ДЛЯ ПРОЕКТА ЮРИЯ ЕЗЕРСКОГО "РОДНИКИ КРЫМА"
РОДНИК ЭСКИ-БОГАЗ (ВТОРАЯ ВОДА), приморский бассейн р.Лименка, окрестности пос.Голубой залив
N 44°26'11.1''/ E 33°58'53.5''/1026 м над у.м./WGS-84

Родник Эски-богаз относится к Лименскому гидрологическому району и находится в верховье Лименской долины, образованной р.Лименка (Леменка). Но самая простая привязка, на сегодняшний день, звучит так: родник на Еврейке под Ат-Башем. Ат-Баш - скальная вершина с высотой 1196,5 м к В от одноименного перевала. Дорога - грунтовка, которая идет из Алупки на Яйлу через перевал Ат-Баш-богаз *. Дорога имеет два названия: Еврейская и Жидовская. Считается, что первое связано с бароном Гинцбургом **, а второе с инженером Жидовым. И, если о первом варианте есть ряд упоминаний в литературных печатных источниках, то о втором, увы, нет. Но, возможно, я плохо искал ... 
Название роднику Эски-богаз дано в ходе гидрогеологических исследований района Лимены - Кацивели в 1925-29 гг. гидрогеологами С.Н. Михайловским и В.Ф. Пчелинцевым с участием Г.П. Синягина и И.К. Семенова.

Родник наблюдался в августе 2018 г. Несмотря на засушливое лето, вода в нём была. Хотя, известны случаи пересыхания источника.
Родник каптирован бетонным водосливом с двумя трубами, одна из которых фальшивая. Орнамент на бетоне (пальмы, чайки, морские волны и букет цветов из створок ракушек) позволяет предположить, что каптаж выполнен в 1960-70 гг. Ялтинской ГГ и ИГ партией. В этот период за родником закрепилось новое название - ВТОРАЯ ВОДА.
Почему же родник назван Эски-богаз, а не родник Ат-Баш-богаз? Ведь перевал Эски-богаз немного западнее и через него идет иная дорога, из Кикенеиза (Оползневое).
Возможно, гидрологи опирались на местное название родника и перевала, которое роднику могли дать жители Симеиза, для которых данный путь в сторону Эски-богаза был однозначным?
Может быть, в то время широкое перевальное окно делилось на отдельные выходы, отражающие варианты подхода из разных населенных пунктов, но в целом на яйле, всё это считалось Эски-богазом?
У Петра Кёппена в очерке "Wege und Pfade des Taurischen Gebirges" (Дорожки и тропы Таврических гор, 1837 г.) приведен следующий порядок перевалов этого района с В на З (перевод с немецкого):
52, 53 и 54: Из Алупки и Симеиза три основных пути ведут к Яйле, которые долго не соединяются от них, чтобы разделиться немного выше снова. Два из них, один из которых ведет через Копек-Богас, а другой через Смопу-Богас, незначительны, а третий, Симеиз-Богас, который также называется Алупка-Богас, важен, так как он, формируя связь между Алупкой и Коккосом, принадлежит к наиболее употребляемым.
Через Копек-Богас можно ехать на север, но лошадь не должна быть обременена. Этот перевал упоминает Паллас (II, 129), говоря: "Между второй горой (Шаган-Каясы) и "продолжающейся к Пётер-Кая скальной стеной Кизил-Кая, есть небольшой "разрез в коронации скалы, называемый Топек-Богасси (собачий проход) "через который верховая дорога ведет к Яйле или альпийской поверхности в Узунджи и Скела".
Смопу-Богас должен быть использован только пешеходами, которые карабкаются от скал к скалам; для прогона скота он не подходит.
55. Из деревни Лимена простая пешеходная тропка ведет в лес Суули-Даг. Можно ли подняться на Яйлу этим путём, чтобы преодолеть горы, мне неизвестно.
56. Дальше следует пешеходная тропа, ведущая к Яйле, называемая Пелакиа-Сохах, или просто Пелакия. Он используется не только пешеходами, но и скотом и не гружеными лошадьми (но вряд ли для езды).
57. От Кикинеиса до Коккоса верховой путь ведет через Эски-Богас (старый проход), который иногда называют Лимена-Богасом, который уже описан Палласом (II, 125) как довольно удобный проход. Поскольку путь через Коккос идет в Багчисарай, те прибрежные татары, его использующие, вероятно, дают ему название Базар-йол (рыночный путь). Судя по названию, следует полагать, что раньше Эски-Богасом пользовались с большей пользой.
58. За Эски-Богасом следует, как полагают, примерно на одну версту удаления от него, Миэсис-Богас. Он используется скотом, но он не должен быть достаточно хорош для скакунов. Кикинеизцы рассчитывают от своей деревни примерно час пути до Миэсис-прохода.
Как видим, отдельный проход под г. Ат-Баш Кёппеном не описан, возможно, по причине не знания им пути через лес Суули-даг на яйлу. Мне кажется, именно этот путь нужно связывать с тропой из Лимен через Абитову поляну с выходом на прообраз Жидовской дороги и дальше под Ат-Баш. Название Суули-даг встречается лишь у Кеппена, в статье и на карте 1836 года для его Крымского сборника.

