ДЛЯ ПРОЕКТА ЮРИЯ ЕЗЕРСКОГО "РОДНИКИ КРЫМА"
ФОНТАН АРМЯНСКИЙ (КАРАИМСКИЙ, КЕПАНАК ЧЭШМЕСИ, ХОДЖА ЦАТУРА, КЕПЕНСИ ЧЭШМЭСИ, ЭСКИ-ЧЕШМЕ),
Караимская слободка, ул. Морская / пер. Айвазовского, г. Феодосия
N 45°01'14.8''/E 35°23'25.3''/17 м над у.м., WGS-84

В экскурсионном очерке Николая Степановича Барсамова "Феодосия и ближайшие окрестности" 1933 года есть глава, посвящённая средневековому и тогдашнему водоснабжению Феодосии. Есть упоминание о самых известных фонтанах. Некоторые он отметил на своём плане города цифрами:
"Под горой Митридат на Карантинной (SL, ошибка автора?) слободке стоит заглохший фонтан, (пл. № 31) сложенный из дикарного камня в форме куба; лицевая стена его выложена песчаниковыми плитами, обработанными в форме стрельчатой арки с тремя рельефными розетками. В фонтан вделана мраморная плита с армянской надписью и датой постройки - 1586 года.
Фонтан называется Караимским по местоположению на караимской слободке, а так же фонтаном Айвазовского, так как по соседству стоял дом, в котором родился И. К. Айвазовский."
Это краткое описание объясняет, почему фонтан в некоторых публикациях и на видовых открытках начала XX века назван Караимским.
В статье Феодосийского лесничего Ф.И. Зибольда "Роль подземной росы в водоснабжении города Феодосии" 1905 г. сообщается о размерах фонтана:
"Размеры фонтанов были различные. Привожу наружные размеры так называемого Караимского фонтана, построенного, как видно из имеющейся на нем надписи на армянском языке, в 1586 году и сохранившегося лучше других фонтанов. Он имеет в длину 6,95 м., в ширину 5,46 м. и в высоту 4,80 м. Другие сохранившиеся фонтаны имеют меньшие размеры."

О других названиях фонтана известно из научных работ архитектора О.Х. Халпахчьяна (1907-1996). В статье "Архитектура родников крымских армян" (см. "Архитектурное наследство". Том 37. Под ред. О.Х. Халпахчьяна, 1990, стр. 234-246) он ссылается на сочинение Минаса Бжишкяна:
... в большинстве случаев фонтанами, как правило, упоминаются в связи с описанием того или иного памятника, например церкви Стефана в Феодосии, монастырей св. Спасителя (позднее св. Ильи) в селе Бахчи-Эли (сейчас Богатое) и Сурб Степаноса (позднее св. Георгия), построенного к западу от Старого Крыма. Исключение составляют родники Кепенси чэшмэси и Айвазовского в Феодосии, а также монастыря Сурб Хач близ Старого Крыма, описание которых можно встретить в работах последних лет.
... Отдельно стоящие родники строились у подножий местных возвышенностей, в которых имелась питьевая вода. Показательные примеры — родники монастырей Сурб Хач и Бахчи-Эли, церкви Стефана и Кепенси чэшмэси в Феодосии. Кроме подобных городских и монастырских родников возводились и сельские, однако имели ли они типичную для Армении X-XII вв. композицию из оформленного на фасаде арочными проемами крытого помещения, в глубине которого находились каменные корыта для водопоя домашних животных и резервуар для забора воды населением, выяснить не удалось.
... К тому же типу зданий относится родник Кепенси чэшмэси в Феодосии, у подножия возвышенности, известный среди местных жителей как фонтан Айвазовского, поскольку художник родился в соседнем доме. Армянская надпись на мраморной плите в центре главного фасада под аркой гласит: "Помяните этот родник Цатура, его жену и детей Мариам, Улубека.. 1586 г." *).
Родник Кепенси чэшмэси, в отличие от родника церкви Стефана, построен в форме куба и из более крупных блоков известняка. Размер водохранилища в плане 2,7x4,1 м, перекрытие сводчатое полуциркульной формы. Богаче архитектурное убранство. Главный восточный фасад обрамлен по контуру профилированной рамкой, в его центре более глубокая, чем в предшествующих примерах стрельчатая арка с архивольтом сложного сечения, опирающегося на импосты, имеющие почти такой же профиль. Гладкая поверхность стены вокруг арки украшена тремя розетками геометрического рисунка, в центре над аркой и по ее сторонам. Судя по низко расположенному водомету отметка прилегающей к роднику площадки оказалась скрытой под наносным грунтом и обвалившимися камнями, в связи с чем сооружение в настоящее время выглядит пониженным в сравнении с первоначальным его объемом. Несколько лет назад была восстановлена облицовка, обрушенная над аркой правой части фасада.
------
* - Бжишкян М. Путешествие в Польшу и другие страны, населенные армянами, выходцами из Ани. — Венеция, 1830. (на арм. яз.). — С. 354.

