ДЛЯ ПРОЕКТА ЮРИЯ ЕЗЕРСКОГО "РОДНИКИ КРЫМА"
КОЛОДЕЦ КАРА-АГАЧ (КАРАГАЧ-КУЙ), с. Байдар (Орлиное), бассейн р. Чёрная
N 44°26'28.5''/ E 33°46'31.4''/288 м над у.м./WGS-84

Хочется верить, что именно этот родник-колодец в Байдарах описан в статье П.И. Кёппена 1838 г. "Über die Temperatur von 130 Quellen der Taurischen Halbinsel" /О температуре 130 источников Таврического полуострова/ для сборника "Записки Императорской Академии Наук Санкт-Петербурга", Спб., 1841 г.:
Bajdа́r.
50. Die Bewohner des Dorfes Bajdár benutzen vorzüglich das Wasser eines Brunnens, welches den 21 Juli (2 Aug.) 1837, Abends um ½ 8, bei 16,7° R. eine Temperatur von 9° R. hatte. Es befindet sich kaum ein Arschin unter der Oberfläche der Erde und fliesst seitwärts ab.
Перевод с немецкого:
Байда́р.
50. Жители села Байда́р пользуются в основном водой из колодца, [вода] которого 21 июля (2 августа) 1837 г. вечером в 8 часов 30 минут имела температуру 9° R. при [температуре воздуха] 16,7° R. Она от поверхности земли едва ли в аршине и стекает вбок.
В настоящее время территорию вокруг колодца занимает мусульманская община Munevver. В соседнем здании, построенном в 1890-1891 гг. на средства владельца имения Форос А.Г. Кузнецова для Байдарской церковно-приходской школы, приписанной к форосской церкви Воскресения Христова, сейчас устроена мечеть. Над колодцем выстроено небольшое здание и доступа к нему нет. Глубина после чистки метров 5. Вода выкачивается насосом, пропускается через 2 фильтра и используется общиной.
На этом же месте или рядом в XIX в. располагалась почтовая станция, обозначенная соответствующим значком на карте 1855 г. Позже станция переведёна на Байдарские ворота.

ДОПОЛНЕНИЕ 2024 г.
В ходе подготовки описания колодца Кара-агач обнаружились интересные сведения, связаные с постройкой в Байдарах церковно-приходской школы, на территории которой расположен описываемый колодец.
Изначально планировалось построить здесь школу садоводства, виноградарства, табаководства и сельского хозяйства. Ялтинский архитектором Николаем Красновым был составлен план всех необходимых построек. Однако позже, по заключению директора Никитского Ботанического сада, местность в Байдарах была признана не подходящей для этих целей. Как альтернатива, рассматривались местности около Балаклавы и в Отузах. В Байдарах же, по предложению владельца имения Форос А.Г. Кузнецова, решили строить церковно-приходскую школу для детей по тому же проекту Краснова. В перечне знаменитых архитектурных проектов Краснова эта школа не фигурирует. По крайней мере я ничего не нашёл.
---------

Строительство школы было увязано с давними планами Земства по строительству в Байдарах деревенского водопровода. Село Байдары до 1921 года было центром Байдарской волости Ялтинского уезда. Из документов Ялтинской Земской Управы следует, что в 1887 году уже имелся какой-то план постройки водопровода и на него предварительно было ассигновано 1000 руб. из необходимых 2500 руб. В это же время появляется проект устройства в Байдарах школы.
Из сборника документов "Краткий обзор деятельности Ялтинской Уездной Управы трёхлетия 1887-1891 гг. Постановления Ялтинского Уездного Земского Собрания чрезвычайного 11-го апреля созыва и XXV очередного созыва 1890 г.", Ялта, 1891:
Вновь устраивающиеся церковно-приходские школы с пособием от Земства.
Последняя из новых школ будет также церковно-приходская и будет устроена на средства землевладельца Кузнецова в Байдарах. Байдарское сельское общество, узнав о предположении г. Кузнецова построить школу, само заявило желание отвести для школы участок земли из своего общественного владения, близ волостного правления, в 600 квадр. сажень. Предложение это было принято г. Кузнецовым и постройка школы утверждена им по проекту архитектора Краснова, стоимостью в 11700 руб. Кроме трёх больших комнат, 14 арш. длины, для надобности школы, в этом же здании будет устроена квартира для учителя. Перед школой положено сделать насаждение. В связи с этой постройкой, почтенный жертвователь согласился сделать на свой счёт водопровод, с тем, чтобы он мог служить для школьного сада; причём, на устройство водопровода и фонтанов, приняты в расчёт Управой, 1000 рублей уже ассигнованные на этот предмет ранее Собранием созыва 1887 года, но до сих пор не затраченных, так как на устройство водопровода требовалась сумма около 2500 руб.
Содержание учительского персонала в этой школе принято последним Очередным Собранием на средства Земства. Школу эту предположено открыть с начала будущего учебного года.

