РОДНИК БЕШ-ТЕКНЕ, балка Беш-текне, бассейн р.Кача
N 44°42'55.0''/ E 33°54'16.2''/327 м над у.м./WGS-84
Фото 24 февраля 2018 года
Возможно, описываемый родник фигурирует в таблице 19 на стр. 123 сборника "Гидрогеология СССР", 1970 г., том 8 "Крым". Но при допущении, что в таблице искажено название горы Япынча-баир:
Ист. 170, Юго-восточнее г. Янынга-Баир, известняки, дебит 0,5 л/сек, дата замера 15.05.1963 г.
Повторное снятие координат:
- родник - N44 42 54.9 E33 54 16.5 / 320 м
- стена-перелив "Фонтана" - N44 42 54.1 E33 54 05.8 / 304 м
Другие источники воды поблизости:
___________________________________
© SL, 2016 февраль, 2018 февраль
© Топонимия, привязка к карте: И.Л. Белянский
Прямого пути из старого Бахчисарая в Предущельное нет. Целая серия балок и куэстообразных водоразделов преграждает путь даже пешеходу. Этот район приходится обходить либо с З, либо с В. В одной из таких балок находится родник Беш-текне. Попасть сюда из Бахчисарая удобно с востока.
Восточный путь идёт через родник Юсуф-чокрак и перевал Кая-арасы. На перекрёстке в верховье балки Кая-арасы нужно свернуть вправо и идти на Ю. С правой руки над сосновыми посадками возвышаются несколько вершин. Балку Беш-текне от Третьей балки (Учуджи-дере) отделяет гора Балы-коба и Япынча-баир. На следующем перекрёстке дорог надо свернуть вправо вниз, в верховье урочища Беш-текне. Дорога постепенно примет направление на З и приблизится к глубокому скалистому оврагу, заросшему дубом и грабинником.
Чтобы не пройти мимо родника, кто-то выложил на обочине стрелку из камней. Отсюда слышен шум текущей воды родника. От стрелки вниз идёт тропка. Выход родниковой воды прямо в тальвеге. Каптаж сложен из камней на бетоне. Слив через асбоцементную трубу. Есть сведения, что родник был оборудован работниками совхоза "Долинный". Когда-то в балке были совхозные поля и сады. А в ханские времена там была деревня Рамазан-сала.
Источник обозначен на верстовке ВТД 1890-х годов как Фонтан, но его точка смещена на З на 200 метров. Возможно, это связано с имеющейся здесь микро-запрудой. Может когда-то тут и фонтан был?
От родника левым бортом оврага косо вверх уходит заброшенная тропа. Не ходил по ней, но скорее всего она выведет в район старого орехового сада.
Родник наблюдался 21 февраля 2016 года. Очень хороший дебит. Отличная вода.
Любопытное совпадение, а может быть и нет, обнаружилось в сочинении турка Эвлия Челеби "Книга путешествия. Крым и сопредельные области", а точнее в переводе М. Б. Кизилова этого ценного исторического повествования. Челеби в 1666-1667 гг. отмечает наличие в Бахчисарае и окрестностях превосходных источников воды:
"О численности укрепляющих душу колодезей придорожных
В различных окрестных уголках находится сорок семь колодцев общественных, построенных за упокой души воинов, погибших в пустошах Кербелы. Это колодцы: Ислам Герей-хана, Сефер Гази-ага, аги татов Танбури Рамазан-ага, Алемшаха и другие колодези придорожные".
Разъяснения про татов и их страну Челеби даёт несколько позже:
"... Местность на юге Крыма за Чатырдагом, лежащая на побережье моря в эйалете каффенском, называется страной татов. В этой большой стране нет морозов и климат весьма приятен. Народ тамошний - это по большей части неверные греки и адом исторгнутые лазы.
Власть ханскую осуществляет в земле татов - ага, называемый ага татов".
Не связано ли поселение Рамазан-сала с неким предводителем татов, т.е. греков, по имени Рамазан Танбури?
Рамазан-сала(сы) многократно упоминается в ярлыках крымских ханов XVII века, выданных жителям Чуфут-Кале и затрагивающих права землепользования на местечки к югу от Чуфут-кале до Качи. Из ярлыков известно, что земли в этих местах принадлежали не только караимам Чуфут-кале, но и христианам из селения Кальен. Из перевода ярлыка 1610 года Джаны-Бек-Герай хана:
"Причина написания красноречивого, доставляющего счастье хаканского ярлыка и резон его тот, что прежде сего из жительствующих в (Чуфут-) Калэ иудеев, слуг Наших, Абрагиму Ходжаки в урочище, известном под именем Рамазан-Саласы, находящиеся загон и пастбище с посевами его, Юрги, Тодор и Василь-бек продали за двести акчэ, и он тогда получил в свои руки законное удостоверение".
Границей одних владений от других был некий пограничный камень Рамазан-саласы ...
Точка с верстовки "Фонт." действительно, чётко приходится на бетонную стенку с переливом, перегораживающую ток ручья. От родника до неё вода ручья течёт свободно. После перелива устроена небольшая запруда. К сожалению, в настоящее время всё это никому не нужно, заброшено, загажено и выглядит удручающе. Вода в водоеме не накапливается, все заросло камышом.
Вполне возможно, что когда-то здесь и впрямь был настоящий фонтан, радовавший вкусной водой усталого путника. Да и пять корыт (беш текне) если и были, то тоже тут, а не на самом роднике ...