Но возращаемся к роднику Эски-богаз и к отчёту "Гидрогеологические исследования в Кучук-койском и Кикенеизском районах Южного Берега Крыма" (С.Н. Михайловский и В.Ф. Пчелинцев, М., Л., 1932 г., где описаны перевалы и родники Леменки:
"... На большей части своего протяжения обрыв известняков совершенно недоступен для восхождения. Лишь в крайних его точках, а именно за скалами Чака-Тыш и Нишан-кая, а также под горой Ат-баш (лошадиная голова), на перевале Эски-богаз крутые извилистые тропинки выводят на поверхность Яйлы".
"... лишь один овраг р.Леменки представляет собой почти постоянный водоток, питаемый не только поверхностным стоком, но и водой расположенных по бортам оврага ключей."
Перевал, который принято называть Эски-богазом, авторы отчета называют Кикенеиз-богазом. Вот его привязка из описания родника Беш-текне:
№1. Источник Беш-Текне (Главный). Находится на Яйле в долине Беш-Текне, в 350-400 м к северу от перевала Кикенеиз-богаз.

Собственно про родник №6 Источник Эски-богаз:
Находится на высоте 1.025 м над уровнем моря, на тропинке из Алупки на перевал Эски-богаз в 320 м к юго-востоку от последнего. Он выходит на границе глинистых сланцев и глыб известняка в 35 м от коренных выходов последнего. Выход расположен на крутом склоне, густо поросшем лесом и усеянном хаосом глыб известняка. Источник не каптирован. Вода ручьем стекает по склону на протяжении 30 м, а затем теряется в наносах. Дебит, измеренный 10/VII 1929 г. = 0,05 л/сек. Температура 6,8° С, при температуре воздуха 21° С. Вода источника не используется.
Полевой анализ пробы, взятой 10/VII 1929 г., дал следующие результаты: вода бесцветная, прозрачная; вкус обыкновенный; запах свежий; реакция нейтральная; H2S, NO2, NO3, NH4 и SO4 нет; Fe присутствует; жесткость 5,72° нем., Cl 0,015 гр; HCO2 0,116 гр на литр; SO4 не определим.

Возможно, самое ранее историческое упоминание о родниках в окрестностях котловины Беш-текне и под Ат-Башем, находится в путеводителе швейцарского торговца Шарля Анри Монтандона***.