Описание фонтана без названия под номером К13 дано в автореферате диссертации С.Г. Бочарова "Историческая топография Каффы (конец XIII в. - 1774 г.). Фортификация, культовые памятники, система водоснабжения.", МГУ, М., 2000 г.:
К 13 - (Рис. 96, 99, 100) фонтан (размеры в плане: 6,5 х 4,0 м) находился в жилых кварталах юго-западной части средневековой городской территории, в 65 метрах восточнее армянской церкви Св. Николая (Н 5), полностью сохранился до наших дней.
Фонтан построен из разномерных камней известняка и песчаника. Фасад фонтана направлен на север, выложен из пиленных блоков известняка и оформлен фигурной арочной нишей, с тремя круглыми резными розетками с геометрическим орнаментом.
Прямоугольное отверстие для доступа во внутренний бассейн находилось в восточной стене его размеры 0,51 х 1,25 м. Водопроводная труба подводившая воду к фонтану находилась на высоте 0,72 метра от уровня пола, а сливная трубка на 0,43 метра.

В недавно изданной книге "Халпахчьян О.Х. Архитектура крымских армян", Составитель, автор комментариев и научный редактор Т.Э. Саргсян, Симферополь, 2019 г. предлагается несколько иное прочтение текста с названиями и года постройки из сочинения Бжишкяна:
"... Родники-фонтаны возводились в удобных для забора воды местах, в стороне от пути массового движения. В поселениях они стояли на окраине или на одной из небольших площадей, сформированных пересечением нескольких улиц. Таким, к примеру, является фонтан Ходжа-Цатура (известен также как фонтан Кепанака, или «Кепанак чэшмеси») в Феодосии, у подножия возвышенности. Нередко фонтаны-родники устраивались во дворах знатных высокопоставленных персон. Известно, например, такое сооружение в доме крупного армянского князя в Феодосии, который позднее, в XIX веке, принадлежал господину Шепелю (SL, Шепетею?). Родники-фонтаны имелись также в крупных общественных сооружениях, например, в караван-сараях.
------
* - М. Бжишкян свидетельствует, что фонтан, построенный армянским князем Кусиком и называемый «Кусик чэшмеси» (SL, фонтан Гаевского), располагался неподалеку от фонтана Ходжа-Цатура (известен также как «Кепанак чэшмеси» – фонтан Кепанака). Последний сохранился и находится у подножия возвышенности в конце улицы Морской. Что касается «Кусик чэшмеси», то он был разобран в 20-х годах XIX века и заново выстроен ниже по склону (Бжишкян М. Путешествие в Польшу. – С. 354).

... Разрушение этих памятников продолжается и в наше время. Так, например, в 1986 году не стало одного из родников-фонтанов в Старом Крыму. В руинном состоянии находятся родники монастыря Сурб Хач* и фонтан Ходжа-Цатура («Кепанак чэшмеси») в Феодосии **).
------
** Фонтан Ходжа-Цатура, или Кепанака («Кепанак чэшмеси»), расположен неподалёку от церкви Святого Саркиса в Феодосии, в конце улицы Морской. Памятник и сохранившаяся на нём армянская надпись ныне находятся в удовлетворительном состоянии.

