Описание Чуфут-кале и проблемы снабжения жителей крепости водой затрагивает в своих записках турецкий путешественник Эвлия Челеби ("Книга путешествия. 1666-1667". Перевод и комментарии Е. В. Бахревского. Симферополь, 1999):
"... В этой крепости совсем нет ни рынка, ни базара, ни лавок, ни хана, ни бань, ни садов и виноградников, ни воды. Всю воду привозят на ослах снизу, из ущелья Хаджи. В древние времена были построены цистерны. Теперь они без употребления.
... Из этой Чуфут-кале вниз идёт дорога в сад Ашлама, принадлежащий достославным ханам, эта дорога идёт мимо родников в Эски Саладжик. Спуск тянется вниз на 4 тысячи шагов. Этот недостойный спустился там пешком и подсчитал шаги. Через 2 тысячи шагов, возле родников находится великая святая могила шейха Мансура Медини".
О фонтанах между Успенским скитом и Чуфут-Кале упоминается в крымских записок А.С. Грибоедова (Сочинения. Путевые записки. Глава VII "КРЫМ", 24 июня - 12 июля 1825 г.; ГИХЛ, М.-Л., 1959)
"6 июля. ... Опять в Бахчисарай; от него на восток ущельем вверх по Чурук-Су. Дома под навесом утесов. Минареты, куполы развалившихся баней. Вправо лощина врезана в ту же гору, которая с юга господствует над Бахчисараем. Сворачиваем туда; проехав немного, справа монастырь навис под горою и прилеплен в горе; лестница и церковь и корридоры высечены в камне, балкон пристроен снаружи и келейка, где старик со старушкою. Внизу надгробный памятник неизвестного, надпись русская сглажена. Оттуда ложбиною вверх, везде фонтаны, дорога влево, клином наверху Иосафатова долина в дубовой роще. Налево отвесная гора Чуфут-Кале, туда ведет лестница. Та же система укрепления, что в Мангупе. Оленье поле; на стремнине против монастыря остатки башни и стены.
... Чуфут-гора одна из меловых белых гор между Салгиром и Касикли-Узенем, подобно как Тепе, Черкес, Инкерман и Мангуп, и все они пещеристы. Кто этот народ и против кого окапывался к югу? Раббин говорит: хазары, которые прежде назывались готфами".
Шарл Монтандон, автор "Путеводителе для путешествующих ..." 1834 г., посещая Чуфут-кале, насчитал 4 фонтана, используемых караимами. Очень жаль, что их описание не приводится:
"... Продолжая идти по тому же ущелью, проходим около 4 фонтанов, куда приходят караимы за необходимой для своих нужд водой, её возят на спине осла или мула в бочках, длиной около туаза и всего 12-15 дюймов в диаметре, которые расположены вертикально по обеим сторонам седла особой формы. ..."
Ещё в двух источниках информации, помимо колодезя, упоминается фонтан, называемый нижним. Верхним, в таком случае, нужно считать фонтан при кладбище Газы-Мансур. В ежегоднике "Временник Императорского Московского Общества Истории и Древностей российских", Книга 24, 1856 г. публиковался рассказ Азарья-Бен-Ильягу в переводе А.С. Фирковича "События, случившиеся в Крыму в царствования Шагин-Гирей-хана". События происходили в 1777 году, в период борьбы Шагин-Гирея с Девлет-Гирей-ханом за крымский престол:
"... Между тем (в Марте месяце) Девлет-Гирей-Хан, желая ограбить Караимов, живущих в Чуфут-Кале, и монахов Успенского монастыря, взвел на них ложное подозрение, будто они нашли на земле монастырской сосуд, наполненный золотом, и приказал наполнить такой сосуд золотом и возвратить ему. Все наше Общество пришло в уныние, а жители монастырской обители были схвачены, и скованные брошены в заключение, и мучимы разными истязаниями, чтобы вынудить сознание, кто нашел этот клад. Причина такого подозрения основана была на том, что близ колодезя недалеко от нижнего фонтана, на расстояние 30 сажень от монастырской дороги, были брошены пустые старые сосуды, где и теперь еще находятся подобные сосуды в которые наливалось вино в дни празднества, когда собирался туда народ на богомолье; но сосуды эти ныне занесены песком. Один из них был выкопан из земли и сломан мальчиками, пасшими там скот. Эти обнаруженные обломки валялись, но никто не обращал на то внимания, потому что издавна можно было видеть даже целые сосуды в этом месте, как на поле так и на дороге. В несколько дней дошло это дело до Хана, который, предвидя, что не удержится на престоле и нуждаясь в деньгах, искал придирок. Этот случай благоприятствовал его замыслам. Вскоре он прислал трех из своих высших чиновников в Чуфут-Кале. Ворота города заперлись и общество собралось в доме Караима Рабби Вениямина, бывшего тогда тоже сановником при Ханском дворе; чиновники объявили волю Хана, чтобы Караимы наполнили сказанный сосуд золотом. Сосуд этот мог вместить в себе около 100 ок воды. Мы не знали что делать; потому что если бы отдали все свое имущество, то и тогда не были бы в состоянии выплатить тысячную долю этой суммы. При такой невозможности все общество просило помилования у этих чиновников, доказывая свою невинность и невероятность этой находки в месте, отдаленном от нашей границы. Но они отвечали на наши просьбы гордо и неучтиво, грозя надеть на всех железные оковы, в случае отказа возвратить найденный нами клад. Но слава Богу, что не оставил нас без покровителей и защитников: знаменитый наш Гахам, Ханский сановник, Вениямин Ага, предстал пред Ханом в качестве посредника и выпросил согласия его на сумму 1200 груш (род татарской монеты), которую выдало наше общество, пожертвовав всякой по своему состоянию. Монахи тоже должны были внести 1000 груш, после чего были освобождены из заточения".