Статьи расходов на содержание учителей в предположенных к открытию в 1891 г. школах в деревнях Корбек, Аутка и Байдары были закреплены в бюджете Земства. Из того же сборника:
Доклад Ялтинской Уездной Земской Управы очередному Уездному Земскому Собранию созыва 1890 года.
О постройке в Байдарах школы на средства Потомственного Почётного Гражданина Александра Григорьевича Кузнецова и об устройстве им же водопровода с пособием от земства.
Деревня Байдары представляет собой один из значительных пунктов уезда. Находясь в центре обширной долины и на пути Севастопольско-Ялтинского шоссе, эта деревня с давних пор, не смотря на небольшую зажиточность своего сельского населения, обессиленного вековым процессом с помещиком графом Мордвиновым, стала выходить из ряда обыкновенных татарских деревень, главным образом с того времени, как по окончании шоссе, проезжающая между Ялтой и Севастополем, публика стала пользоваться этим пунктом для своих полупутевых остановок. Кроме обыкновенных заезжих дворов, появилось несколько небольших гостиниц и других торговых помещений.
Все это вместе взятое, стало причиной того, что состав населения стал всё более и более изменяться приливом православного рабочего и промышленного люда. Вследствие чего три года тому назад, Земской У правой было обращено внимание на отсутствие в Байдарах православной церкви и школы. Относительно первого г. Председателем Управы тогда же была подана, лично, в Петербург записка, нашему главному радетелю православия Обер-Прокурору Святейшего Синода К.П. Победоносцеву, второй же недостаток Земская Управа два года тому назад предполагала устранить устройством специальной школы садоводства и виноградарства с отделением начальной школы, но это последнее предположение не смотря на свою законченность в смысле средств, пришлось изменить из-за климатических условий Байдарской долины.
В настоящее время благодаря доброму вниманию нового помещика, прилегающего к Байдарской долине пространства имения именуемого "Форос" А. Г. Кузнецова, у Байдарских ворот вырастает роскошный православный храм, с домом для священника и для другой служебной обстановки, а на подмогу школьному делу явился этот же просвещённый человек А. Г. Кузнецов, изъявивший согласие построить в Байдарах школу на свои средства.
По собранным сведениям относительно возможного контингента для наполнения будущей школы, выяснилось, что таковым может служить около двухсот пятидесяти детей, живущих в Байдарах и двух окрестных деревнях Сахтик и Хайто. Из этого состава детей, православных 23 мальчика проживает при своих родителях в деревне Байдары. При собрании этих сведений, повторилось то же отрадное явление, которое имело недавно место в деревне Корбеклы, Алуштинской волости, именно, встретилось большое сочувствие местных поселян к открытию школы. Байдарские поселяне, узнавши от Пристава о том, что г. Кузнецов желает выстроить школу, предложили отвести около Волостного Правления место из своей общественной земли.
Все эти сведения, вместе с проектом, составленным архитектором Красновым на сумму 10211 руб. были на днях представлены г. Председателем Управы г. Кузнецову, на что последний дал следующий письменный ответ: "На отношение Ваше, от 16 Ноября с. г. за № 1064, касательно постройки Церковно-приходской школы в с. Байдарах, имею честь уведомить Вас, что я согласен принять на мой счёт расходы по постройке школы в с. Байдары по представленному Вами плану и смете при условии, что место под школу будет отведено Байдарским сельским обществом, содержание и вознаграждение учителю примет на себя Ялтинское Уездное Земское Собрание и что школа эта навсегда останется принадлежащей ко вновь строящейся церкви на Красной скале".
Независимо от этого, при переговорах г. Кузнецов выразил также согласие принять участие в устройстве водопровода проектированном Земским Собранием в 1887 году,  с тем, чтобы кран, от него кроме улицы находился и в ограде школы где предполагается сад. При переговорах об этом устройстве были приняты во внимание ассигнованные Собранием на этот предмет тысяча рублей.
Представляя об этом Собранию Земская Управа имеет честь покорнейше просить: 1) назначить ежегодно на содержание учителя 400 руб., законоучителю 150 руб. и служителю 120 руб., — а также принять на средства Земства учебные пособия. 2) Принять от г. Кузнецова пособие на устройство водопровода, поручив Управе исполнение его способом, какой он признает более удобным и 3) Выразить землевладельцу А. Г. Кузнецову признательность Собрания за его попечение о нуждах Байдарского населения.