... Он находится у подножия возвышенности рядом с домом, известным как «дом, где родился Айвазовский». Армянская литография на мраморной плите, помещённой в центре фасада под аркой, впервые была опубликована М. Бжишкяном *): «Фонтан суть память о Ходжа-Цатуре и его супруге Пикачае, и его чадах Мариам-хатун и Улупикае, и его родителях Пиатае и Майрай-хатун, и его деде Кепанаке, его наставнике-мастере Астуацатуре. Лета 1037 [= 1588]» **). В отличие от фонтана у церкви Святого Степаноса (Стефана), фонтан Ходжа-Цатура построен в форме куба и из более крупных блоков известняка. Размеры резервуара – 2,7х4,1 м, перекрытие сводчатое, полуциркульного очертания. Богаче выполнено архитектурное убранство. Прямоугольной формы фасад, обращённый на восток, по контуру обрамлён профилированной рамой сложного сечения. Центр фасада акцентирован глубокой стрельчатой аркой, опирающейся на мощные импосты, украшенные тем же профилем, что и рама. Гладкое поле вокруг арки украшено тремя розетками геометрического рисунка. одна из них расположена на оси фасада, над аркой, а две остальные – по её сторонам. Судя по низко расположенному в настоящее время водомёту, отметка прилегающей к роднику площадки повышена наносным грунтом и обвалившимися камнями, почему сооружение выглядит приземистым по сравнению со своим первоначальным видом.
------
* - Бжишкян М. Путешествие в Польшу и другие страны, населенные армянами, выходцами из Ани. — Венеция, 1830.
** - Есть несколько переводов надписи на русский язык. Здесь приведён авторский перевод научного редактора – Т. Э. Саргсян.

Е.А. Катюшин. «Феодосия. Каффа. Кефе: Исторический очерк», 2007:
"... Второй из упомянутых фонтанов, находящийся у подножия холма Митридат, имеет примерно такое же архитектурное оформление, но отличается от первого существенно большим объемом резервуара. Возведенный армянскими зодчими в XVI веке, он входил в число наиболее значимых городских источников в разряде тех, что пополнялись качественной питьевой водой из специальных водосборных устройств, размещавшихся на горе Тепе-Оба."

Ценнейшие сведения о фонтане сообщаются в статье М.Б. Кизилова "Караимские фонтаны Феодосии" (см. сборник "Караимы Феодосии", составители В.А. Ельяшевич и М.Б. Кизилов, 2018. Стр. 165-172):
Армянский фонтан XVI в.
Третьим источником Феодосии, чья история неотъемлемо связана с караимской общиной, является армянский фонтан XVI в. Строительная надпись на армянском языке сообщает о том, что фонтан был построен в память Ходжа Аствацатура, его супруги Бикече, родителей и детей, в 1037 году армянской эры (т.е. 1588 г.)18. С XIX в., несмотря на то, что фонтан был построен армянами, его зачастую стали называть «караимским» в связи с расположением вблизи Караимской слободы, а также, по-видимому, в связи с тем, что за фонтаном ухаживала семья караима Аги Юсуф-ака, очищавшая трубы от поломок и грязи после дождей. После смерти старика Юсуф-ака, в первые годы революции, вода в фонтане иссякла. Дом этой караимской семьи находился на пригорке напротив фонтана19. На плане города Каффы Эжена де Вильнева этот фонтан называется Fontaine de Juifs («еврейский фонтан»)20. Тем не менее, на дореволюционной открытке с видом дома, где родился Айвазовский, он называется «караимским»21. Именно этот фонтан можно видеть на дальнем плане знаменитой литографии Огюста Раффе (1837), на которой тот изобразил феодосийских караимов и караимскую женщину с ребенком в руках. Тем не менее, сами караимы именовали этот фонтан «Эски-чешме», т.е. «древний источник»22. В отличие от остальных фонтанов, вода в этом источнике была бесплатная.
---------
18 Петрова Э.Б. Исторический и художественный альбом Тавриды Евгения де Вильнёва и Викентия Руссена. Феодосия-Симферополь, 2015. С. 143.
19 Кокенай Б.Я. Дневник // Историко-культурное наследие крымских караимов. Симферополь, 2016. С. 213.
20 Петрова. Исторический… С. 92.
21 Открытка издания Вассермана № 24 и № 7, выпущена между 1904 и 1917 гг.; подпись: «Караимскiй фонтанъ и домъ, где родился Айвазовскiй».
22 Кокенай. Дневник. С. 212.

