ДЛЯ ПРОЕКТА ЮРИЯ ЕЗЕРСКОГО "РОДНИКИ КРЫМА"
РОДНИК ЭСКИ-КОЙ (СТАРОЛАСПИНСКИЙ), балка Ласпи-дере
N 44°24'35.5''/ E 33°44'41.5''/507 м над у.м./WGS-84

Возможно, впервые про родник в старом Ласпи написано у П.И. Кёппена в отчёте на немецком языке Uber die Temperatur von 130 Quellen der Taurischen Halbinsel /Температура 130 источников Таврического полуострова/, написанном в 1838 г.:
Ласпи.
130. Источник в лесу, у следов бывшего села, 1 (13) апреля 1834 года, при +9,8° R. . . . . . . . . . . . . . . . . . 6°
Г-н Компер, ученик политехнической школы, наблюдал этот источник несколькими годами раньше, в августе, и обнаружил, что при температуре воздуха, по крайней мере, + 22° R., он показал +7° R.
Татары уверяли его, что раньше вода этого источника была настолько популярна, что императрица Екатерина II, находясь здесь в 1787 году, решила проехать через него в Багчисарай, источники которого так известны.
Вряд ли императрица была в самом Ласпи во время своего вояжа по Крыму и это лишь легенда. Я не нашёл о этом документальных сведений, хотя некоторые писатели про Ласпи упоминают. Например, Н. М. Сементовский (1819-1879) в очерке "Путешественник (Южный берег Крыма)" 1847 г.:
"... Деревня Ласпи стоящая на возвышении была крайним пунктом путешествия Императрицы Екатерины; с этого возвышения Императрица долго любовалась картиною моря и живописною панорамою отдаленности. ..."
По указу Екатерины, ведомые митрополитом Готским Игнатием, греки старой деревни Ласпи вынуждены были покинуть родину и переселиться в 1778-1780 гг. в приазовские степи между Мариуполем и Мелитополем, основав там сёла Новая и Старая Ласпи, которые и поныне существуют в Донецкой области. Из книги В. К. Хонахбей "Греки Приазовья. Главы семей Приазовских греков по ревизским сказкам 1782 — 1858 гг.":
"В 1780 г. СЕЛЕНИЕ ЛАСПА (СТАРОЛАСПА) основали урумы из крымских селений: Алсу (ныне Морозовка в Севастополе) - 289 чел., Ласпи (не существует) - 128 чел., Качикальён (не существует) - 77 чел., Толе (ныне Дачное) - 32 чел., Хайто (ныне Тыловое в Севастополе) - 21 человек.
Вряд ли Потёмкин решился бы показывать Екатерине опустевшую деревню. В сборнике Ф. Лашкова "Камеральное Описание Крыма, 1784 года" (ИТУАК, Том 7, 1889) напечатан перечень таких деревень и среди них Ласпи:
Ведомость № 30, Декабря 17 дня 1783 года о числе христианских деревень, оставшихся после христиан с показанием в них числа дворов, також и сколько в котором городе христианских домов состоит.
15-я Деревня Лазпи .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. Число домов: 30.
Оныя все разорены.
Какой она могла увидеть деревню Ласпи, мы не узнаем. Но есть её описание Фредериком Дюбуа де Монпере в VI томе "Voyage autour du Caucase ... et en Crimee" французского издания 1843 г. Частичный перевод страниц 93-97:
"... Древняя деревня Ласпи простиралась от этих живописных пиков на полверсты вниз по долине к западу. Нет места более красивой экспозиции. Несколько домов стояли подпирая пики, и оттуда из одного открывался великолепный вид на долину Фороса и море, точно так же, как один парил с другой стороны до Айя. Чуть ниже я нашел руины церкви; именно оттуда г-н Компер вынул белую мраморную капитель, установленную во дворе нынешнего дома Ласпи. Стиль барокко не имеет аналогов с обычным ордером.
На кладбище, окружавшем церковь, я увидел могилы, форма которых была для меня новой. Это виды саркофагов длиной от 3 до 5 футов, шириной от 8 дюймов до 1 фута, установленных на высоком постаменте в несколько дюймов. Верх саркофага вырезан в виде наклонной крыши. Голова саркофага выражена в виде небольшой квадратной башни, с крышей. В нижней части башни обычно находится небольшой арочный проём в виде треугольника или вешалки. Ступень, вырезанная на внутренней стороне проёма, не редкость. Над нишей высеченный крест, оканчивающийся 4 точками или без них, отмечает священное предназначение памятника. Боковые стороны саркофага почти всегда украшены розетками или другими орнаментами, вырезанными в полой или рельефной форме; иногда это атрибуты, пастырский посох, татарский обоюдоострый топор, кирка, шпора, плуг, стол.
