Второй фонтан Байдар, построенный одновременной с новым деревенским водопроводом в 1913 г. находился на базарной площади перед харчевней "Европа". Это современная улица Тюкова, сторона с нечётными номерами домов. Северная сторона базарной площади простиралась тогда до соборной деревенской мечети. Её старое здание, но уже без минарета, было разрушено в 1976 году. В "Одноклассниках" в фотоальбоме группы "Байдарская долина" имеется снимок 1973 года, где на заднем плане за электрическим столбом видно здание бывшей мечети, а также часть площади.
Как пояснил мне Михаил Кожевников, "... мечеть бы сейчас стояла перед окнами Дома культуры. Примерно чуть дальше правого платана."
Старая мечеть и её деревянный минарет, а также татарская кофейня в Байдарах попали на рисунок Огюста Раффе 1837 г. В качестве иллюстрации рисунок можно увидеть в записках Анатолия Демидова "Voyage dans la Russie Meridionale et la Crimee ...", Paris, 1841 на стр. 406, а также в других иллюстрированных изданиях XIX в.
Байдарские мечети удостоились язвительного описания корреспондентом британского журнала The Illustrated London News в период Крымской войны 1854-1855 гг:
"Покидая Балаклаву и направляясь на южный берег", - говорит г-н Доби Сеймур в своей недавно опубликованной работе, путешественник снова оказывается на большой дороге, прежде чем она войдет в знаменитую долину Байдар, которую очень восхваляли первые путешественники, писавшие после занятия Крыма русскими, даже до того, как её истинные красоты были полностью известны". Наш специальный художник и корреспондент в Севастополе, говоря о деревне Байдар, говорит: "Из двух минаретов один, казалось, шатался до своего основания, которое слабо поддерживало остатки убогой верхней конструкции из серых и мшистых балок, в проёме которой глядела голова старого татарского муэдзина. Другой, более завершенный по структуре, я постарался изобразить для вас. Эта и некоторые другие черты улицы были характерны; особенно татарин, прямо стоящий на верхушке седла-подушки и возвышающийся над небольшой жилистой лошадью, чьи жилистые конечности несут его без видимых усилий. Маленький дом на самом краю света был единственным каменным домом, и в нем, несомненно, жил русский омбаши или капитан, который не оставил после себя ничего, кроме голых стен своего особняка, двуглавого орла, нарисованного над окном, и разноцветного столба, который в России, как и в Германии, является знаком власти повсюду."
Судя по рисунку, в то время дорога через деревню в этом месте проходила немного не так как сейчас, а между мечетью и кофейней. Либо здесь сходились два варианта пути. Увы, на обех иллюстрациях фонтана здесь ещё нет.
Фотографических снимков не существующего ныне фонтана пока не найдено. Внешний вид фонтана известен по небольшому кинофрагменту из немецкой хроники Bundesarchiv 1918 года, посвящённой Крыму.
Из доклада "Крымское побережье. Вопросы развития курортов в связи с водоснабжением" гражданского инженера Е. А. Татаринова, заведующего работами по устройству водоснабжения в Ялтинском земстве (журнал "Русская Ривьера №1-2, Петроград, 1915):
"... Как было уже упомянуто выше, Ялтинским Земством, начиная с 1911 года, выполнен ряд работ по устройству водоснабжения и до настоящего времени сооружены водопроводы в поселениях: Узунджа, Уркуста, Саватка, Байдары, Симеиз, Партенит, Комары и Биюк-Узенбаш."