ДЛЯ ПРОЕКТА ЮРИЯ ЕЗЕРСКОГО "РОДНИКИ КРЫМА"
ИСТОЧНИК СВВ. КОСЬМЫ И ДАМИАНА (САВЛУХ-СУ),
бассейн балки Савлух-су
N 44°39'56.4''/E 34°16'14.5''/670 м над у.м./WGS-84

Источник свв. Косьмы и Дамиана (Савлух-су, Савлык-су) находится в Монастырской балке (балка Савлух-су) и вляется истоком одноименного ручья, правого притока реки Альмы.
Источник широко известен и многократно описан, т.к. находится на территории монастыря Святых Косьмы и Дамиана. Монастырь был основан в период 1853-57 гг при источнике, считавшемся целебным. В 1870-е годы над источником выстроена каменная часовня с образами Христа Спасителя, Божьей Матери и святых бессеребренников Космы и Дамиана. В 1913 году в годовщину 300-летия Дома Романовых часовня была перестроена и сохранилась до наших дней. Другие постройки, относившиеся к монастырю не сохранились. В настоящее время они частично восстановлены, но выглядят по-иному. Вода святого источника по водоводу отводится из-под часовни к декоративному фонтану и пользуется известностью у жителей Крыма, экскурсантов и православных паломников. Вода признана полезной для здоровья.

Более подробно о истории монастыря и о самом источнике можно прочитать в книжице "Косьмо-Дамиановский монастырь в Крыму. Исторический очерк". Составитель послушник Сергий (Тринитко), под редакцией игумена Никиты (Полтава).

В гидрологическом отчёте Н.А. Головкинского и на его схеме источников Синабдага и Бабугана 1893 года этот источник показан под № 109 - Савлух-су, главный источник монастыря Косьмы и Дамиана.
В настоящее время на учёте состоит под номером 736/554.

Источник и монастырь находятся на территории Крымского Природного Заповедника и, в то же время, являются экскурсионными и паломническими объектами. Автоэкскурсии регламентируются Администрацией КПЗ и сопровождаются гидами заповедника. Вход и нахождение на территории КПЗ возможны по пропускам, выданным Администрацией Заповедника.
Родник Савлук-су почитался и среди татарского населения. Они также, как и христиане, приходили сюда в надежде на исцеление от болезней и недугов.
"... Татары считают воду Савлух-Су лечебной без воздействия на неё Козьмы и Дамиана. Они, как и христиане, купаются в ледяном источнике, пыот воду, забирают её с собой. Но трудно узнать, на кого эта вода лучше действует: на христиан или мусульман".
Так размышлял в 1910 г. путешественник, писатель и натуралист Александр Чеглок (Усов) в своём сборнике "Красавица Таврида".

Когда-то около часовни с источником была и купальня для водопогружение. Из каменного резервуара в центре часовни, в который был заключен источник, вода стекала в большой деревянный бассейн, находившийся в закрытом помещении и служивший купальней для богомольцев. Купальня разделялась на две половины — мужскую и женскую. Купальня была построена стараниями купца Ивана Санютина в благодарность чудесного исцеления от недугов.
Император Николай II в своём дневнике за 1914 год оставил вот такую запись о посещении монастыря и источника:
"... 23-го мая. Пятница. Отличным утром в 10 час. поехал с дочерьми и почти всеми живущими в Ливадии — в Козмодемьянский монаст. По дороге подобрали буфетные вещи с застрявшего тяжеловоза и приехали туда к 12 час. Зашли в церковь и присутствовали на кратком молебствии. Затем дети и Аня, и я выкупались в студеном источнике".

Купальня и большинство других зданий монастыря были разрушены и сгорели в 1943 году во время фашистской оккупации монастыря.

В 2015 году часть воды источника была выведена за пределы монастырских ворот. Новый фонтан сложен из камня и оснащён тремя раздаточными трубками. В 2016 году рядом с ним устроена деревянная купальня с двумя отделениями.




Другие источники воды поблизости:
1. Исток Альмы, балка Бабуганка
2. Родник Иоана Богослова, балка Савлых-су
3. Родник в урочище Царские Ворота, балка Бабуганка
4. Родник Биюк-Сенон Нижний, балка Сары-су
5. Родник Сары-су Нижний, балка Сары-су
_____________________________________
© SL, 2012 октябрь, 2013 мая, дополнения 2016
© Топонимия и привязка к карте: Н.А. Головкинский, С.Д. Лялицкая



часовня над источником , постройка 1913 года (фото октябрь 2012)
очередь за святой водой у фонтана
первый фонтан после возобновления монастыря
карта-схема Н.А. Головкинского
страница отчёта 1893 года Н.А. Головкинского
часовня над источником , постройка 1913 года (фото 2013)
монастырские ворота и за ними купальня, часовня над источником и гостиница для паломников; фото 1890-х годов
схема территории монастыря 1908 (?) года: под № 4 - источник свв. Косьмы и Дамиана
год постройки новой часовни над источником
распределительный колодец на выходе из часовни
часовня над источником, постройка до 1891 год
В трудах Петра Ивановича Кёппена (Peter Koeppen), в одном из двух отчётов, опубликованных им на немецком языке в Записках Императорской Академии Наук* Санкт-Петербурга в 1841 году, родник фигурирует под номером 43 как исток Алмы. В отчёте 1838 года Uber die Temperatur von 130 Quellen der Taurischen Halbinsel/Температура 130 источников Таврического полуострова,/, читаем:
Ursprung der Alma.
43. Ssawluch-Ssu oder Ssauluk-ssu (Gesund-Wasser); den 6 (18) Sept. 1833 ……. 6°
Die Entfernung dieser Quelle von Korbekly betragt 11 oder 12 Werst; vom Beschujer Wege aber, namentlich von dem Aghys oder Aus-Chyre genannten Rucken, gegen 4 Werst. Am 1 (13) Juli, d. i. am Tage der hl. Kosma und Damian, kommt an dieser Quelle viel Volk zusammen, da hier Gottesdienst gehalten wird. Ein uber dem Quelle gebautes Obdach und daneben ein Schauer, sollen auf Kosten der Grafin Sophie Potocki durch Bujuk-Lambater Tataren aufgefuhrt sein.
--------------------------
* - MEMOIRES DE L'ACADEMIE IMPERIALE DES SCIENCES DE SAINT-PETERSBOURG.
SIXIEME SERIE. SCIENCES MATHEMATIQUES, PHYSIQUES ET NATURELLES. TOME IV, St. PETERSBOURG, 1841

Попытка перевести с немецкого:
Исток Алмы
43. Савлух-су или Саулук-су (Здоровая вода); 6 (18) сентября. 1833 ....... 6°
Удаление этого источника от Корбеклы составляет 11 или 12 верст; но от Бешуйской дороги, а именно от так называемого седла Агыс или Аус-хыр, около 4 верст.
1 (13) июля, т. е. в день св. Космы и Дамиана, к этому источнику приходит совместно много народу, так как здесь проводится богослужение. Над источником рядом с ним построены приют и навес, на средства графини Софии Потоцкой и возведённые благодаря татарам Биюк-Ламбата.
излишек воды, не идущий на фонтаны, сбрасывается в русло ручья Савлух-су
старая купальня; фото из книги 2003 г. послушника Сергия (Тринитко)