ДЛЯ ПРОЕКТА ЮРИЯ ЕЗЕРСКОГО "РОДНИКИ КРЫМА"
РОДНИК ВЕРЕСИ (ЧЕРКЕЗ-ЧОКРАК, ЧЕРКЕЗ-ЧЕШМЕ, ВЕРСА, БАКИ, БОЧКИ), бассейн р. Демерджи
N 44°45'30,7''/E 34°21'49,6''/783 м н.у.м. / WGS-84 - *

Очевидно, у этого родника с несколькими выходами воды было несколько названий - греческое Вереси и татарское Черкез-чешме. Первое известно благодаря верстовке 1890-х годов. Привязкой второго занимался краевед Игорь Белянский. На его топонимической карте помимо Вереси ещё пара вариантов названия: Черкес-чокрак и Черкес-чешме.
Впервые название родника встречается в Крымском сборнике Петра Кёппена "О древностях Южного берега Крыма и гор Таврических" 1837 г., где автор рассуждает про "пребывание Черкесов в этих местах" (стр. 251):
Черкес или Черкас есть, как мы уже видели выше, собственное имя, по коему, также как и по другим именам лиц, в Крыму прозвано не мало разных урочищ ...
И далее, перечисляя в примечании названия, упоминает родник:
Черкес Чокрак, источник по пути из Демирджи к р. Ангар.

В отчёте профессора А.Н. Козловского "Сведения о количестве и качестве воды в селениях, деревнях и колониях Таврической губернии ..." 1864-1867 гг. в перечне "Замечательные родники Южного берега Крыма" в списке "Возле Джемерджи" есть упоминание про некий родник Черкезни-Чесме:
1) Партикуль; 2) Ай-Константин; 3) Ай-Ян-Су; 4) Кречель-Чесме; 5) Зурзы; 6) Черкезни-Чесме; 7) Орман-Тарла; 8) Кобетке; 9) Биюк-Дере; 10) Кириян; 11) Чин-Джилга.
В материалах Партии водных изысканий 1913-1915 гг. родника Вереси нет, но зарегистрирован источник Черкез-Чешме/Черкес-Чешме:

От Ангарского перевала идёте до Памятника военным строителям Алуштинского шоссе. Там перекрёсток дорог и троп: прямо на ВСВ тропа поднимается на хребет Эльх-кая, а правее вниз на ЮВ, В идёт старая  наезженная дорога. Идём по ней 700-750 метров до развилки, где на одном из деревьев справа розовой краской нанесена неофициальная метка. Здесь уходим вправо вниз на ЮВ, В и СВ. А дорога с которой мы ушли - 128 маршрут - от развилки пойдёт на С, СВ непосредственно под гребнем Эльх-кая на перевал Фуна/МАН.
Старая широкая вьючная тропа-дорога через родник Вереси сначала идёт вниз, потом траверсирует склон, обходя скальные конгломератовые обнажения Ю отрога г.Эльх-кая. Дальше от родника дорога уходит на ЮВ совсем вниз к розовым полям в долине р.Демерджи.
От родника можно вернуться на верхнюю дорогу 128 маршрута, если от нижней бочки уйти по плохо видимой тропе вдоль оврага на ССВ, обходя скалы с ЮВ, В. Тропа через 400 м пересечётся с ещё одной старой тропой-дорогой: если свернуть влево вверх, то выходим на верхнюю дорогу; если сворачиваем вправо вниз, то спускаемся к перекрёстку с наезженной грунтовкой: влево вверх на 128 маршрут, вправо вниз мимо квартальных столбов в долину р.Демерджи.
Родник Вереси (Верса, Баки, Бочки), водозабор из 4 цистерн-бочек, ни с чем не спутаешь. Возможно, только три из них №2, 3 и 4 стоят на выходах родниковой воды. Доступа к воде этих бочек нет. От верхних бочек вниз в нижнюю бочку № 1 идут трубы. Она играет роль коллектора, а от неё вниз по склону в село Лаванда уходит одна большая водоводная труба.
Есть и отдельный выход воды, не задействованный в системе водопровода. Он оборудован бетонно-каменным колодцем, засорен листвой, т. к. сверху сейчас не закрыт. От него вода отводится ~20-метровой трубой к бетонному бассейну около нижней бочки №1.
Что очень странно, в описании родника Черкез-чешме в таблице реестра ПКВИ не указано про наличие нескольких выходов воды. В тоже время указано, что соседний источник Халайджи-чокрак на высоте 776 м имеет 2 выхода воды.
2 ноября 2008 г. вода льющаяся из этой трубы показалась невкусной, с привкусом органики.
Ниже по склону есть пикниковая площадка, костровище, очень мусорно.