Задолго до выхода альбома литографий Эжена де Вильнёва фонтан был назван как еврейский в статье 1839 года П.И. Кёппена «Über die Temperatur von 130 Quellen der Taurischen Halbinsel» /О температуре 130 источников Таврического полуострова/ (см. "Записки Императорской Академии Наук Санкт-Петербурга", Том IV, 1841):
Feodо́ssija.
3. Die Juden-Fontaine in der Karaímen-Vorstadt, den 16 (28) Nov. 1833 Morgens bei + 1° R. . . . . . . . . 8°
Diese Quelle soll eine halbe Stunde weit von ihrem Ursprunge in irdenen Röhren unter der Erde fortgeleitet seyn.
Перевод:
3. Еврейский Фонтан в Караимском предместье, 16 (28) ноября 1833 года утром при + 1° R. . . . . . 8°
Говорят, что этот источник находится в получасе езды от своего истока и вода идет по глиняным трубам под землей.

К сожалению, фонтан не действующий и продолжает разрушаться.
план Феодосии с номерами достопримечательностей. Н.С. Барсамов. 1933 г.
Все авторы, пишущие о водоснабжении средневековой Феодосии упоминают содержание в тексте генуэзского Устава Кафы 1316 года статьи о "неприкосновенности водопровода армянского епископа". Видимо, до и во время правления в Кафе генуэзцев среди множества водопроводных линий был отдельный водопровод, построенный на средства и для нужд армянской общины. Соответственно фонтаны, запитанные этим водопроводом, должны были иметь архитектурный облик, присущий армянскому зодчеству. Очевидно таким, изначально армянским при постройке и последующих ремонтах, был фонтан под горой Митридат.

В 1874 году Феодосию с инспекцией посетил доктор медицины Ю.Ю. Гюбнер. Его наблюдения и рекомендации вошли в обширный доклад "Древняя и новая Феодосия в санитарном отношении", Спб, 1875 г., в том числе сведения о водоснабжении Феодосии:
"... Систему водоснабжения генуэзцы, без сомнения, перенесли в Каффу из Генуи и других приморских италианских городов; но ничего неизвестно о том, какого рода сооружения были в древней Феодосии у греков. ..."
В списке Гюбнера 8 фонтанов, использующихся в то время, но среди них нет Армянского, а есть один, называемый Караимским:
"... Уцелевшие до настоящего времени фонтаны оскудевают с каждым годом и в сухое время дают воды недостаточно для нужд города. По измерениям, произведённым 30 октября 1874 г., после продолжительной засухи, фонтаны снабжали город в следующих размерах:
Названия фонтанов:                          Число ведер в сутки:
Казарменный  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1200
Караимский  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1440
Карантинный  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1100
Ф. возле женской гимназии (Гаевского) . . . . 352
Ф. возле собора на площади  . . . . . . . . . . . . 156
Ф. возле городского сада   . . . . . . . . . . . . . . 432
В карантинной слободке   . . . . . . . . . . . . . . . 412
В татарской слободке   . . . . . . . . . . . . . . . . . 280
Очевидно, другой фонтан, который тоже принято называть Караимским и который сейчас не существует, в этом списке значится как фонтан "В карантинной слободке".
Сравнивая качество воды фонтанов Гюбнер всего несколько раз упоминает Караимский:
Вода феодосийских водопроводов образует обильные землистые осадки, даже в том случае, когда на вид кажется прозрачною. В гончарных водопроводных трубах соли извести и глинозема образуют столь крепкие отложения, что их можно разбить с трудом. Таким образом, отстаивание воды в резервуарах фонтанов должно признать целесообразным. Но необходимо чаще вымывать эти резервуары от образующихся осадков, содержащих и органические частицы, и непременно сделать во всех фонтанах отдушины для поддержания постоянной вентиляции. <...> Вообще же примесь органических частиц, осаждающихся в виде беловатого слизистого налета, по количеству неодинакова во всех городских фонтанах. Всего менее такой примеси в воде караимского фонтана; наибольшее же количество органического осадка давали воды фонтанов: Татарской слободки, Гаевского и возле городского сада. <...> Качественное химическое и микроскопическое исследование воды городских фонтанов и колодцев произведено было мною 14 и 16 сентября 1874 года, после продолжительного бездождия. Вот главнейшие результаты этого исследования.
В восьми фонтанах (Караимском, казарменном, карантинном, возле женской гимназии - Гаевского, возле городского сада, возле собора, Татарской слободки и Карантинной слободки) и двух колодцах (г. Крыма и городском): температура 14-17° ц.; вода прозрачна и бесцветна, за исключением фонтанов казарменного, возле городского сада и возле женской гимназии и городского колодца <…>.
Азотная кислота не найдена в фонтанах караимском, Гаевского и Карантинной слободки; присутствие её обнаружено в фонтанах - карантинном, возле городского сада и Татарской слободки; довольно много азотной кислоты оказалось в казарменном фонтане и городском колодце и значительное количество её найдено в фонтане возле собора и в колодце г. Крыма.
Краткое замечание Гюбнера про Караимскую слободку:
Довольно оригинальную, но вместе с тем и худшую часть города представляет караимский квартал, называющийся Караимскою слободкой. Это своего рода муравейник, состоящий из маленьких домиков, сбитых в одну кучу без всякого порядка, с улицами, в которых могут пролезать только собаки, и с микроскопическими дворами, без видимых входов.

