А ведь когда-то этими "лужами" пользовались люди, жившие здесь!
Краевед и писатель Василий Кондараки, совершив конную поездку из Ялты на Бойку, оставил интереснейшее описание своего пути через Аутинский богаз, Яйлу, гору Куш-кая, урочища Тратеиз и Ервата. Смотрим карту Игоря Белянского и внимательно читаем строки из "Универсального описания Крыма" 1875 г.:
"... Наконец 8 октября 1873 г. я пустился в путь из Ялты в сопровождении двух проводников, чрез Аутинский богаз самый ближайший, но вместе с тем и самый опасный. Ровно в полдень мы начали подыматься на горы, сначала верхом, но как только вступили в Дерекойский лес и тропинка пошла по над пропастью, я из сострадания к бедному животному должен был идти пешком. Всего ужаснее показался мне переход чрез хатмеры или висящие каменные выступы, на оконечностях которых ещё древние обитатели страны изсекли нечто подобное тропинке. Два с половиною часа прошло, пока мы вскарабкались на вершину Яйлы и, сев на лошадей, поскакали к западу, т. е. по направлению к центру Коккозской и Озенбашской долин. Проехав хребет, мы направились к противоположному спуску. Здесь один из проводников указал мне на явный след эндека или рва, по-видимому устроенного древними для предохранения этого пути. Вслед затем мы начали спускаться по тропинке, направляющейся к северу и выехали на широкую дорогу, которая местами, как показалось мне, была некогда вымощена камнем. Отсюда начались чаиры или сенокосные огороды с изредка растущими на них деревьями. Миновав эти восхитительные поляны, окружённые густым лесом, мы опустились на низменность и сейчас же начали взбираться на конусообразную гору, заросшую орешниками и другого рода растительностью. ...
Взобравшись на верхушку горы, я остановился, чтобы осмотреть окрестности. Величественные отрасли Яйлы, густо заросшие лесом, представляли неистощимый источник богатства, а там дальше рисовались зеленые поляны благодатных чаиров; в центре же выступала Бойка, имеющая, по словам проводника моего, более 50 верст в окружности. ...
Затем мы опустились в урочище Тратеиз, где, по словам проводника моего, некогда было поселение неизвестного народа. Ниже мы встретили снова прекрасные чаиры с старыми калированными грушевыми деревьями и в них небольшие бараки или летние жилища татар из соседних деревень. Место это именовалось Ервата. Вслед затем мы подъехали к источнику воды и перешагнули чрез развалины древней стены, начинавшейся от Куш-каи и заканчивающейся у скалистого оврага Куру-озен. Стена эта, по глазомеру, имела около двух верст длины и бесспорно воздвигнута была с целью сделать недоступной всю Бойку, которая с других сторон заканчивалась отвесными скалами. Продолжая путь наш, мы к вечеру сошли в глубокую котловину гор, изрезанную оградами зеленых чаиров, в которых виднелись крошечные жилища временных обитателей. ..."
Трудно с уверенностью сказать, про какой родник пишет автор. Это может быть один из родников урочища Ервата, как верхний, так и нижний. Представьте, когда-то из этой "лужи" пил сам Кондараки!