В Сборнике Петра Кёппена "О древностях Южного берега Крыма и гор Таврических" 1837 г. автор со слов татар сообщает о фонтане вблизи урочища Демир-хапу (не путать с Демир-хапу Чучельского перевала!):
"Другое урочище, обращающее на себя внимание, есть Демир-Хапу, которое находится за Гурбет-Дере Богазом, на половинной дороге из Гурзуфа в Кууш *). Чрез Гурбетский Богаз лежит главная дорога за горы из деревень Бююк- и Кючюк-Ламбата, Дерменкоя, Партенита, Кызылташа и Гурзуфа, а самое Демир Хапу есть, как говорят, тесное место между скалами в лесу, где находится и фонтан.
---------------
*) От Гурзуфа до Демир Хапу считают 3 часа, если не более. Никитские Татары говорят, что от их деревни до Демир Хапу, находящегося на границе Стильской округи, верст 12, а до самой деревни Стиля верст 25."
Быть может, "фонтан" Кёппена и есть "кешмеси" Головкинского?
В "Путеводителях по Крыму" М.А. Сосногоровой 1874 и 1880 г. до перевала те же 3 часа, но из деревни Де(ге)рменкой:
"Дорога на Бахчисарай от д. Дерменкой.
... Дорога идёт на ущелье Гурбет-дере; из деревни до ущелья 3 часа подъёма. На высоте 3,360 футов идёт сосновый лес, затем бук — на высоте 4,300 ф. У ручья Гурбет-дере сделать отдых. Затем полчаса подъёма до столба. От столба начинается спуск. Направо высится громада Бабуган-Яйлы, налево внизу — все леса. Дорога спускается к р. Каче."
"38. Жители Бююк Ламба́та, Дерменко́я, Партени́та и Кызылта́ша идут через Осма́н-Ага-Кош, который находится всего в версте от Гурбе́т-Дере́-Бога́за, по которому проходит одна из самых посещаемых дорог из вышеупомянутых деревень, как и из Гу́рзуфа, через горы в Ку́уш и Бакчисара́й. Дерменко́йцы считают, что от их деревни до Гурбе́т-Бога́за час ходьбы; но это должно быть немного дольше (по карте не менее 6 верст). - К этому Гурбе́т-Дере́-Бога́зу едут из Кызылта́ша через Путами́ц и Осма́н-Кош; но западнее есть ещё один путь через Патиллари́, который, как полагают, находится примерно в трёх верстах от Путамица и, как говорят, в 1,5 часах пути через Кызылта́ш и в двух верстах под Гурбе́т-Дере́-Бога́зом."
"... По северной границе гидрографического бассейна расположено так называемое "Гурзуфское Седло", где плато Яйлы сильно сужено, и водособирающая способность известнякового массива значительно понижена. Питание речки Авинды и её левого притока Дар-Бугаз почти исключительно зависит от атмосферных сточных вод; расходы воды в источниках подвержены крупным колебаниям, так как они питаются из коротких сравнительно трещин, образовавшихся в оторванных от общего массива скалах. ...
... Левый приток речки Авинды "Дар-Бугаз" берёт начало у горы того же наименования, и в верховьях его, на высоте 605 саж. (1291 м - SL), обнаруживается источник "Дар-Бугаз-Кишме", с суточным расходом воды в 2.000 ведер; температура воды 6,9° Ц., вода появляется из известняков на левом склоне оврага. Русло верховьев этого оврага покрыто крупными валунами известняков. ..."
Возможно, в разных селениях гурзуфской долины, бытовали разные названия одних и тех же вершин, балок, перевалов и родников. Либо старое название Гурбет-дере к началу XX в. стало выходить из обихода и заменяться на Дар-Бугаз.
Инженер И.К. Сикорский, подготовивший для Ялтинского Уездного Комитета о нуждах по сельскохозяйственной промышленности "Доклад о настоящем положении водосна6жения на южном берегу Крыма" в ноябре 1902 г., сообщает о дебите источников, в т.ч.:
"Дар-богаз-су ...... 15.211 ведер".
Новое название - Гурзуфское седло, быстро прижилось и появилось в путеводителях. С тех пор перевал более известен как Гурзуфское седло (N44 35 38.5 E34 14 30.8 / 1355 м).
Вот оно уже в путеводителе В.А. Меркулова для издания Ялтинского отделения Крымского Горного Клуба 1903 г., страница 52:
"§ 40.— я — От ущелья р. Авинды (№ 124) по Яйле через Гаврель богаз (№ 128) в Козьмодемьянский монастырь.