Эти гробницы, принадлежащие греческому населению, населявшему Мангуп, Биассалу, Катчикален, Мангуш и т. д., не имеют никаких надписей, за исключением гробницы Ласпи, изображенной на рис. 9; маленькая дверь на фасаде указывает на некую гробницу, похожую на предыдущую, но без башни.
Прочитал надпись так: XATZIS ABBI OGLOU MASKAA 1772
Вокруг церкви и кладбища находятся развалины домов, эспланады, аллеи одичавших фруктовых деревьев, среди которых не менее 5,000 сливовых деревьев. Деревня Ласпи, верная  древнегреческим традициям, в соответствии с которыми храмы ставились на возвышенности, на скалах, откуда со всех сторон узнавалось величие богов, также имела на вершине горы Илья церковь, которую глаз узнавал с бескрайней равнины морей. Посвященная святому Илии, она была целью частых паломничеств. Перешеек служил мостом для подхода к подножию скалы; отсюда можно было довольно легко взобраться на вершину горы, следуя по тропинке, вьющейся по дерну и мху, среди обломков скал, между которыми еще лежали развалины домов. Часовня Святого Илии, занимающая самую высокую точку горы, представляет собой не более чем руины, украшения которых выполнены из хлоритового мела из Инкермана. ...
Моряки называют гору Илия или Ай-Илия мысом Сарыч.
Из старого Ласпи я спустился через красивую лесистую долину в новый Ласпи ..."
К сожалению, в этом детальном описании нет ни слова об источниках воды, без которых не могло здесь быть поселений.
Мария Сосногорова в "Путеводитель по Крыму для путешественников" 1874 г. дополняет Дюбуа де Монпере:
Я предполагаю, что древний город, развалины которого находятся в Ласпи, назывался Элис, и существовал еще в XV столетии; о нём упоминается в «актах Константинопольского патриархата».
Значение названия Ласпи объяснялось ещё Петром Симоном Палласом: ... Dorfe Laspi * ...
*) - Laspi ist eine Neugriechische Benennung, die Koth oder Morast bedeutet. Die meisten Tatarischen Dorfer langst der sudlichen Kuste behalten noch ihre Griechischen namen, so wie sie auch sonst meist von Griechen bewohnt waren. // Ласпи - это новогреческое название, означающее грязь или трясина. Большинство татарских селений южного побережья до сих пор сохраняют свои греческие названия, так как и в других местах они были в основном населены греками.
графическое изображение местоположения Ласпи на карте 1817 г.
топонимия ласпинских оврагов и вершин на ПГМ примерно 1837 г.
фрагмент карты Крыма для Крымского сборника П.И. Кёппена 1836 г.
На карте 1817 года Ласпи показана на перекрёстке дорог, расходящихся в бухту Ласпи, на перевал в Байдарскую долину и на перевал в сторону Фороса. На карте один значок - жилые строения, через дорогу второй - храм. Примерно тоже самое на карте 1836 г. для "Крымского сборника" Петра Кёппена, но его третий значок похож на обозначение источника. Более наглядно "Разв. дер. Ласпи" показаны на верстовке съёмки 1886-90 годов. Надпись родника "Родн" присутствует, но значительно смещена к вершине г. Мачук, а значок не виден.
верстовка 1890-х годов издания УВТ Генштаба 1933 года
Таким образом, о древностях Ласпи известно было очень давно, но в современной археологии принято связывать район Ласпи с именами О.И. Домбровского и Е.А. Паршиной.
Домбровский О. И. Из археологических исследований на Южном берегу Крыма (1965–1966 гг.) / О. И. Домбровский // Археологические исследования на Украине в 1965–1966 гг. – Киев : Наукова думка, 1967. – С. 180–183.:
"ЮжнобережныЙ отряд Крымской археологической экспедиции в течение двух лет вел разведки и раскопки на участке побережья между мысом Айя и Аю-Дагом. ...
... Наиболее интересные в историко-архитектурном отношении результаты принесли раскопки 1966 г . в двух местах - на г. Ильяс-Кая (скала св. Ильи) и в Симеизе.
На плато Ильяс-Кая, возвышающемся над Ласпинской котловиной и остатками средневековой деревни Ласпи (VIII-XV вв.) - эпонима урочища, - полностью раскопан большой одноабсидный и однонефный храм (4,9 x 9,6 м), который по керамическому материалу можно отнести к Х-ХIV вв. ...
...Раскопки дают исчерпывающий материал для реконструкции постройки, во многом родственной малоазийским средневековым храмам.
Одновременно с раскопками было проведено обследование жилищ и стен, расположенных несколько ниже и южнее храма на той же скале. Оно привело к заключению, что данный комплекс памятников являлся укрепленным монастырем. Все его постройки возникли одновременно с храмом во второй период иконоборческих смут, когда в Крым по-видимому, хлынула особенно мощная волна беженцев - монахов из восточных областей Византийской империи. В дальнейшем необходимо более детальное исследование руин, изучение быта и хозяйственной деятельности этого монастыря, связей его с поселением, находившимся непосредственно под ним у перевала между Ильяс-Кая и г. Мачук."
