ДЛЯ ПРОЕКТА ЮРИЯ ЕЗЕРСКОГО "РОДНИКИ КРЫМА"
МОНАСТЫРСКИЙ ИСТОЧНИК УСПЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ, г.Бахчисарай
N 44°44'15,8''/E 33°55'00,1''/370 м над у.м./WGS-84

НАЧАЛО: СМОТРИТЕ СТРАНИЧКУ ФОНТАН В УСПЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ
ДОПОЛНЕНИЕ 2017 года
Ещё раз хочу вернуться к вопросу названия описываемого источника. Любопытная версия, Юсуф-чокрак, имеется в книге "Воздушный город Джуфт-Кале" Ефима Васильевича Крикуна и Виктора Ивановича Даниленко (Симферополь, "Таврида", 2005).

Сначала я счёл эту схему некорректной в силу условного изображения балки и ошибочного переноса сюда названия всем известного фонтана Юсуф-чокрак, находящегося неподалёку под западным склоном горы Бешик-тау. В самой же книге нет объяснения этому наименованию:
"... Питьевую воду доставляли из трёх источников вне крепости — Карай Чокрак, Юсуф Чокрак, Гази Мансур. У каждого из них отдельная история. ..."
Как жаль, что авторы книги на своей схеме не отобразили два других упомянутых источника!
Очень важное сообщение об источнике, снабжавшем водой Успенский монастырь, удалось найти у Петра Ивановича Кёппена (Peter Koppen) в одном из двух отчётов, опубликованных им на немецком языке в Записках Императорской Академии Наук* Санкт-Петербурга 1841 года. В отчёте Uber die Temperatur von 130 Quellen der Taurischen Halbinsel /Температура 130 источников Таврического полуострова/, написанном ещё в 1838 г., речь идёт о подводе воды из ущелья Марьям-дере (см. описание фонтана).
Второе упоминание об использовании монастырём источника воды находим у архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисов) (1800-1857) в брошюре об открытии Успенского скита в 1850 г. Он перечисляет намеченные в монастыре дела по строительству и благоустройству территории. Среди них есть такие:
6) Над источником, откуда проведен под скалу фонтан с открытием его из под земли, поставить также часовню, для освящения воды во дни установленные для того церковью. ...
8) В средине оврага, из протекающего тут ручья, сделать в трех местах, по бассейну и развести вокруг них для обители виноградные и масличные сады.
Очевидно, до прокладки водопровода, монастырь использовал воду ручья, дотекавшего в прежние времена до его территории.
Пока не удалось найти каких-либо сведений, когда же в ущелья Марии из левого бокового оврага, был проведён старый водовод под Успенскую скалу. В подробных сведениях из брошюры с кратким историческом описании Успенского скита, напечатанной в 1908 г. "ПАНАГИЯ или Успенский Бахчисарайский в Крыму скит" говорится о возобновлении древнего водопровода:
"В версте от скита вверх по оврагу находится в скале источник на глубине 1,5 сажени. Из этого источника в 1896 году, при настоятеле архимандрите Исидоре, возобновлен древний подземный водопровод в монастырь. Недалеко от источника устроен каменный, в виде часовни, увенчанный крестом бассейн, на лицевой стороне его вделана икона Успения Божией Матери. Вода из источника по железным трубам проведена в этот бассейн, а из него в скит, где на средней площадке устроен фонтан".

В 1930-х годах резервуар-накопитель на пересечении Марьям-дере и бокового оврага выглядел как "крытый водоём". Так описано в путеводителе Е. Вавилова и В. Дьякова "По горам Крыма", издание ОГИЗ, 1931 г.:
"... Начиная от Бахчисарая, наш путь, минуя окраины города, доходит до цыганского посёлка Салачик и свертывает вправо в ущелье Мерьям-дере, в котором, на месте бывш. Успенского монастыря, расположена колония Собеса. Здесь - интересная церковь и церковные службы, высеченные в отвесной скале. Дальше дорога, извиваясь в тени ореховой рощи, приводит к крытому водоему, у которого дорога раздваивается: одна идет вправо через ореховую рощу вверх и дальше к Тепе-Кермену, другая свертывает влево и, минуя два фонтана (©SL, речь о фонтанах Карай-чокрак и Газы-Мансур), круто взвивается вверх к развалинам старинного города Чуфут-Кале,  расположенного на высоком плато..."
Е.В. Нагаевская в своём путеводителе "Бахчисарай", "Таврия" 1979 г, упоминает только источник:
"... В конце ореховой рощи видна светлая поляна с источником ключевой воды.
Пройдя мимо заброшенного фонтана Газы-Мансур, мимо остатков стен, ворот и лестниц, когда-то приводивших к небольшой молельне дервишей и кладбищу XIV—XV веков, за последним поворотом тропы останавливаемся ..."

