были оценены труды заведующего Анастасиевской киновией иеродиакона Григория ...
... Храмы Анастасиевской киновии — св. мученицы Анастасии и свв. мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии — содержались, в отличие от храмов Успенского скита, в чистоте и порядке и произвели на комиссию приятное впечатление. Неслучайно богослужения в Анастасиевской киновии посещались достаточно большим количеством богомольцев. Стараниями иеродиакона Григория к храму святых мучениц была проложена удобная тропа и установлены скамьи. С целью избавиться от сырости в Анастасиевском храме иеродиакон Григорий на собственные средства провел работы по отделению церкви от скалы, также были предприняты меры для нахождения воды в иссякнувшем 5 годами ранее св. источнике в скале.
... К концу XIX века вода в источнике св. Анастасии иссякла. В 1904 году заведующий Анастасиевской киновией иеродиакон Григорий получил благословение правящего архиерея на проведение работ по изысканию воды для св. источника (по материалам ГАРК. Ф-118. Оп. 1. Д. 3250. Л. 12об.)."
Возможно, прежде чем иссякнуть, вода имела выход немного ниже каменной чаши, в которой накапливается теперь. Старый выход сейчас затапливается водой, стекающей из вновь вырубленной чаши, зарастает травой и тиной.

В настоящее время родник функционирует, но пригодна ли вода для питья? Стены, вокруг купели испещрены многочисленными надписями с именами тех, кто здесь побывал в далеком прошлом. Прочесть их всё сложнее и сложнее. Но всё ярче и крупнее имена современным вандалов ...

Родник наблюдался 29 мая 2016 года. Вода в круглой купели источника была действительно холодной +9° C.

----------------
* - село Анастасьевка, см. материалы РГАДА, ф. 1354, о.478, "Таврической губернии Симферопольского уезда репер межевания", межевание 1839 г., утверждено в августе 1854 г.:
Мустафа Бей - деревни что ныне села Анастасьвка, влад. Надворнаго Советника Якова Алексеева Хвитцкаго по фруктовым садам и чаирам Бакчисарайских жителей 3й гильдии купцов Хаджи Асан Хаджи Мемет Оглу и прочими, ... всего 586 десятин.

Другие источники воды поблизости:
1. Родник у дороги на ЮЗ склоне под Кыз-кермен
2. "Фонтан" на Баштановском водопроводе
3. Родник Св. Софии в Анастасиевском ските
4. Родники Качиедже Нижний и Качиедже Верхний
5. Родники ущелья Таш-аир
__________________________________
© SL, 2016 май, 2018 февраль
© SL, Моя коллекция родников Крыма