В 1974 году вышел сборник Домбровского "Феодальная Таврика: Материалы по истории и археологии Крыма", где в статье "Средневековые поселения и «исары» Крымского Южнобережья" автор ещё раз возвращается к описанию храма и упоминает родник:
"На северо-западном склоне Мачука над родником, к которому примыкали постройки Ласпи, в 1965 г. был раскопан небольшой одноабсидный храм, синхронный монастырскому. ..."
Интересно выглядят его схемы местности, особенно загадочный древний водопровод ...
схема из Феодальной Таврики О.И. Домбровского
В течение 1976-1978 гг. Ласпинский археологический отряд Южно-Крымской новостроечной экспедиции АН УССР под руководством Е.А. Паршиной работал на участке строительства системы водоснабжения оздоровительной зоны между мысом Айя и Сарыч (водовод из Байдарской долины в Ласпи). Кроме того, работы велись в связи с террасированием под лесопосадки склонов Ласпинской котловины.

В 1926-27 гг. по заданию Геологического Комитета  производилась гидро-геологическая съемка планшета XIX—10 Южного берега Крыма (им. Ласпи) инженером-геологом С. Н. Михайловским:
"... За время работ зарегистрированы все источники и оползни исследованной площади. Дебиты Ласпийских источников замерялись в течение 3 месяцев полевой работы." (из Отчёта Геолкома за ... год).
фрагмент карты-схемы из отчёта Пирогова 1932 года
Очевидно, что описываемый родник был известен и наблюдался, но в отчетах археологов и гидрогеологов остался безымянным.
Название "и. Эски-кой" на топонимической карте Игоря Белянского, скорее всего, относится именно к данному роднику. Оно выявлено им в сборнике "Труды: сборник научных трудов. Том 5. Выпуск 1. Геология. Крымский филиал АН СССР", М., изд-во АН СССР, 1954 г. К сожалению, мне пока не удалось ознакомиться с этим изданием и окончательно определиться с применением этого названия к описываемому роднику.

РОДНИК В 2012-2013 гг.
Рассказ и архивные фото от Михаила Леонтьева (Одесса), сделанные 30 сентября 2012 г. и 15 января 2013 г.
"... Мезарлык Чокрак - моё условное название этого родника. В конце сентября 2012 г. я показывал Валентину и его друзьям свои наработки ещё 2008 г. по этому району. ...
Тогда же в 2012 г. я проводил Валика к истоку ручья, который я помнил с 2008 г. Фотографий 2008 г. пока что найти у себя не смог. Вероятнее всего, что тогда фоткал мой друг, в компании с которым мы там гуляли. Спрошу позже у него. Сам припомнить  не могу какие-то детали. Помню, что набирали там воду.
Позже, в декабре 12 г., когда мы это место обсуждали на Страннике, выяснилось, что молчун Дюков его, конечно, прекрасно знает. Дюк рассказал, что родник был ранее оборудован ласпинским лесничеством отводом воды через трубу. Но сейчас труба то ли забилась, то ли сместилась. И вода просто вытекает из-под склона. Предложил нам заняться благоустройством водоотвода. Желающих поковыряться с ним в зимней грязи нашлось немного. Поэтому в январе 13 г. мы  с ним туда сходили вдвоём, как бы на разведку. Тогда же, расчистив выход, обнаружили под землёй деревянный слив бог весть каких времён. Более ничего тогда мы там не делали. Позже этим занималась тётя Оля, реконструкцией которой Серёга почему-то был очень не доволен. Её результаты я не видел. На этом роднике позже бывать не приходилось."

Из очерка Михайловского "Некоторые сведения о геологическом строении Ласпи" (журнал "Крым" №1(3)-2(4), 1927 г.):
"... Группа скал Мачук и «Сахарные Головки» даёт также начало и питание нескольким небольшим источникам. Источники эти, однако, выходят уже из наносов, располагаясь западнее перевала Мачука в верховье долины Старой Деревни. Вода их вскоре исчезает в наносах, но ниже по оврагам вновь появляется в отдельных местах. В западном конце долины Старой Деревни в тальвеге главного оврага все эти воды видимо собираются и последний раз выходят из-под наносов на дневную поверхность в источнике, так наз. Известковой печи.
... Все источники, выходящие из наносов на площади Старой Деревни и экон. Ласпи, получают добавочное питание от вод, образующихся в результате выпадения атмосферных осадков на прилегающие площади. Но все они связаны также с питающими их источниками."