В августе 1913 года состоялся визит Российского Императора Николая Второго, его сестры Ольги и дочерей Ольги, Татьяны и Анастасии в Бахчисарай, Чуфут-Кале и Успенский монастырь. В журнале "Караимское слово" было описано "Посещение Государем Императором Чуфут-Кале". Покидая крепость через ворота Кичик-Капу гости направились вниз. По пути гости изволили интересоваться историей караимов и нынешним их местопребыванием в Евпатории, причем объяснения имел счастье давать С.Э. Дуван. У нижнего Чуфут-Кальского фонтана Николай II выпил предложенную из него воду, а затем, простившись с принимавшими его караимами, отбыл через Бахчисарай в Ливадию.
Какие-то два фонтана упоминаются в путеводителе Е. Вавилова и В. Дьякова "По горам Крыма", издание ОГИЗ, 1931 г. Очевидно, речь снова идёт о Караимском фонтане и пристенном кладбищенском фонтане Газы-Мансур:
"... Начиная от Бахчисарая, наш путь, минуя окраины города, доходит до цыганского посёлка Салачик и свертывает вправо в ущелье Мерьям-дере, в котором, на месте бывш. Успенского монастыря, расположена колония Собеса. 3десь - интересная церковь и церковные службы, высеченные в отвесной скале. Дальше дорога, извиваясь в тени ореховой рощи, приводит к крытому водоему, у которого дорога раздваивается: одна идет вправо через ореховую рощу вверх и дальше к Тепе-Кермену, другая свертывает влево и, минуя два фонтана, круто взвивается вверх к развалинам старинного города Чуфут-Кале, расположенного на высоком плато..."
В настоящее время за источником, питавшем Караимский фонтан закрепилось название Карай-чокрак. Первоисточниками этого гидронима являются статьи Ю.А. Полканова и Ю.И. Шутова "Открытие подземного хода у стен древней крепости Чуфут-кале (Джуфт-кале). В альманахе "Москва-Крым" №3 в 2001 г. читаем:
"... Старейшины караимов помнят о доставке питьевой воды в крепость через Восточные ворота из фонтана Юсуф-Чокрак и через Малые ворота по Эшэк-йол (Ослиной тропе) из источника Карай-Чокрак и фонтана Гази-Мансур".
Ю.И. Шутов в другой статье "Родники Джуфт-Кале" рассказывает одновременно о двух родниках Марьям-дере: о роднике питающем Успенский монастырь и фонтан Газы-Мансур и о роднике Карай-чокрак:
"... Геологическое строение как массива с крепостью, так и рядом расположенного, имеет одинаковые черты. Сверху залегают породы мелового и палеогенового отделов. Мшанковые и перекристаллизованные известняки датского и инкерманского ярусов подстилают песчанистые известняки маастрихта. Верхняя толща водосодержащая, нижняя - водоупорная. На их контакте и выходит источник, снабжающий ныне водой монастырь, а в прошлом и Гази Мансур.
Если спуститься от Гази Мансура в балку Марьям Дере и пройти вниз по руслу около 50 м, встретим еще один родник, когда-то снабжавший крепость - источник Карай Чокрак. Тонкая струйка выбивается из левого подножья склона и в нескольких десятках метров вниз по руслу исчезает в наносах. К сожалению, выход воды здесь не оборудован каптажом, и вода загрязняется листьями и землей. Родник скрыт от посторонних глаз вековыми орехами. Сонное бормотанье струй, напоминает о некогда бурной, а чаще мирной жизни крепости, нависшей над источником".
Признаюсь честно, я раньше ошибочно считал, что полуразвалившаяся кладка Караимского фонтана и родник Карай-чокрак, это одно и тоже. В начале 1990-х годов мне один раз довелось пользоваться водой этого фонтана. Направляясь в крепость, наша группа сделала остановку на Красной поляне (возможно, от названия "Кизиль-дерья", см. С.А. Бейм "Память о Чуфут-Кале"). Помню, как долго набирали воду, текущую из тонкой трубки в стенке фонтана. Кажется, что тогда фонтан утопал в зарослях ожины и ломоноса. Совсем не помню, как он выглядел в 1997, 1998 и 2007 гг. потому что тогда воды уже не было ...
В феврале 2016 г. я снова побывал здесь. Печальное зрелище представляют все фонтаны, стоящие на водоотводах от обеих родников: и Караимский фонтан, и фонтан перед кладбищем Газы-Мансур, и придорожный фонтан на монастырском водопроводе. Боги давно покинули это место. Вместо них пришли торгаши сувенирами ...