По сведениям С.В. Семенюка, сотрудника Бахчисарайского отряда КСС и МЧС, он ещё помнит, что на Красной поляне было "... каменное сооружение с куполом (полуразваленным) на этой поляне, где сейчас бетонное сооружение ..."
Красная поляна - туристское название, возможно, возникшее в связи с татарским названием родникового оврага - Кизиль-дерья (Раввин Соломон Бейм "Память о Чуфут-Кале", 1862).
Схема одновременного водоснабжения татарского кладбищенского фонтана Газы-Мансур и монастырского водопровода описывается Ю.И. Шутовым в статье "Родники Джуфт Кале" на сайте караимского общества, 2011 г.:
"... Замечательный родник Гази-Мансур находится на расстоянии около 200 м (по прямой) южнее малых ворот Кале. Выход родника приурочен к левому борту балки Марьям Дере. Сейчас - это жалкие обломки двух сухих трубок, торчащие из подпорной каменной стенки над дорогой к Кале. Чуть выше по балке находится одноименное старое мусульманское кладбище …
Обломки торчащих трубок - это конец водовода, ведущего от родника, расположенного около 350 м к юго-западу. Здесь устроен каптаж. От него современный водовод ведет к Успенскому монастырю. А прежде часть воды поступала по древнему водоводу из гончарных труб к искусственному роднику Гази Мансур".

Как видим, никто из авторов не именует родник в овраге Кизиль-дерья каким-либо именем. Тем не менее, в последнее время среди туристов за ним закрепилось название Газы-Мансур. Связано это с публикацией карт И.Л. Белянского, где название Газы-Мансур привязано к точке, соответствующей монастырскому резервуару на поляне.
Каптаж самого источника находится на высоте около 370 м. Чуть ниже на поверхность выведена 3 дюймовая труба, отводящая только часть воды. Большая часть по подземному водопроводу отводится в нижнюю часть поляны в подземный резервуар, над которым раньше была водосвятная часовня. От каптажа родника до резервуара примерно 200 метров. Сейчас вместо часовни резервуар перекрыт большой монолитной бетонной плитой. Из-под неё видны пилёные известняковые блоки старого цоколя. Из резервуара вода по трубе самотёком идёт в монастырь. Фрагмент сочленения старинной кованной водопроводной трубы можно увидеть под подпорной стеной вдоль дороги в монастырь. Перепад высот резервуара на поляне и площадки монастыря с фонтаном около 30 метров. На пути водопровода есть загадочный белый домик (N44 44 34.4 E33 54 42.9 / 318 м), 200 м не доходя до фонтана под Успенской скалой. Возможно, здесь ещё один родник, подпитывающий монастырский водопровод.
дебит водоотвода 20 февраля 2016 г.
монастырский источник в овраге Кизиль-дерья
старая кладка в районе каптажа
плита над старым подземным резервуаром
на картах это ''подзем. вдхр.'', а у Белянского и. Газы-Мансур
придорожный ''фонтан''
придорожный
Кроме водопровода в монастырь, был устроен отвод воды в примитивный придорожный фонтан. До сих пор сохранилась каменная стенка и торчащая из нею трубка. Скорее всего, это сооружение советских времён. Сейчас он не действует, разрушен и загажен. Буйное монастырское строительство сюда ещё не дошло ...
вид сверху на отвод воды в овраге и трассу недоделанного арыка
Красная поляна и объекты гидротехники
водоотвод от старого резервуара под откос дороги в монастырь
Столь же печально выглядят и два фонтана: Караимский, питавшийся от родника Карай-чокрак, и Газы-Мансур, питавшийся от Монастырского родника. Несколько лет назад предпринята попытка возобновления параллельного отвода части воды от Монастырского источника к стене фонтана Газы-Мансур. От стены фонтана была прокопана канава, не доведённая до родника. Интересно, как в ханские времена одной и той же водой запитывался и пристенный фонтан Газы-Мансур, и фонтан Успенского скита?
Водопровод из источника в монастырь показан на карте Генштаба ВС СССР, а также на современной выкопировке кадастрового плана земель Успенского монастыря.
Монастырский родник - см. точку ''родник в овраге''
старая кованая труба монастырского водопровода
точка 3 - источник Юсуф Чокрак на схеме из книги ''Воздушный город Джуфт-Кале''
Однако позже, при переводе статьи 1838 г. Петра Кёппена "О температуре 130 источников Таврического полуострова", я обратил внимание на интересную приписку в описании фонтана Юсуф-чокрак:
Am wege von Tschufút-Kalé nach Tatarkój.
41. Jussúf Tschokrák; ein kleiner uneingefasster Quell, der einem Кalkfelsen entfliesst; den 14 (26) Sept. .......... 13°
Ein zweiter, naher von Tschufút-Kalé entspringender Quell, der denselben Namen fuhrt ist von mir unberucksichtigt geblieben.
Перевод:
На пути из Чуфу́т-Кале́ в Татаркóй.
41. Юсу́ф Чокра́к; небольшой необустроенный родник, вытекающий из скалы известняка; 14 (23) сентября 1833 ... 13° (T воды по Реомюру: 13°R = 16,25 ° C)
Второй источник, более близкий к Чуфу?т-Кале?, с тем же названием, оставлен мною без внимания.
Факт существования второго одноименного источника поблизости заставил задуматься. Быть может этот родник и вся балка носили имя какого-то конкретного Юсуфа или Иосифа? Может не стоит искать здесь топонимические заимствования названий реальных библейских мест Иерусалима - Иосафатова долина, Гефсиманский сад, Силоамский источник Иосифа?
Считается, что название Иосафатова долина впервые употребил Пётр Симон Паллас при описании караимского кладбища в 1801 г. в работе ""Заметки о путешествии в южные наместничества Российской империи в 1793 и 1794 годах":
"Dieses kleine Thal Josaphats halten die Juden so werth, dass vormals die Chane, wenn sie ein freywilliges Geschenk von ihnen erpressen wollten, nur drohen durften, dass sie die Baume dieses Thals zu einem notigen Gebrauche wurden fallen lassen." / ... Эта маленькая долина Иосафата настолько дорога иудеям, что раньше, когда ханы хотели вымогать у них добровольный подарок, они могли только пригрозить, что срубят деревья этой долины для своей необходимости.

