Чуфут-Калэ, близ Бахчисарая, смотря на восток. 1834 г.
Никанор Григорьевич Чернецов (1805-1879).
Из альбома рисунков с видами Крыма и Кавказа 1834-1836 гг.
Бумага, перо. 18,3 x 31,3
Из коллекции Государственного Русского музея, Санкт-Петербург
---------
Проблему снабжения жителей крепости водой затрагивает в своих записках турецкий путешественник Эвлия Челеби ("Книга путешествия. 1666-1667". Перевод и комментарии Е.В. Бахревского. Симферополь, 1999 г.):
"... В этой крепости совсем нет ни рынка, ни базара, ни лавок, ни хана, ни бань, ни садов и виноградников, ни воды. Всю воду привозят на ослах снизу, из ущелья Хаджи. В древние времена были построены цистерны. Теперь они без употребления.
... Из этой Чуфут-кале вниз идет дорога в сад Ашлама, принадлежащий достославным ханам, эта дорога идет мимо родников в Эски Саладжик. Спуск тянется вниз на 4 тысячи шагов. Этот недостойный спустился там пешком и подсчитал шаги. Через 2 тысячи шагов, возле родников находится великая святая могила шейха Мансура Медини".
В этом описании имеется странная путаница в местоположении объектов. Очевидно, что ущелье Хаджи, это одно из названий балки Майрум-дере, находящейся к Ю от Чуфут-кале. А вот сады Ашлама, считается, находились к С в ущелье Ашлама-дере. Из караимской литературы известно, что воду возили с Ю подножия Чуфут-кале. Из текста Челеби выясняется, что родники были и в балке Ашлама-дере. Они снабжали водой летний ханский дворец Ашлама-сарай. Так в каком же ущелье и возле каких родников находилась "великая святая могила шейха Мансура Медини"? О каких цистернах пишет Челеби?
Русский путешественник А.Н. Демидов в своих записках "Voyage dans la Russie meridionale et la Crimee ..." (Paris, 1842) на странице 367 пишет про Deux fontaines - 2 фонтана:
"... Cependant nous montions par un etroit chemin sur le roc vif et glissant. Deux fontaines, situees sur le penchant de la montagne, fournissent les eaux necessaires a Tchioufout-Galeh; c'est pourquoi une procession continuelle d'anes et de mulets, charges de longues et tres-etroites barriques, descend et remonte tout le jour sur le sentier."
В издании 1853 г. "Путешествие в Южную Россию и Крым через Венгрию, Валахию и Молдавию, совершенное в 1837 году, Анатолием Демидовым", при переводе на русский язык "Deux fontaines" употреблено "двух источников", что не является ошибкой перевода:
"... Между тем мы продолжали взъезжать по каменистой, весьма скользкой тропинке. Жители Чиуфут-Галега пользуются водою из двух источников, вытекающих на скате горы. По этой причине, в продолжении целого дня, по горе беспрерывно движутся, то вверх, то вниз, целые вереницы лошаков и ослов, навьюченных длинными, очень узкими бочонками. Чиуфут-Галег виднелся в нескольких стах футах над нашими головами; домы его расположены у самого края пропасти; так что страшно смотреть на них."
Про легенду о шейхе Мансуре есть краткое упоминание в статье И.С. Журьяри "Поездка в ближайшие окрестности Бахчисарая", написанной для сборника ИТУАК №9 за 1890 год, стр. 111:
"В заключение считаю нелишним сообщить о следующих двух записанных мною в Бахчисарае легендах, из которых одна связана с татарским монастырём "Газы-Мансур", расположенным в долине Чуфут-Кале … Рассказывают, что упомянутый монастырь построил Хан Менгли Гирей на том самом месте, где были убиты и похоронены три дервиша: Газы-Мансур, Ших-Халим и Ших-Рамазан, явившиеся сюда с полчищами татар, с целью изгнать проживавшее в Чуфут-Кале население".
"В 1969-1975 годах Владимир Николаевич Гуркович, работавший тогда в Крымском краеведческом музее, на основе личной инициативы провел ряд экспедиций, тщательно обследовав остатки чудом сохранившихся мусульманских кладбищ. Он обнаружил кладбище Газы Мансур под Чуфут-Кале ..." - С.М. Червонная. Возвращение крымскотатарского народа: проблемы этнокультурного возрождения. Крымскотатарское национальное движение. Том 4: 1994-1997 годы. Под ред. М.Н. Губогло, М., 1997.