Выслушав доклад управы о постройке в Байдарах церковно-приходской школы, Собрание единогласно приняло решение доклад принять, а г. Кузнецову выразить благодарность.
Помимо Доклада в деле имеется "Приговор Байдарского сельского схода Байдарской волости состоявшийся Декабря 3-го дня 1890 года":
Мы, нижеподписавшиеся Таврической губернии, Ялтинского уезда, Байдарской волости поселяне домохозяева Байдарского сельского общества дер. Байдар, быв сего числа созваны нашим сельским старостою Ганием Асановым, собрались на сельский сход в числе 56 душ от 85 всех домохозяев имеющих право голоса на сельском сходе в нашем обществе. Из коих грамотных было 10 неграмотных 46 душ. Где слушали словесный доклад сельского старосты, основанный на заявлении г-на пристава 2-го стана Ялтинского уезда коллежского асессора Грипича о том, что сосед ваш, землевладелец имения "Форос", потомственный почетный гражданин Александр Григорьевич Кузнецов, пожелал построить в деревне Байдарах приходскую школу дли обучения детей всех сословий и наций, проживающих в дер. Байдарах и Байдарской волости, но для осуществления столь высокого предприятия встретил затруднение, выразившееся в том, что под объясненную школу нет у Александра Григорьевича г. Кузнецова земли при дер. Байдарах. Находя идею г. Кузнецова благим предположением для населения Байдарской волости, мы с общего нашего единодушного согласия решили выразить нашу искреннюю признательность за предложенную постройку школы и отвести шестьсот квадратных сажень земли находящейся с южной стороны деревни при шоссейной дороге и указательном столбе, зачислив их в разряд вакуфа, как это установлено по магометанскому обряду, в том под председательством нашего сельского старосты и на основании 8 пункта 51 ст. общ. полож. о крестьян. и постановили настоящий приговор и что все сказанное в нём верно и нами действительно постановлено в том и подписуемся.              (Подписи).

В 1888-1892 году над Форосом, на Красной скале, по проекту архитектора Николая Чагина, на средства А. Г. Кузнецова, была построена и освящена церковь Воскресения Христова.
Байдарская одноклассная смешанная церковно-приходская школа, приписанная к храму Воскресения Христова была построена по проекту архитектора Н.П. Краснова и начала работу 20 октября 1891 г. По постановлениям следующих лет можно проследить о затратах Земства на содержание учителей. Священник Форосского храма отец Павел Ундольский состоял заведующим этой школы. Александр Григорьевич Кузнецов скончался 22 июля [3 августа] 1895 г.

К сожалению, в приведённых документах нет информации об источнике воды, откуда планировалось провести воду в деревню и к школе. Небольшая сумма в 2500 руб., рассматривавшаяся Собранием в 1887 г. на постройку водопровода, может указывать на небольшую затратность этого проекта либо при близком расположении источника от Байдар, либо при ограниченной длине водопровода. Возможно, этим источником был Кара-агач, показанный без названия на верстовке полковника Бетева издания 1855 г. на основе топосъёмки 1836-1838 гг. На этой карте в пределах деревни изображены 2 источника с вытекающими из них ручейками. Один из них в центре деревни неподалёку от мечети, другой на тогдашней южной окраине.
К сожалению, нет точной информации, где в деревне находились здание волостного правления и здание почтовой станции. В мемуарах того же времени Сергея Никитича Филиппова (1863-1910) "По Крыму. Отражения", 1889 г. рассказывается о проезде через Байдары и упоминается волостное правление. Про водоснабжение нет ни слова:
"... Это уже не дорога, скорее аллея прелестного сада. Сад до полной иллюзии. Вон деревни. Мы въезжаем в одну из них, которая больше других. Это Байдары. В ней еще много жителей и она является центром волости. Остальные деревни будто вымерли.
... Байдары - большая татарская деревня, промышляющая лесным делом, хлебопашеством, табаком. Это её главнейшие промыслы. Нередко из неё выходят промышленники и другого сорта, которые оперируют на большой дороге, благо она рядом. О таких было слышно недавно, еще не далее прошлой осени. Байдары напоминают местечко. Тут и лавки и гостиницы с нумерами - тоже, вероятно, "приятное свидание". В самом центре волостное правление. Проезжий пункт и ближайшее соседство с другими национальностями сейчас же отразились значительной ассимиляцией. Здешние татары - не бахчисарайские. Они даже отличаются и от остальных южнобережских. Это и в походке, и в говоре, и во всем внешнем складе их жизни. Нравы свободные, нетерпимости вовсе незаметно. Их женщины ходят открыто и с открытым лицом, не по бахчисарайски. Впрочем, в последнем смысле, Бахчисарай исключителен во всём Крыму. ..."

