Название родника Сары-бий известно с ханских времён.
Родник Сары-бий фигурирует в ярлыках крымских ханов XVII века, выданных жителям Чуфут-Кале. В переводе на русский язык они были изданы З.А. Фирковичем в "Сборник старинных грамот и узаконений Российской Империи касательно прав и состояния русско-подданных караимов", СПб, 1890 г. Составитель и автор переводов, профессор В.Д. Смирнов, объясняет назначение ярлыка, приводит копию оригинала на арабском и даёт перевод:
"Ярлык Инайет-Герай-хана I, данный Караимам Чуфут-Калэ, подтверждающий их права владения на пахотные и выгонные земли, лежащие в окрестностях ханской столицы Бакчэ-Сарая, на которые простёрли свой захват другие люди, не принадлежащее к Караимскому обществу Чуфут-Калэ.
Перевод
Я Инайет-Герай-хан бен Гази-Герай-хан говорю. Причина написания хаканского ярлыка такова. Предъявители высочайшего ярлыка, иудейский народ (Чуфутъ-) Кале, прийдя к Счастливой Двери Моей и подав просьбу, заявили, что общественные наши выгоны состоящих под сенью Нашего правительственного владычества жителей Бакчэ-Сарая, и Салачика, и Майрема и упомянутого Калэ, идущие от Тэпэ-Кермана с южной стороны Кемаль-Чокраком до Калэ и до источника Сары-Бия. а с запада до пограничного столба Рамазан-Саласы, до нагорья Папас-Чокрака — до Кальена и, входом Кыз-Керман, до Калэ, и до передней стороны реки Качи — Бишик-Дага и Юсуф-Чокрака, от времен великих дедов и почтенных отцов Наших доныне были совместными этих (жителей) выгонами. ...
Писано в начале месяца священного мухаррема 1045 года (июня 17-го 1635) года.
Сары-бий также упоминается и в ярлыках последующих крымских ханов 1642, 1679, 1699 гг.
Возможно, название источника связано с именем собственным некоего Сары-бия, бея. Он мог быть владельцем земли в окрестностях родника. В ИТУАК № 47 за 1912 опубликованы переводы несколько ханских ярлыков и грамот с перечислением жителей Кыркиера и Бешлыка:
"ХII. Председатель Комиссии предъявил девять документов на татарском языке, пожертвованных, при посредстве члена Коммиссии Аблякима Куламет оглу, Кадыр беем Яшлавским для музея Комиссии: 1. Ярлык Хаджи Гирея хана ... 2. Ярлык того же Хаджи-Гирея хана ...
3. Копия грамоты хана (имени нет), 883 года. Этой грамотой, данной жителям-старожилам Кыркиора и Бешлыка мусульманам: Абдула Хатибу, Аджи Ходжа, Мамуту Аджи, Хаджи Амету, Аджи Богатыру, Аджи Омеру, Фир Асану, Мустафе, Тадус-Эддипу, Аджа Сулейману, Шейх Магомету, евреям: Моэллим Шоломе, Этви Илье, Паша Хулани, Моше, Ильясу Исааку, Ибраиму, армянам: Тавке, барону Киркору, Кенджели Мердану, Улубею, Сарыбею в том, что хан обязуется под клятвой ни им ни их обществам и имуществу не причинят в мирное время никакого вреда, а если не исполнит клятвы, то разведется с женою. Они же клялись не пускать в Кыркиор ни сына хана Саадет Гирея (из Астрахани), ни сына Хаджи Гирея."
Год 883 по Хиджре, это период 1478-1479 годов.
Некий фонтан вблизи деревни Шуры и Тепе-Кермен отмечен А.И. Маркевичем в докладе, опубликованном в Известиях ТУАК №29 за 1889 г. Загадка, где он находился:
"Деревня Шуры.
... Несколько далее, вблизи горы Тепе-Кермен, против фонтана, на земле г. Кефели находятся следы церкви и кладбище с надгробными плитами. Надписей нет. То или предыдущее кладбище имел в виду Кеппен, говоря: "от деревни Шуры к Тепе-Кермену едешь мимо балки Сарбай, где было греческое кладбище, как можно заключать по находящимся там большим каменным плитам" ?"
Может это был придорожный фонтан с водой из Сары-Бия?
В 1844-1898 году Симферопольским Уездным земским Собранием начал рассматриваться вопрос о постройке Биясальской дороги из дер. Бия-Салы в Бахчисарай. К 1901 г. от изначального проекта дороги через Анастасиевский скит Успенского монастыря пришлось отказаться из-за несогласия архимандрита Исидора на проведение дороги по их земле. Решено было строить дорогу через дер. Шуры и Татаркой по местности Кая-Арасы с выходом к саду Чубукчи на спуск в Бахчисарай. Расчёт сметы показал большие затраты из-за крутого подъёма и вопрос отложили ещё на год. Также решено было продолжить переговоры с монастырём. Кроме того, планировалась постройка дорожной казармы для шоссейного сторожа, избрав место по средине пути на земле г. Кефели вблизи фонтана.
В 1902 году появился третий вариант пути: от Биязсалы через местность Сары-Бей до предместья Бахчисарая Салачик протяжением 11 верст 388 пог. саженей и шириною 3-4 сажени. На шоссировку планировалось использовать битый щебень из местного камня.
Эти планы нашли отражение в документах "Постановления Симферопольского Уездного земского Собрания" за 1897, 1901 и 1902 гг.
В изданиях по геологии и гидрогеологии времён СССР по отношению к балке и источнику использовалось название Аксу-дере. Так балка была обозначена на картах 1842 и 1855 гг. - "Акъ су дере".
Другие источники воды поблизости:
___________________________________
© espace, 2009 - 2013
© SL, 2016 май, 2018 февраль