Первоисточником названия родника - Хатмер-текне-чокрак, является топонимическая карта краеведа .Л. Белянского. В переводе с татарского къатмер - "складка".
Краевед и писатель Василий Кондараки в 15 части своего "Универсального описания Крыма" 1875 г. использует термин "хатмеры" (от множественного числа "къатмерлер") и объясняет его значение:
"... Наконец 8 октября 1873 г. я пустился в путь из Ялты в сопровождении двух проводников, чрез Аутинский богаз самый ближайший, но вместе с тем и самый опасный. Ровно в полдень мы начали подыматься на горы, сначала верхом, но как только вступили в Дерекойский лес и тропинка пошла по над пропастью, я из сострадания к бедному животному должен был идти пешком. Всего ужаснее показался мне переход чрез хатмеры или висящие каменные выступы, на оконечностях которых ещё древние обитатели страны изсекли нечто подобное тропинке. Два с половиною часа прошло, пока мы вскарабкались на вершину Яйлы и, сев на лошадей, поскакали к западу, т. е. по направлению к центру Коккозской и Озенбашской долин. ..."
О.И. Домбровский, описывая дорогу через родник в очерке "Средневековые памятники Бойки" (сборник "Археологические исследования средневекового Крыма", 1968) ссылается на рассказ Кондараки:
"Основная магистраль, которая в середине прошлого столетия вела из долины Бельбека через Бойку и яйлу в Ялту, была для своего времени благоустроенной. В трёх местах на переходном хребте и при выходе на яйлу она сохранила остатки каменных вымосток. Об этом свидетельствует и В. X. Кондараки, который проезжал по ней верхом более 70 лет тому назад. Этот узкий хребет сливается с южным отрогом горы Кош-кая. В том месте, где одна ветка дороги круто опускается влево к Каньону, а вторая — в Ключевое, третья столь же круто поднимается вверх на гору Кош-кая и, выйдя на седловину этой двугорбой горы, опускается к роднику у поворота дороги. К нему же от развилки приводит и узкая тропа, которой пользуются в настоящее время пешеходы, тогда как дорога через гору уже заброшена и местами разрушена. ..."
В самое засушливое время на родник Хатмер-текне полагаться нельзя. Уходя с предыдущего источника на Яйлу, не поленитесь взять с собой запас воды!
Про засуху на Ай-Петринской Яйле и в окрестностях Большого Каньона интересны заметки августа 1930 года, изданные в серии Библиотеки Пролетарского туризма В.Н. Дьяковым и Е.Г. Вавиловым "По горам Крыма. Пешеходные маршрутные разведки", 1931":
"... Здесь, на ай-петринской базе мы впервые столкнулись с бедствиями засухи, посетившей нынешний год Яйлу. ...
... У входа в лес направо отделяется тропа на хутора узенбашских татар, разбросанные по живописной долине реки Аузун-Узень. Это самый близкий путь с ай-петринской базы на каньон (7-8 километров) ...
Здесь мы имели возможность наблюдать страшное действие засухи. Многие родники пересохли, и колоды для пойла скота стояли пустые. Многие хутора оказались брошенными людьми, - всё из-за этого же недостатка воды.
Когда, наконец, найдя ещё не вполне пересохший родник, из которого тонкой струйкой сочилась вода (стакан наполнялся лишь в три минуты), мы устроили у него обеденный привал, - мы с трудом могли два часа отбивать от него с десяток коров, которые издалека собрались сюда утолить жажду и становились буквально в очередь перед его чуть влажной колодой".
Мне кажется, в этом описании обратного пути из каньона через яйлу в Ялту упомянута именно колода родника Хатмер и приведено его неудачное фото с коровами. Не менее интересны их схемы с отмеченными родниками!