Сведений о постройки водопровода в деревню с отводом воды для школы в 1890-х годах пока найти не удалось. Возможно, всё свелось к прокладке небольшой линий от Кара-агача до фонтана, который по вымыслу Е. Веникеева видел ещё Пушкин. На некоторых эл. картах он так и называется - Пушкинский фонтан. Отсутствие его на верстовке 1890 г., говорит о том, что он был устроен немного позже, после издания карты.

ПРОДОЛЖЕНИЕ: СМОТРИТЕ СТРАНИЧКУ ПЕРВЫЙ ФОНТАН БАЙДАР


Другие источники воды поблизости:
1. Первый фонтан Байдар (не действ.)
2. Второй фонтан Байдар (не существ.)
3. Источники оврага Деймен-дере (Дермен-узень)
4. Родник на христианском кладбище Орлиного
5. Фонтан Деспита на шоссе к Байдарским воротам
_____________________________________
© Михаил Кожевников, 2024
© SL, 2024 февраль
© SL, Моя коллекция родников Крыма
Bauernmadchen schopft Wasser aus der Zisterne (bei Sewastopol) / Крестьянская девушка черпает воду из цистерны (под Севастополем)
Скупые обобщённые сведения о водоснабжении деревень Байдарской долины есть в отчёте "Сведения о количестве и качестве воды в селениях, деревнях и колониях Таврической губернии ..." 1864-1867 гг. профессора инженерного и строительного искусства Горыгорецкого института А.Н. Козловского:
Байдарская волость.
Мухалатка. Мшатка. Форос.
В этих 3-х селениях жители обеспечены родниковою водою в изобилии, почему колодцев не имеется. В Мухалатке есть 2 горных ручья.
Кучук-Мускомья. Варнутка. Биюк-Мускомья. Уркуста. Бога. Савотка. Календа. Узунджа. Скеле. Сактык. Квито. Байдары.
В остальных селениях этой волости имеются колодцы, потому что их родники и ручьи часто высыхают в жаркое лето. Глубина колодцев от 3 до 6 саженей, редко 8 и 10. Но не во всех колодцах вода пресная. Из 298 колодцев, 113 с пресною водою, а 185 с соленоватою водою. Всех горных ручьев в этой волости считается до 52, фонтанов и горных родников 28, рек 2: Черная и Куру-Узень, впадающая в Черную, пройдя д. Биюк-Мускомья.
Только река Черная, протекающая д. Скеле никогда не высыхает. Селения замечательные по обилию колодцев с соленоватою водой: Биюк-Мускомья - 25, Бога - 39, Байдары - 27. Всего 91. В этих же деревнях 29 колодцев с пресной водою; реки, ручьи и фонтаны.
Через Байдары прошли и проехали многие путешественники, в последствии оставившие свои дорожные заметки. В них нет упоминаний про фонтаны или питьевые колодцы Байдар. Напротив, отмечается проблема с водой для питья и орошения. Писатель Михаил Александрович Бернов в мемуарах "Из Одессы пешком по Крыму. Письма русского пешехода" 1896 г. передаёт свою беседу с местным писарем Байдарского волостного правления:
" - Жители Байдарской долины, - рассказывает мне писарь, прежде почти исключительно занимались рубкой леса. Сейчас наследники графа Мордвинова выиграли процесс, продолжавшийся 90 лет. Леса Байдарской долины признаны собственностью наследников, и рубить эти леса запрещено. Вы бы посмотрели, как их раньше рубили, что называется - зря. Иному нужна дощечка, скажем, в квадратный фут, а он громаднейшее дерево рубит, возьмет себе, что ему надо, а остальное бросает, пусть гниет. Бывало от этих остатков в лесах проезду не было; сейчас этого нельзя - плати 50 коп. за воз, да руби один орешник, крупного леса не смей трогать. Вот и стали теперь, по этой самой причине, и хлебопашеством заниматься. Мы очень от безводия страдаем, оттого и садов разводить нельзя - нечем поливать. Есть несколько колодцев, да в колодцах вода какая-то горькая, не хороша для поливки".