Ходьбы 4½ ч. (расстояние 15-16 верст). С восточного склона перешейка между ущельем р. Авинды и ущельем Уч Кош от тропы Н (§ 25) нужно идти по правой С.-Восточн. тропе по небольшому спуску, огибая начало ущелья Авинды над довольно крутым склоном (верховым нужно вести здесь лошадей в поводу). Отсюда замечательно красивый вид на ущелье р. Авинды, на Гурзуфскую долину и гору Аюдаг. Далее тропа идёт по равнине в С.-Вост. направлении, выходит через мин. 40 ходьбы к Южному краю перешейка, называемого Гурзуфским седлом и не круто спускается сначала по гребню, а затем по Северн. склону перешейка к перевалу (№ 125), до которого ходьбы мин. 10 (у перевала одна тропа отходит влево вниз по Северн. склону Яйлы, а немного далее другая тропа отходит вправо в ущелье на Южн. склоне Яйлы и мимо небольшого родника, у которого поставлена деревянная колода, спускается в Гурзуф и Кизильташ). ..."
Или в первом издании путеводителя "Крым" КОЕиЛП 1914 г. под редакцией К.Ю. Бумбера и др.:
"... узкого перешейка, соединяющего Бабуган-Яйлу с Никитской и называемого Гурзуфским седлом (к., стр. 512, Г III -1).
Отсюда справа открывается очаровательный вид на Гурзуф, Аю-даг, море и Судакские горы, а налево видны покатые северные и западные склоны Яйлы, сплошь покрытые лиственным лесом. Здесь надо свернуть с шоссе вправо на тропу. Она спускается направо вниз в ущелье, где выходит источник, служащий водопоем для овец, и откуда ведёт удобная тропа для спуска в деревню Гурзуф.
Запасшись из источника водой, так как дальше её нет, нужно подыматься вверх по дорожке на Бабуган-Яйлу."
Но родник популярен не менее, чем перевал. К тому же, как и перевал, он считается одним из самых высокогорных источников Крыма (есть выше!) по утверждению А.С. Моисеева в отчёте "Гидрологический очерк Главной гряды Крымских гор", Геолиздат, Труды ВГРО НКТП СССР, Выпуск 30, М., Л., 1931 г.:
"Граница выхода вод на склонах Яйлы обусловливается высотой залегания глинисто-сланцевой толщи и известняков.
В настоящее время для Главной гряды Крымских гор описано около 2.000 источников. Наиболее высоко расположенными являются источники Чатырдага и Бабуган-Яйлы. На Чатырдаге они находятся на высоте 850-1.050 м., при чем наиболее они многочисленны на высоте 640—850 м. На Бабуган-Яйле источники совершенно отсутствуют на высоте свыше 1.280 м., и имеется всего пять источников на высотах около 1.050-1.280 м. Самыми высокими родниками являются источники близ Гурбет-дере-богаз (Гурзуфское седло) у перевала между Бабуган-Яйлой и Никитской на высоте 1.280-1.290 м."
Про смысл названия и достопримечательности перевала процитирую отрывок из популярной книги братьев Александра и Андрея Ена "Перевалами Горного Крыма", 2007 г.:
"Точный перевод этого топонима затруднителен: "гурбет" - означает "изгнание", "чужбина", "дере" - "балка, ущелье"... Как соединить смысл этих слов? Может, это был перевал, по которому когда-то уходили изгнанные из племени люди? Или здесь имелись в виду малоазийские цыгане, которых в Крыму называли гурбетами? История редко раскрывает свои тайны, нам остается только строить догадки... Хотя...
В самом начале 80-х годов теперь уже прошлого, XX века, научный мир облетела сенсационная новость: при прокладке траншеи газопровода в Ялте, в районе перевала Гурзуфское седло были обнаружены уникальные археологические памятники: языческое святилище, капище III в. до н.э. - III в. н.э. и руины средневекового храма, просуществовавшего до XVI века. Поскольку неожиданно открытый памятник обещал интересные находки, на яйлу отправился небольшой экспедиционный отряд археологов, который возглавили научные сотрудники Ялтинского краеведческого музея Н.Г. и В.И. Новиченковы."
Из диссертации Н.Г. Новиченковой:
"В первой главе "Местоположение памятника и характеристика культурного слоя рассказывается о географическом положении святилища, климатических особенностях Юго-Западных яйл, плоскогорий Главной гряды Крымских гор высотой около 1200-1500 м над уровнем моря, которые с древнейших времен использовались в качестве летних пастбищ. Участок яйлы, на котором располагалось святилище, отличается своеобразием природы. Святилище находится у самой вершины горы /1434 м над уровнем моря/ на пологой северной террасе."