Пользуясь случаем, добавлю информацию, относящуюся к балке и родникам Сары-бий, и обнаруженную при чтении различной крымской литературы.
С удовольствием прочитал путевые очерки писателя и публициста Николая Максимовича Сементовского (1819-1879) "Путешественник. Южный берег Крыма", СПб, 1847. В 40-х годах он несколько раз бывал в Крыму и опубликовал свои лирические воспоминания. Из Бахчисарая он ездил на Тепе-кермен:
"... развалины горной крепости Teпe-Кepман. Ecли вы захотите посетить эти развалины, то выехавши из города будете nроезжать мимо балки Сарбеи, на которой в дpeвние времена находилось греческое кладбище и ныне ясно видимое по многочисленным каменным надгробным плитам. Зная невозможность взобраться на Тепе Керман в тяжёлом экипаже, я сел на лошадь и выехавши из города, быть может не более как через час, подымался уже на эту громадную гору; ..."
Скорее всего, автор чуть-чуть исказил название - Сарбеи, прочитанное им в Крымском сборнике Петра Кёппена "О древностях Южного берега Крыма и гор Таврических" 1837 г.:
"... От деревни Шюрю к Тепекерману едешь мимо балки Сарбей, где было Греческое кладбище, как можно заключать по находящимся там большим каменным плитам. ..."
Возможно, Сары-бий или Сарыбей был реальным лицом и в честь него появилось название местности и родника. В ученых записках ИТУАК № 47 от 1912 года на стр. 26-27 есть вот такая краткая запись:
"... Председатель Комиссии (SL, А.И. Маркевич) предъявил девять документов на татарском языке, пожертвованных, при посредстве члена Коммиссии Аблякима Куламет оглу, Кадыр беем Яшлавским для музея коммииссии: ...
3. Копия грамоты хана (имени нет), 883 года. Этой грамотой, данной жителям-старожилам Кыpкиера и Башлыка мусульманам: Абдула Хатибу, Аджи Ходжа, Мамуту Аджи, Хаджи Амету, Аджи Богатыру, Аджи Омеру, Фир Acaнy, Мустафе, Тадус-Эддину, Аджа Сулейману, Шеих Магомету, евреям: Моэллим Шоломе, Этви Илье, Паша Хулани, Моше, Ильясу Исааку, Ибраиму, армянам: Тавке, барону Киркору, Кенджели Мердану, Улубею, Сарыбею в том, что хан oбязуется под клятвой ни им ни их обществам и имуществу не причинять в мирное время никакого вреда, а eсли не исполнит клятвы, то разведется с женою. Они же клялись не пускать в Кыркиер ни сына хана Саадет Гирея (из Астрахани), ни сына Хаджи Гирея".
883 год Хиджры это 1478-1479 годы от Р.Х., период борьбы за власть между Менгли I Гиреем и его старшими братьями.
А про родник нашлось упоминание в путеводителе Е. Вавилова и В. Дьякова "По горам Крыма", ОГИЗ "Физкультура и Туризм", М., Л., 1931 г.:
"... Наш путь лежит мимо Тепе-Кермена через деревни Шуры и Биясалы ... Дойдя по краю обрыва до ясно видимого спуска к подножью Тепе-Кермена, спускаемся вниз, чтобы сейчас же взобраться вверх к пещерам Тепе-Кермена. ...
Спуск с Тепе-Кермена приводит к тропинке, вьющейся в зарослях кизиля и орешника. Еще один километр зеленым коридором - и мы выходим на проселочную дорогу и, минуя деревню Шуры, оказываемся на шоссе, ведущем к деревне Биясалы. Первый интересный участок маршрута пройден. Из Бахчисарая до деревни Шуры (6 километров) дорога все время проходит по живописным неглубоким ущельям ... Becь этот участок маршрута интересно пройти пешком .... Водой необходимо запастись у фонтана перед подъемом на Чуфут-Кале, так как дальше воды нет. Первый источник встретится не доходя 1,5 километров до деревни Шуры слева от дороги".
Очевидно, маршрут тов. Вавилова пролегал мимо источника Сары-бий, но в балку к роднику он спускался какой-то тропой, так что родник оказывался слева !
Другие источники воды поблизости:
___________________________________
© SL, 2018 февраль