Второй фонтан Байдар, построенный одновременной с новым деревенским водопроводом в 1911-1913 г. находился на базарной площади перед харчевней "Европа". Это современная улица Тюкова, сторона с нечётными номерами домов. Северная сторона базарной площади простиралась тогда до соборной деревенской мечети. Её старое здание, но уже без минарета, было разрушено в 1976 году. В "Одноклассниках" в фотоальбоме группы "Байдарская долина" имеется снимок 1973 года, где на заднем плане за электрическим столбом видно здание бывшей мечети, а также часть площади.
Как пояснил мне Михаил Кожевников, "... мечеть бы сейчас стояла перед окнами Дома культуры. Примерно чуть дальше правого платана."
Старая мечеть и её деревянный минарет, а также татарская кофейня в Байдарах попали на рисунок Огюста Раффе 1837 г. В качестве иллюстрации рисунок можно увидеть в записках Анатолия Демидова "Voyage dans la Russie Meridionale et la Crimee ...", Paris, 1841 на стр. 406, а также в других иллюстрированных изданиях XIX в.
Байдарские мечети удостоились язвительного описания корреспондентом британского журнала The Illustrated London News в период Крымской войны 1854-1855 гг:
"Покидая Балаклаву и направляясь на южный берег", - говорит г-н Доби Сеймур в своей недавно опубликованной работе, путешественник снова оказывается на большой дороге, прежде чем она войдет в знаменитую долину Байдар, которую очень восхваляли первые путешественники, писавшие после занятия Крыма русскими, даже до того, как её истинные красоты были полностью известны". Наш специальный художник и корреспондент в Севастополе, говоря о деревне Байдар, говорит: "Из двух минаретов один, казалось, шатался до своего основания, которое слабо поддерживало остатки убогой верхней конструкции из серых и мшистых балок, в проёме которой глядела голова старого татарского муэдзина. Другой, более завершенный по структуре, я постарался изобразить для вас. Эта и некоторые другие черты улицы были характерны; особенно татарин, прямо стоящий на верхушке седла-подушки и возвышающийся над небольшой жилистой лошадью, чьи жилистые конечности несут его без видимых усилий. Маленький дом на самом краю света был единственным каменным домом, и в нем, несомненно, жил русский омбаши или капитан, который не оставил после себя ничего, кроме голых стен своего особняка, двуглавого орла, нарисованного над окном, и разноцветного столба, который в России, как и в Германии, является знаком власти повсюду."
Судя по рисунку, в то время дорога через деревню в этом месте проходила немного не так как сейчас, а между мечетью и кофейней. Либо здесь сходились два варианта пути. Увы, на обеих иллюстрациях фонтана здесь ещё нет.
Даже в начале XX в. мечеть имела минарет с верхней частью из дерева, что отметил И.Ф. Тюменев в очерке "На южном берегу (Путевые наброски)" (Исторический вестник. Том CII. СПб, 1905):
"Мы снова стали подниматься в гору по извилистой линии шоссе.
— Это вот Перовский перевал называется, а там внизу пойдёт уж Байдарская долина, графа Мордвинова, — сообщил ямщик. <...> Вскоре мы въехали в деревню Байдары, широко раскинувшуюся по обеим сторонам шоссе. Судя по надписи на столбе при въезде, в деревне более ста сорока дворов. На одном доме мы прочли вывеску: «Земская лечебница». Селение украшают разбросанные там и сям высокие ветвистые дерева; кругом расположены табачные плантации. Мы миновали небольшую местную мечеть с досчатым минаретом и несколько гостиниц для приезжающих, в которых многие туристы останавливаются на ночлег, в надежде рано утром полюбоваться от Байдарских ворот на восход солнца".