Сам же Гуркович поправляет Червоную:
"... Без ложной скромности горжусь, что мне в 1968–1969 гг. пришлось работать в Бахчисарайском музее ...
Из сказанного следует уточнить, что кладбище Газы Мансур обнаружил не я. Я первым сделал попытку научного описания руинированного некрополя. ... "
В настоящее время в комплекс азис Газы-Мансур входят: фонтан в стене, арка ворот, лестница на кладбище, могильные татарские надгробия, руины текие дервишей, сухой колодец и развалы межевых стен, ограждавшие территорию с запада и востока.
Очевидно, первоначально на месте какого-нибудь сада с колодцем появилось мусульманское кладбище - среди надгробий есть камни 1428-1438 гг. периода правления Хаджи-Гирая. Текие построено при его сыне Менгли-Гирае. Неизвестно, когда был построен фонтан в стене, к которому вода самотёком по гончарным трубам подводилась от монастырского источника в балке Кизиль-дерья (название см. С.А. Бейм "Память о Чуфут-кале", 1862). Скорее всего, постройка фонтана изначально не была связана с кладбищем и азисом: он был устроен для водоснабжения общины Чуфут-кале. Осмелюсь предположить, что единовременно было произведено каптирование источника и постройка от него двух водопроводов в монастырь под Успенскую скалу и в придорожный фонтан-стену. Трубки фонтана расположены на высоте, удобной для налива воды в емкости, притороченные к бокам осликов-водовозов.
В августе 1913 года состоялся визит Российского Императора Николая II, его сестры Ольги и дочерей Ольги, Татьяны и Анастасии в Бахчисарай, Чуфут-Кале и Успенский монастырь. В журнале "Караимское слово" №11-12, Вильно, 1914 г. было описано "Посещение Государем Императором Чуфут-Кале". Покидая крепость через ворота Кичик-Капу гости направились вниз. По пути изволили интересоваться историей караимов и нынешним их местопребыванием в Евпатории, причем объяснения имел счастье давать С.Э. Дуван. У нижнего Чуфут-Кальского фонтана Николай II выпил предложенную из него воду, а затем, простившись с принимавшими его караимами, отбыл через Бахчисарай в Ливадию.
Очевидно, речь шла о Караимском фонтане на роднике Карай-чокрак. В таком случае, верхним Чуфут-Кальским фонтаном нужно считать фонтан Газы-Мансур!!!
Нижняя дорога из Бахчисарая в Чуфут-кале пройдя мимо фонтанов Караимского и Газы-Мансур подходит к арке кладбищенских ворот и переходит на правый борт оврага. Вот как об этом описано в путеводителе "Крым" издания КОЕиЛП 1914 г. ("путеводитель Бумбера"):
"Дальше тропинка довольно круто поднимается влево к обитым железом воротам города. Около мостика через овраг вправо - лестница к "теккие", в котором похоронен мусульманский святой Газы-Мансур, по преданию, будто 6ы один из учеников Магомета. Влево круто поднимается тропинка к воротам города".
В 1929 году в сборнике ИТОИАЭ, том III (60) был опубликован отчёт У. Боданинского, Б. Засыпкина, О. Акчокраклы о раскопках мечети XIV века на Чуфут-кале в 1928-29 гг. Фонтан впервые поименован как Газы-Мансур. В отчёте есть любопытная информация о ремонте стены фонтана Газы-Мансур и о находках в 1927 году:
"... при внимательном просмотре надгробных памятников, хранящихся во дворе Бахчисарайского музея, наше внимание привлекли две мраморные капители (рис. 4, 5) прямоугольной формы, близкие по размерам к искомым нами для мечети в Чуфут-Кале. Эти две капители привезены в музей от подножья Чуфут-Кале и найдены в кладке позднейшего фонтана у могилы "Газы-Мансур", при его ремонте в 1927 г.
... При раскопках в мечети найдены осколки мрамора и среди них фрагменты от капителей с вполне идентичным материалом и техникой и трактовкой аканта, как у этих. Это также подтверждает наше предположение, что капители фонтана Газы-Мансур были раньше на плато Чуфут-Кале в мечети и каким-то образом оказались сброшенными с его утесов вниз ..."