Примечания:
----------------
* - Название "перевал Ат-Баш" в дореволюционных и первых советских путеводителях не встречается. Однако, некоторые геологи его использовали. Например у В.И. Лучицкого в "Петрография Крыма", 1939 г.:
"... Почти у самого перевала Ат-баш-богаз Д.И. Щербаковым было установлено присутствие серого кварцевого кератофира (кварцевого альбитофира), в фельзитовой основной массе которого рассеяны редкие вкрапленники альбита".
А вот как это изложено у самого Д.И. Щербакова, в его статье "Лименские изверженные породы" (Известия СПб политехнического ин-та, т.21, вып.2, 1914 г.):
"... Кварц принимает участие исключительно в строении основной массы. Такой же точно порфир, но более свежий был взят из шаровой отдельности породы, находящейся под самым перевалом (Ат-Баш богаз)".
Кстати, у него есть интересное отвлечение про дорогу из Симеиза на Яйлу:
"... С ущельем речки Лименки совпадает линия сдвига. Самая речка, на довольно далеком разстоянии вглубь, течет по сланцам и наносной почве. Сланцы сохраняют сравнительно постоянно свое простирание (236°—232°), но падают значительно круче (42° к NN0) и местами поставлены на голову.
Несколько выше речка течет уже по вулканической породе (подъ Абитовой поляной).
Перехожу теперь к описанию образцов, собранных на восточной части выхода. Они были взяты по дороге, ведущей на Яйлу со стороны деревни Старого Симеиза (дорога барона Гинсбурга) и пересекающей этот лакколитообразный выход в О - W направлении на довольно значительной высоте".   
В 3-м издании путеводителя КОЕиЛП "Крым" 1928 г. устроителем "Жидовской дороги" называется именно Гинзбург:
"... Для подъёма на Ат-Баш (8 км) надо пересечь верхнее шоссе в том месте, где от него отходит ветвь на Симеиз; пройдя несколько сот метров по направлению к Алупке, начинают подъем по очень каменистой тропинке, которая, лишь спустя час ходьбы, приводит на широкую лесовозную дорогу, ведущую на Ат-Баш (так называемая "жидовская дорога", построенная Гинзбургом). Часа через 3 подъема, считая от Симеиза, дорога приводит на перевал. Справа - крутая скала Ат-Баш ..."
На карте-схеме из этого путеводителя (вкладыш между стр. 208-209) тропа через родник под Ат-Башем так и подписана - жидовская дорога.
Автором этой карты, по моему предположению, является "новосимеизец" Василий Михайлович Кузьменко, автор трёх изданий путеводителя "Новый Симеиз и его окрестности ..." 1913 г., "Симеиз и его окрестности" 1928 и 1930 гг. Изначально карта была опубликована именно в его издании 1928 г. В нём же есть и про дорогу Гинсбурга:
"... тропинка взбирается вверх и чем дальше, тем всё круче и круче, пока, наконец, не выйдет верху в сосновый лес у пологого  подножья высокого предгорного утеса "Чака-Тыш". Конечно, здесь нужно отдохнуть, подышать чудным горным воздухом, пропитанным смолистым ароматом, и полюбоваться горными вековыми Крымскими соснами с высокими стволами рыжеватого цвета, увенчанными сверху развесистыми кронами густой и длинной хвои. Здесь в лесу проходит дорога; устроена она была около половины прошлого столетия неким откупщиком Гинсбургом для разработки здешнего леса; начинается она у Алупки и заканчивается на гребне Яйлы у подножия вершинного утеса "Ат-баш", над Симеизом."