На видовых открытках конца XIX - начала XX около фонтана видим жителей слободки, стоящих в очереди за водой, что говорит о низком дебите и популярности.
В путеводителе Ивана Михайловича Саркизова-Серазини "По восточному Крыму", издания 1958 г. ничего не сказано о его состоянии. Очевидно, после войны фонтан уже не работал:
"У подножия горы Митридат стоит старинный армянский фонтан XVI в., сложенный из позеленевших от времени известковых плит. Фонтан украшен каменными розетками, а в стену вставлена плита с армянской надписью.
Существует проект Айвазовского постройки мраморной лестницы от фонтана на вершину горы Митридат. С правой стороны фонтана, на месте последнего дома (№ 11) стоял, ныне сгоревший, домик родителей Айвазовского, в котором родился художник."
Почтовая карточка. Издание И. Вассерман, №7, 1911 г.
фото из альбома ''Крым'', 1870-1880-е гг. Коллекция Государственного Исторического музея, Москва
Сомневаюсь, что это фото конца 19 века. Больше похоже на начало советской разрухи.
Чертёж архитектора А.П. Уткина 1945 г.
Фото с видом на фонтан сзади и сбоку. Архив Института истории материальной культуры РАН.
Армянский фонтан под г. Митридат в Феодосии
«Фонтан суть память о Ходжа-Цатуре и его супруге Пикачае, и его чадах Мариам-хатун и Улупикае, и его родителях Пиатае и Майрай-хатун, и его деде Кепанаке, его наставнике-мастере Астуацатуре. Лета 1037 [= 1588]»
Армянский фонтан под г. Митридат в Феодосии
вид на недействующий фонтан сбоку
возможно, это самое старое фотоизображение Армянского (Караимского) фонтана
План и фасад фонтана на г. Митридат.
Обмер архитектором А.П. Уткиным в 1945 г.
Из фондов Государственного научно-исследовательского музея
архитектуры имени А.В. Щусева.
ФОТО 1 июля 2023 г.
Неизвестный фотограф. Старинный армянский фонтан, с видом на Музей древностей. Конец XIX в. Коллекция ГИМ.
Дени Огюст Мари Раффе (1804 - 1860).
Караимы. Феодосия (Каффа), октябрь 1837 г.
Лист 70 из альбома Voyage dans la Russie Meridionale et la Crimee, par la Hongrie, la Valachie et la Moldavie, execute en 1837.
Караимский фонтан. Иллюстрация из работы лесовода Ф.И. Зибольда
"Роль подземной росы в водоснабжении города Феодосии" 1905 г.
Другие источники воды поблизости:
1. Фонтан Гаевского (не действ.)
2. Фонтаны Караимский на фонтанной площади и Шепетея (не существ. и не действ.)
3. Фонтан Карантинный около церкви Димитрия Солунского (Св. Стефана)
4. Фонтан Рыбацкая стрелка и источник Белиловского (заброш.)
5. Родник Криничка (Стахановский) в верховье Карантинной балки
_____________________________________
© SL, 2023 июль
© SL, Моя коллекция родников Крыма