Маршрут через родник Вериси - фотоотчёт и краткое описание, ноябрь 2008 г.
Старое название дороги, проходящей через родник Вереси, Екатерининская. Так написано в путеводителе "Крым" 1914 г, изданном КОЕиЛП (т.н. "Путеводитель Бумбера"):
"... С перевала (358 саж., над ур. моря, есть кофейня) видно море, гора Демерджи, недалеко от перевала (налево), на старой Екатерининской дороге, памятник-обелиск. Направо от перевала начинается дорога, ведущая на Чатыр-даг."

Кстати, на буке повыше бассейна и нижней бочки вырезан современный гидрологический номер с геодезической привязкой - 621-Г. Источник наблюдался Ялтинской ГГ и ИГ партией.
В настоящее время курируется ГУП РК "Вода Крыма" и в документации значится как родник "Верса" №613/88/82  Западно-Крымского месторождения, участок Чатыр-Дагский.
Вторая составляющая номера досталась от регистрации родников Партией Крымских Водных Изысканий 1913-1915 гг, где он числится как: №79/88, Черкез-Чешме.
При этом на буке неподалёку от самой нижней "бочки" чётко вырезан номер 621-Г. Загадожное расхождение номеров ...

Предположу 2 варианта объяснения этого несоответствия.
1) Тот кто вырезал номер 621-Г ошибся. В пользу этого - номер другого демерджинского родника Эски-Койнун-су - №621/79.
2) В группу Верса/Бочки входят два источника, проходящие по материалам ПКВИ как №79/88 Черкез-Чешме и №78/87 Халайджи-чокрак.
Родник Халайджи-чокрак ни туристам, ни краеведам до сих пор нам не известен:
- №79/88, Черкез-Чешме, бассейн р. Демерджи; высота н.у.м. 368 саж. (785 м); в лесу; у дороги; оснащен деревянным жёлобом и корытом; дебиты: средний за год 19960, наибольший 41140, наименьший 4960 ведер/сутки.
- №78/87 Халайджи-чокрак, бассейн р. Демерджи; высота н.у.м. 364 саж. (777 м); Известняк, лес; Не оборудован, владелец земли: о-во д. Демерджи; 2 выхода. Дебиты: средний за год ---, наибольший 14050, наименьший 4650 ведер/сутки.

Возможно, самые верхние бочки это Черкез-чокрак, а самая нижняя бочка и каптаж с длинной трубой "для прохожих" это Халайджи. Пока это предположение.
ФОТО ноябрь 2008 г.
гидрологический номер учета родника с геодезической привязкой - 621-Г
нижняя бочка №1 и труба из каптажа-колодца для общего пользования
отдельный колодец-каптаж из которого по трубе течёт вода в бассейн
бассейн рядом с бочкой №1
бочка №2
бочка №4
бочка №3
дебит в июне 2017 года
внутри одной из бочек
Вереси на верстовке 1890-х и Верса на карте ГШ СССР
* - GPS-координаты, приведённые выше даны на бассейн с доступной водой

Повторные снятия координат:
N44 45 31.0 E34 21 49.1 / 763 м
N44 45 30.8 E34 21 49.9 / 786 м

Другие источники воды поблизости:
1. Родники-озерца Таш-коллер на правом борту р.Демерджи Центр.