** - Гинсбург (Гинзбург, Гинцбург): откупщик-виноторговец, российский финансист, банкир и еврейский общественный деятель барон Евзель Гинцбург (1812 - 1878). В Крыму Евзелю Гинцбургу и его 4 сыновьям принадлежали обширные имения в Перекопском, Евпаторийском и Симферопольском уездах.
Очевидно, лесные угодья Гинцбургов в лесной даче "Коккоз" Ялтинского уезда, имение в деревне Коккоз, дровяной склад у горы Бедене-кыр и Жидовская дорога напрямую связаны с дровяной торговлей младшего сына -  Соломона Евзелевича Гинцбурга, жившего в Ялте на Пушкинском бульваре (1889 г).
В 1892 в журнале "Записки Горного клуба" в отчёте об экскурсии членов Ялтинского отделения Крымского Горного Клуба есть информация об экономии Гинсбурга, нигде прежде не встречаемая:
"... Лучшее и вполне европейское помещение в Кокозе есть экономия Гюнсбурга, которая управляется Львовым, живущим постоянно в Симферополе. Он был так любезен, что сделал распоряжение, чтобы свободные помещения экономии всегда отдавались туристам, членам крымского горного клуба. Члены нашей экскурсии, прибывшие до нас, получили в полное распоряжение помещение, состоящее из пяти комнат, с кроватями, тюфяками и всей нужной обстановкой. Экономии Гюнсбурга лежит в центре деревни и через нее проведен рукав речки Кокоз-Узень, на котором устроена купальня, послужившая прекрасным освежительным средством после трудной прогулки по лесным тропинкам. Довольно большой, но несколько запущенный сад орошается канавками, в которые впускается вода из реки Кокоз-Узень, вследствие чего почва местами приняла болотистый характер".
У Г.Г. Москвича в 21 издании 1911 г. "Путеводитель по Крыму" повторяется скупая информация об имении в Коккозе:
"... Кокозы - большая татарская деревня, принадлежащая барону Гинзбургу; тут-же находится экономия его. В живописной местности, среди фруктового сада, находится дом-особняк барона Гинзбурга, в котором отдаются квартиры в 1, 2 и 3 комнаты с кухнями по 15-20 р. за комнату в мес. Провизия привозится экономией из Ялты или Бахчисарая".
В его издании 1912 года с приложенной к нему картой с номерными точками достопримечательных объектов:
"... От Ай-Петринской шоссейной казармы (5) на вершину горы Беден-Кыр (Г). От казармы нужно идти минут 12 (версту) на северо-запад по шоссе, затемъ свернуть влево на первую грунтовую дорогу, по которой нужно идти минут 20 (1 и 3/4 версты) в западном направлении до площадки у южного угла склона горы Бедене-Кыр.
Возле площадки к западу от неё находится летом склад дров Гинзбурга (1). Свернув с дороги вправо, не доходя дровяного склада, нужно идти в северном направлении без тропы, сначала минуты три по площадке, а затем минут 15 по довольно крутому подъёму по юго-западному склону Бедене-Кыра ..."
Кроме того, Гинсбургу принадлежала часть яйлы около г. Бедене-кыр. Из статьи К. Л. Гольде "Физиономия растительности Крымской яйлы", Ботанический журнал, №4, 1906 г.:
"... Как изменяется физиономия яйлы, когда известняк во впадинах покрывается наносной землею, можно себе представить, ибо вместо растений каменистых мест появляются, как я уже упомянул, на рыхлой, можно сказать, девственной почве, степныя растения. На одном из таких плоских мест яйлы Бар. Гинсбург, которому принадлежит эта часть яйлы, приказал вспахать землю и в продолжение нескольких лет превратил в пашню. Пашня эта находится на высоте около 4000 футов н. у. м. по обеим сторонам Бахчисарайского шоссе, около горы Бедене-кыр."
Скорее всего, название "Еврейская дорога" более позднего, советского периода. Это название можно увидеть на схеме туристских маршрутов в окрестностях Алупки и Симеиза, разработанных  для какого-то южнобережного санатория (уникальный ресурс из интернета).
Встречается и третий вариант названия - Караимская тропа, скорее всего являющееся переводом на русский язык с крымскотатарского Чуфут-йолу (еврейская дорога). Название употребляется в работе "Оползни Крыма" (Часть 1. История отечественного оползневедения. И. Ф. Ерыш и В. Н. Саломатин, 1999 г.) при описании оползней над Симеизом:
"... Уступ Яйлы в верхнечетвертичное время заметно и интенсивно продолжал разрушаться и отступать вглубь полуострова западнее Алупки-Симеиза. Все те же обвалы, осыпи и оползневые массивы-отторженцы. Такой безымянный блок, объёмом свыше 100 млн. м3 спустившись на 20-30 м, застыл над Симеизом. В настоящее время через него проходит древняя тропа, по которой относительно легко можно в течение часа от Караимской тропы через г. Шаан-Кая выйти на знаменитое карстовое плато Ай-Петри".

*** - Шарль Анри Монтандон (Charles Henri Montandon), "Guide du voyageur en Crimee" /"Путеводитель путешественника по Крыму"/, Одесса, 1834 г.
Фрагмент взят из описания маршрута Коккоз - Яйла - Беш-текне - Алупка. Легко узнаваемы и скала Ат-Баш, и дорожные родники Эски-богаз и Симеиз-текне:
"... Выбравшись на круп Ай-Петри, почти напротив Лимен, глаз охватывает огромный горизонт; вид, не будучи совершенно красивым, величественен; изменение воздуха очень чувствительно, и путешественник начинает замечать, что растительность пышнее, чем в горах, через которые он только что прошёл. Путь, на южном склоне, поворачивает налево и проходит под большой скалой страшного вида. В половине версты есть небольшой источник хорошей воды, а после большого количества зигзагов, которые проходят через густую сильную тень, через две версты достигают другого источника, более обильного, чем первый; ..."

Другие источники воды поблизости:
1. Родники на С склоне г. Ат-Баш: родник №5 в долине, родник №4 под Ат-баш
2. Родник Тамары Антоновой (№3 Беш-текне верхний) к С от перевала Ат-Баш
3. Родник Симеиз-текне на той же дороге
4. Родник и каптаж Фасбурла
_____________________________________
© SL, 2018 август
© Топонимия, привязка к карте: С.Н. Михайловский, В.Ф. Пчелинцев