В отчёте К.П. Пирогова "Гидрогеологические исследования на Южном берегу Крыма в районе Ласпи" (Известия ВГРО СССР, вып. 18, 1932 г.) в основном цитируются наблюдения за родниками С.Н. Михайловского. Но в перечень добавлен описываемый родник. Он привязан к скалам "Сахарные Головки" (Тышлар):
"Кроме того ниже приводятся дебиты источников: В. Капкан, колхоза Ласпи, У Известковой печи, под "Сахарными Головками" и Комперия (Анастас) по наблюдениям в 1926 и 1928 гг."
Однако, на карту Пирогова этот родник не попал ...
скромный дебит Источника под Сахарными Головками 1926 года
фото 30 сентября 2012 г.
фото 30 сентября 2012 г.
ПРО НАЗВАНИЕ "РОДНИК СТАРОЛАСПИНСКИЙ" И ЕГО ОБУСТРОЙСТВО В 2013 г.
Ольга Сальникова, автор современного обустройства родника "Староласпинский" рассказывает:
"Я лет 13 в Ласпи провела, в детском лагере. Муж там работал, у него был домик служебный. Очень любила там бывать. Зимой еще лучше, чем летом. Тихо, тепло, природа, море. Тогда я часто там шастала, в районе Ильяса. Лазила с Николаем Васильевичем Шик, это мой друг из Центра детского туризма. Набрели на этот овражек, а в нем лужа. И старая чугунная труба валяется. А выше лужи из земли торчал деревянный кол, а в нем узенький желоб вырезан, но по нему ничего тогда не стекало. Поковырялись выше лужи в земле - движение воды слабое, но было. Набрать нельзя, ил жидкий и все. Место запомнили, потом раза два еще заходили посмотреть - мокро. А тем временем у Нужденко нашла про "ист. Могильный", как обычно, с туманной неопределенностью и без координат. Я так поняла, что это он (В те годы ист. "Под камнем" всегда уже был сухой). Весной с деревянного желобка потекла вода. Я и вцепилась, захотелось к майским праздникам сделать водичку. Первый раз пришли с Сергеем, Леной и Наташей. Мне хотелось сделать просто бетонную плотинку с трубой, но Лена раскритиковала и настояла на таком каптажике. А потом они потеряли интерес и, мы с Сергеем сами стали делать. Деревянный желоб я побоялась тревожить, так его и оставила, только отпилила немного, чтобы не мешал. И заделала исток первой стеночкой, таким лотком, наполненным щебенкой, для фильтрации. И сверху замуровала, чтобы никто не лез туда, а впереди оставила дырки для того, чтобы вода протекала во второй лоток. Там она должна накапливаться, отстаиваться и переливаться через верхнюю трубу. А пока все делала, вода протекала под передней стенкой. Но к 1 мая не успели "открыть воду", нас куда-то унесло. Я и написала на форуме: кто хочет, закройте нижнюю трубу чопом, вода поднимется до верхней трубы - и пейте! На меня там напали, ругались. Но я тогда не расстраивалась. Главное - получилось. Написала Езерскому, он принял. А потом я еще сама ходила и доделывала: подравнивала раствором кладку, подмазывала, боролась с подтеканиями по бокам (вот когда жалела, что не сделала по-своему, плотинку), утрамбовывала дно принесенной из Балаклавы голубой глиной. Ко мне люди приходили за водой, уже знали и искали ... Особенно одна семья с детьми запомнилась осенью, они пришли с Босы, там сухо было совсем, кроме обложенного камнями и накрытого нами крышкой из палок махонького Ешиль Чокрака верхнего. Они там долго кружкой набирали бутылку. Потом купили минералки у Байдарских ворот. В общем, были в шоке от безводья и измучены жарой. И пришли искать Староласпинский, а я тут ковыряюсь ... Они так рады были этой водичке, а я вообще - счастлива!
Я лично сухим этот родник не видела, хотя слышала, что в жару в конце лета и осенью это бывает."
забитые трубы
фото 15 января 2013 г.
Сергей Дюков, фото 15 января 2013 г.
фото 15 января 2013 г.
ФОТО март 2021 г.
Наблюдался 5 марта 2021 года. Вода отличного качества!
Показатели тестирования для сайта Юрия Езерского "Неизвестный Крым" - TDS=189 mg/L; T=9° C; pH=8,3
родник после прочистки стока
родник Эски-кой, он же Староласпинский
дебит 5 марта 2021 г.
Другие источники воды поблизости:
1. Родники У известковой печи
2. Родники Комперия 1, 2, 3
3. Родник Экономический (Ласпи)
4. Родники На ЮВ склоне г.Мачук и Кочкун-лар
5. Родник У скал Тышлар (Под камнем)
_____________________________________
© SL, 2021 март
© SL, Моя коллекция родников Крыма
фото Ольги Сальниковой 9 января 2012 г.
фото Ольги Сальниковой 9 января 2012 г.