Действительно, глядя на стену фонтана, замечаешь не только граффити, следы вандализма и неаккуратного ремонта, но и отсутствие каких-либо элементов мусульманской архитектуры. Интересно, как выглядел фонтан до изъятия из него капителей?! Почему их изъяли из стены?
Тогда же название попадает в путеводитель "Крым" КОЕиЛП 1929 г.:
За бывшей монастырской усадьбой - фонтан Газы-Мансур, от которого начинается подъём по довольно крутой тропе, идущей влево, на Чуфут-Кале. С правой стороны небольшое здание - это теккие (молитвенный дом), где похоронен мусульманский святой (азис) Газы-Мансур и где представляют интерес намогильные памятники второй половины XIV века (в ограде)".
В путеводителе Е. Вавилова и В. Дьякова "По горам Крыма", издание ОГИЗ, 1931 г. упоминаются 2 фонтана. Очевидно, речь идёт о Караимском фонтане и фонтане Гази-Мансур:
"... Начиная от Бахчисарая, наш путь, минуя окраины города, доходит до цыганского посёлка Салачик и свертывает вправо в ущелье Мерьям-дере, в котором, на месте бывш. Успенского монастыря, расположена колония Собеса. Здесь - интересная церковь и церковные службы, высеченные в отвесной скале. Дальше дорога, извиваясь в тени ореховой рощи, приводит к крытому водоему, у которого дорога раздваивается: одна идет вправо через ореховую рощу вверх и дальше к Тепе-Кермену, другая свертывает влево и, минуя два фонтана, круто взвивается вверх к развалинам старинного города Чуфут-Кале, расположенного на высоком плато...
... Boдой необходимо запастись у фонтана перед под'емом на Чуфут-Кале, так как дальше воды нет."
Через 40 лет в путеводителе 1971 г. "Туристские тропы Крыма" В.А. Махневой и Г.С. Сергеевой фонтан упоминается, но уже ничего не сказано о наличии воды:
"... Дорога уводит дальше на восток, мимо фонтана Газы-Мансур. Когда-то от него поднимались по горной тропе девушки с кувшинами, мужчины возили воду в бурдюках в город на высоком плато. Отсюда уже хорошо видны оборонительные стены Чуфут-Кале, и тёмные дыры пещер, расположенных в несколько ярусов. ..."
По слухам, фонтан Газы-Мансур действовал до 1960-70-х годов. Все последующие упоминания о фонтане как о недействующем. В путеводителе Е.В. Нагаевской "Бахчисарай" 1979 года: "... Пройдя мимо заброшенного фонтана Газы-Мансур, ...". В путеводителе 2004 г. "Пещерные города Крыма" А.Г. Герцена и О.А. Махневой-Чернец так описывают это место: "... Вначале подъёма по дну ущелья справа откроется выложенная тёсанным камнем ниша бывшего фонтана. В последние века существования города это был главный источник водоснабжения. Чуть дальше - полуразрушенная ограда с недавно реставрированным проемом ворот, ведущих к старому мусульманскому некрополю "Газы-Мансур".
Ю.И. Шутов в статье "Родники Джуфт Кале" на сайте караимского общества (2011 г.) рассказывает о гидротехнических сооружениях, которыми пользовались жители города-крепости и объясняет схему подвода воды к фонтану Газы-Мансур:
"... Замечательный родник Гази-Мансур находится на расстоянии около 200 м (по прямой) южнее малых ворот Кале. Выход родника приурочен к левому борту балки Марьям Дере. Сейчас - это жалкие обломки двух сухих трубок, торчащие из подпорной каменной стенки над дорогой к Кале. Чуть выше по балке находится одноименное старое мусульманское кладбище …
Обломки торчащих трубок - это конец водовода, ведущего от родника, расположенного около 350 м к юго-западу. Здесь устроен каптаж. От него современный водовод ведет к Успенскому монастырю. А прежде часть воды поступала по древнему водоводу из гончарных труб к искусственному роднику Гази Мансур".
Сейчас, водовод от Монастырского источника к фонтану вскрыт и демонтирован. На поверхности нет ни фрагментов керамических труб, ни металлических. Канава постепенно затягивается грунтом. Мне неизвестно, была ли это попытка возобновить подачу воды в фонтан и по какой причине она осталась незавершенной.
Большая часть водопровода к фонтану и сам источник находятся за пределами кладбищенского комплекса. Его границы показаны на карте-верстовке Военно-Топографического Депо Генштаба топосъёмки 1890-х годов.