Очевидно, колодец Кара-Агач входил в число пресных. Необычность его, согласно описанию Кёппена была в том, что при подъёме уровня воды он имел перелив в аршине от поверхности земли (~73 см). Возможно поэтому, на карте-верстовке Военно-Топографического Депо 1890-х годов он отмечен не как колодец, а "Родн. Кара-агачь". Вообще редкий случай, когда на картах указан источник с названием. Он должен был играть важную роль в водоснабжении этой части деревни.
Байдары, согласно справочнику "Алфавитные списки армяногригорянских церквей и магометанских мечетей в Империи" 1886 года, делились на две части: Биюк Байдар и Байдар Юхары маале. Каждая из частей в то время имела свою мечеть. Обе они показаны на верстовке 1890-х гг.
На верстовке подполковника Бетева, изданной в 1855 г. на основе топосъёмки 1836-38 годов в деревне отмечена только одна мечеть, в центре Байдар. Но самое интересное в этой карте, это отметки в пределах жилой застройки двух источников с прорисовкой их водотоков. Один из них, вполне может быть родником Кара-агач, каптированным для отведения воды в одноимённый колодец, находящийся поблизости. А второй?
Второй может быть колодцем Кериз-Агач, описание которого даётся гидрогеологом Н.В. Рухловым в работе "Обзор речных долин горной части Крыма" 1915 г. На страницах 340-341 он сначала рассказывает про ряд слабых источников в верховьях оврага Дермен-Дере, а затем даёт короткий обзор нижней части "Байдарского водотока":
"Байдарский водоток образуется из трёх отдельных веток - Дермен-дере, Гулю и Фуска-чокрак. Наиболее водообильной, из трёх указанных веток, является Фуска-чокрак, по которой в течение круглого года наблюдается видимое течение, между тем как в остальных ветках видимое течение сохраняется только до мая месяца. Байдарский водоток выше дер. Байдары продолжается ещё более 4 верст и в верхней своей части, начиная от шоссейного моста по направлению вверх по течению, носит название «Дермен-дере». ...
... В бассейне данного водотока имеются ещё и другие источники, но количество воды в них ограниченное, и они не обладают постоянством. Источник «Кериз-Агач» даёт 50 ведер в сутки, температура воды 12,2° Ц.; выход источника обделан в виде колодца, из которого вода маленькой струйкой поступает в корыто для водопоя скота; за зимний период расход воды в источнике значительно увеличивается, и вода из него поступает по балке в овраг Гулю. ..."
"Овраг Гулю" созвучен названию, зафиксированному краеведом И.Л. Белянским - Гуль-озень (Гулюзень), как одно из названий речки Байдар.
По сведениям Михаила Кожевникова, до войны Байдары делились на центральный квартал Орта маале и нижний квартал. Было ещё внизу местечко Чапа копюр и поселения Гулю и Фуска.
Названия, зафиксированные И.Л. Белянским на основе опросов местных жителей - "и. Карагач-куй" и "Кара-агач". Картографическое название "Родн. Кара-агачь" у Белянского не учтено, что связано с отсутствием в его распоряжении оригинала карты-верстовки 1890-х, а только с наличием "списка топонимов с карты 1:42000". По той же причине на его топонимической карте показано ошибочное расположение родника Ята, чётко обозначенного на верстовке.
Прежде родник-колодец Кара-агач (Карагач-куй) имел круглый оголовок из тёсанного камня. На сайте PASTVU.COM выложен редкий снимок колодца времён немецкой оккупации Крыма 1942-1943 гг. За забором-плетнём с видом на запад в сторону вершины г. Каланых-кая на вытянутом холме находилось мусульманское кладбище.
родники и другие объекты на верстовке 1855 года
фрагмент верстовки 1890-х годов с точками, перенесёнными с карты 1855 г. и другими точками
татарское кладбище около колодца Кара-агач
южная часть Байдар: где-то справа фонтан с картушами, а впереди здание (закрыто столбом) и тополь около колодца Кара-агач
до Революции это было здание церк.-приход. школы (потом школа, детский сад №43, а сейчас мечеть)
ФОТО Михаила Кожевникова 2015 и 2024 гг.
тыльная сторона территории с колодцем Кара-агач в Орлином (Байдары)
ствол колодца Кара-агач
вода в колодце Кара-агач
домик над колодцем Кара-агач
Объекты на фотографиях 1942-43 гг. с сайта Osterreichische Nationalbibliothek, Wien
опознаны и привязаны к местности участниками проекта PASTVU.COM