ДЛЯ ПРОЕКТА ЮРИЯ ЕЗЕРСКОГО "РОДНИКИ КРЫМА"
РОДНИК ВЕРСА, бассейн р.Демерджи
44°45'30,7''/34°21'49,6''/783 м н.у.м. / WGS-84 - *
Местоположение источника Верса в Атласе "Путешествуем по горному Крыму", в отличие от 500-метровой карты Генштаба ВС СССР, показано неверно. Его название и положение на генштабовку попало из дореволюционной 1-вёрстной военной карты. Дорога, идущая через родник, очень древняя и соединяла Алушту и Симферополь через старый Ангар-богаз.
В Атласе родник привязан к дороге и маркированному 128 маршруту под хребтом Эльх-кая. Но не эта дорога проходит через родник.

От Ангарского идёте до Памятника военным строителям дороги. Там перекрёсток дорог и троп: прямо на ВСВ тропа (голубые метки) поднимается по хр.Эльх-кая, а правее вниз на ЮВ, В поворачивает наезженная дорога 128-го маршрута. Идём по ней 700-750 метров до развилки, где на одном из деревьев справа розовой краской нанесена неофициальная метка. Здесь уходим вправо вниз на ЮВ, В и СВ. А дорога с которой мы ушли - 128 маршрут - от развилки пойдёт на С, СВ непосредственно под гребнем Эльх-кая на перевал Фуна/МАН.

Старая широкая вьючная тропа-дорога через родник Верса сначала идёт вниз, потом траверсирует склон, обходя скальные конгломератовые обнажения Ю отрога г.Эльх-кая. Дальше от родника дорога уходит на ЮВ совсем вниз к розовым полям в долине р.Демерджи.

От родника можно вернуться на верхнюю дорогу 128 маршрута, если от нижней бочки уйти по плохо видимой тропе вдоль оврага на ССВ, обходя скалы с ЮВ, В. Тропа через 400 м пересечётся с ещё одной старой тропой-дорогой: если свернуть влево вверх, то выходим на верхнюю дорогу; если сворачиваем вправо вниз, то спускаемся к перекрёстку с наезженной грунтовкой: влево вверх на 128 маршрут, вправо вниз мимо квартальных столбов в долину р.Демерджи.

Родник Вереси/Верса/Баки/Бочки - водозаборный и его 4 цистерны-бочки ни с чем не спутаешь. Очевидно, каждая из них стоит на выходе воды. Доступа к воде нет. От бочек вниз по склону в с.Лаванда уходит одна большая водоводная труба.
5-й выход воды оборудован бетонно-каменным колодцем, засорен листвой, т.к. сверху не закрыт. От него вода отводится ~20-метровой трубой к бетонному бассейну около нижней бочки.
2 ноября 2008 г. вода льющаяся из этой трубы показалась невкусной, с привкусом органики.
Ниже по склону есть пикниковая площадка, костровище, очень мусорно...

Другие источники воды поблизости:
1. Родники-озерца Таш-коллер на правом борту р.Демерджи Центр.
2. Родник Пандази на т/с Поляна МАН
3. Родник Индек-чокрак на 128 маршруте под пер.Эльх-кая Восточный
4. Родник Демерджи между укр.Фуна и Долиной Привидений

_____________________________________
© SL, ноябрь  irsl@yandex.ru
© Топонимия, привязка к карте: И.Л. Белянский

В материалах Партии водных изысканий 1913-1915 гг. родник зарегистрирован как Черкезъ-Чешме/Черкес-Чесме: №79/88, высота н.у.м. 368 саж. (785 м); в лесу; у дороги; оснащен деревянным жёлобом и корытом; дебиты: ср.за год 19960 ведер/сутки, max 41140 ведер/сутки, min 4960 ведер/сутки.

Возможно название привязано только к одному из выходов воды. Кстати, на буке около нижней бочки вырезан современный гидрологический номер с геодезической привязкой - 621-Г

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
* - GPS-координаты, приведённые выше даны на бассейн с доступной водой

Маршрут через родник Верси: фотоотчёт и краткое описание ноября 2008 г.
Все фото - 2 ноября 2008 г.
Бочка №4
Бочки №1,2, 3 и труба с водой, наполняющей бассейн
Бассейн рядом с бочкой №1, на буке № 621-г
Колодец-каптаж из которого по трубе течёт вода в бассейн