Очень важное сообщение об источнике, снабжавшем водой Успенский монастырь, удалось найти у Петра Ивановича Кёппена (Peter Koppen) в одном из двух отчётов, опубликованных им на немецком языке в Записках Императорской Академии Наук* Санкт-Петербурга 1841 года. В отчёте Uber die Temperatur von 130 Quellen der Taurischen Halbinsel /Температура 130 источников Таврического полуострова/, написанном ещё в 1838 г., речь идёт о подводе воды из ущелья Марьям-дере (см. описание фонтана).
Второе упоминание об использовании монастырём источника воды находим у архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисов) (1800-1857) в брошюре об открытии Успенского скита в 1850 г. Он перечисляет намеченные в монастыре дела по строительству и благоустройству территории. Среди них есть такие:
6) Над источником, откуда проведен под скалу фонтан с открытием его из под земли, поставить также часовню, для освящения воды во дни установленные для того церковью. ...
8) В средине оврага, из протекающего тут ручья, сделать в трех местах, по бассейну и развести вокруг них для обители виноградные и масличные сады.
Очевидно, до прокладки водопровода, монастырь использовал воду ручья, дотекавшего в прежние времена до его территории.
Пока не удалось найти каких-либо сведений, когда же в ущелья Марии из левого бокового оврага, был проведён старый водовод под Успенскую скалу. В подробных сведениях из брошюры с кратким историческом описании Успенского скита, напечатанной в 1908 г. "ПАНАГИЯ или Успенский Бахчисарайский в Крыму скит" говорится о возобновлении древнего водопровода:
"В версте от скита вверх по оврагу находится в скале источник на глубине 1,5 сажени. Из этого источника в 1896 году, при настоятеле архимандрите Исидоре, возобновлен древний подземный водопровод в монастырь. Недалеко от источника устроен каменный, в виде часовни, увенчанный крестом бассейн, на лицевой стороне его вделана икона Успения Божией Матери. Вода из источника по железным трубам проведена в этот бассейн, а из него в скит, где на средней площадке устроен фонтан".
В 1930-х годах резервуар-накопитель на пересечении Марьям-дере и бокового оврага выглядел как "крытый водоём". Так описано в путеводителе Е. Вавилова и В. Дьякова "По горам Крыма", издание ОГИЗ, 1931 г.:
"... Начиная от Бахчисарая, наш путь, минуя окраины города, доходит до цыганского посёлка Салачик и свертывает вправо в ущелье Мерьям-дере, в котором, на месте бывш. Успенского монастыря, расположена колония Собеса. Здесь - интересная церковь и церковные службы, высеченные в отвесной скале. Дальше дорога, извиваясь в тени ореховой рощи, приводит к крытому водоему, у которого дорога раздваивается: одна идет вправо через ореховую рощу вверх и дальше к Тепе-Кермену, другая свертывает влево и, минуя два фонтана (©SL, речь о фонтанах Карай-чокрак и Газы-Мансур), круто взвивается вверх к развалинам старинного города Чуфут-Кале, расположенного на высоком плато..."
Е.В. Нагаевская в своём путеводителе "Бахчисарай", "Таврия" 1979 г, упоминает только источник:
"... В конце ореховой рощи видна светлая поляна с источником ключевой воды.
Пройдя мимо заброшенного фонтана Газы-Мансур, мимо остатков стен, ворот и лестниц, когда-то приводивших к небольшой молельне дервишей и кладбищу XIV—XV веков, за последним поворотом тропы останавливаемся ..."
По сведениям С.В. Семенюка, сотрудника Бахчисарайского отряда КСС и МЧС, он ещё помнит, что на Красной поляне было "... каменное сооружение с куполом (полуразваленным) на этой поляне, где сейчас бетонное сооружение ..."
Красная поляна - туристское название, возможно, возникшее в связи с татарским названием родникового оврага - Кизиль-дерья (Раввин Соломон Бейм "Память о Чуфут-Кале", 1862).
Схема одновременного водоснабжения татарского кладбищенского фонтана Газы-Мансур и монастырского водопровода описывается Ю.И. Шутовым в статье "Родники Джуфт Кале" на сайте караимского общества, 2011 г.:
"... Замечательный родник Гази-Мансур находится на расстоянии около 200 м (по прямой) южнее малых ворот Кале. Выход родника приурочен к левому борту балки Марьям Дере. Сейчас - это жалкие обломки двух сухих трубок, торчащие из подпорной каменной стенки над дорогой к Кале. Чуть выше по балке находится одноименное старое мусульманское кладбище …
Обломки торчащих трубок - это конец водовода, ведущего от родника, расположенного около 350 м к юго-западу. Здесь устроен каптаж. От него современный водовод ведет к Успенскому монастырю. А прежде часть воды поступала по древнему водоводу из гончарных труб к искусственному роднику Гази Мансур".
Как видим, никто из авторов не именует родник в овраге Кизиль-дерья каким-либо именем. Тем не менее, в последнее время среди туристов за ним закрепилось название Газы-Мансур. Связано это с публикацией карт И.Л. Белянского, где название Газы-Мансур привязано к точке, соответствующей монастырскому резервуару на поляне.
Каптаж самого источника находится на высоте около 370 м. Чуть ниже на поверхность выведена 3 дюймовая труба, отводящая только часть воды. Большая часть по подземному водопроводу отводится в нижнюю часть поляны в подземный резервуар, над которым раньше была водосвятная часовня. От каптажа родника до резервуара примерно 200 метров. Сейчас вместо часовни резервуар перекрыт большой монолитной бетонной плитой. Из-под неё видны пилёные известняковые блоки старого цоколя. Из резервуара вода по трубе самотёком идёт в монастырь. Фрагмент сочленения старинной кованной водопроводной трубы можно увидеть под подпорной стеной вдоль дороги в монастырь. Перепад высот резервуара на поляне и площадки монастыря с фонтаном около 30 метров. На пути водопровода есть загадочный белый домик (N44 44 34.4 E33 54 42.9 / 318 м), 200 м не доходя до фонтана под Успенской скалой. Возможно, здесь ещё один родник, подпитывающий монастырский водопровод.