ДОПОЛНЕНИЕ 2023 года
Побывав в этих местах 5-6 марта 2023 года, хочу сообщить о замеченных изменениях вокруг Монастырского источника в овраге. Очевидно, силами монастыря в 2022 г. был произведён ремонт или переобустройство каптажной галереи источника. Теперь это место хорошо видно. На поверхности левого борта оврага после ремонта виден угол входа в каптаж, обложенный камнями. Видна металлическая дверка, но доступа внутрь нет. Координаты и высота люка каптажной галереи N44 44 15.1 E33 55 00.1 / 369 м
Заметно, что территория вокруг каптажа, источника и на сотню метром вниз очищена от природного мусора и коровьего навоза. Мелкие камни собраны в небольшие кучи. На Красной поляне и там, где прежде был разрушенный Караимский фонтан, заскладированы привезённый камень-дикарь крупного размера и какие-то ж/б конструкции. Очевидно, в планах монастыря намечена дальнейшая реконструкция водопроводной системы и благоустройство прилегающей местности.

Что касается выхода воды из трубы прямо в русле Монастырского оврага, то это либо отдельный отвод воды из монастырского каптажа, либо второй самостоятельный выход воды. Не тот ли это родник Юсуф-чокрак-2, который Кёппен оставил без внимания?
6 марта 2023 г. из трубы в овраге были взяты пробы воды для статистической таблицы на сайте Юрия Езерского "Неизвестный Крым":
- водородный показатель рН = 8,1 - слабо щелочная (щелочная 7,1-14,0);
- скачущий показатель TDS = 211 ppm ("сухой остаток" в parts per million);
- температура воды 9° C.

ПРОДОЛЖЕНИЕ: СМ. СТРАНИЧКУ ФОНТАН И КОЛОДЕЦ ГАЗЫ-МАНСУР


Повторное снятие координат родника: N44 44 15.9 E33 55 00.5 / 361 м

Другие источники воды поблизости:
1. Фонтан в Успенском монастыре, балка Марьям-дере
2. Фонтан и колодец кладбища Газы-Мансур (недействующие)
3. Фонтан Карай-чокрак (недействующий, уничтожен)
4. Фонтан Юсуф-чокрак (пересохший), склон г.Бешик-тау
5. Родник в Гроте Черепаха, балка Кая-Арасы
__________________________________
© SL, 1990-1998, 2016 февраль, 2017 ноябрь, 2023 март
© SL, Моя коллекция родников Крыма
5 марта 2023 года
вход в каптаж Монастырского источника
выкопировка кадастрового плана 2006 г.
фото водосборного бассейна в альбомах 1973 и 1976 гг.
Водосборный бассейн (XIX в.).
Фото из фотоальбома "Бахчисарай", изд. 2-е, 1976 г. Автор текстов И.И. Чурилов. Фотографии Е.Л. Векслерчик и Ю.А. Нейман.
«Бассейн в монастыре», Т.А. Тетерева, 1930-е гг.
Ура! Интересная находка обнаружилась на сайте ГОСКАТАЛОГ.РУ, где среди предметов коллекции ГБУ РК "Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник" хранится акварель «Бассейн в монастыре» бахчисарайской художницы Татьяны Андреевны Тетеревой (1887? - 1968). Рисунок датируется 1930-ми годами. На нём изображён тот самый бассейн в виде часовни, через который проходила вода Монастырского источника, прежде чем попасть в водопровод.