ДЛЯ ПРОЕКТА ЮРИЯ ЕЗЕРСКОГО "РОДНИКИ КРЫМА"
РОДНИК КАРАЙ-ЧОКРАК И НИЖНИЙ ФОНТАН ПОД ЧУФУТ-КАЛЕ, окрестности Бахчисарая
фонтан - N 44°44'24,4''/E 33°54'59,8''/333 м над у.м./WGS-84
родник - N 44°44'23,6''/E 33°55'05,4''/365 м

ДОПОЛНИТЕЛЬНО СМОТРИТЕ СТРАНИЧКИ  МОНАСТЫРСКИЙ ИСТОЧНИК И ФОНТАН В УСПЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ

Cообщение об источнике, питающем Караимский фонтан под Чуфут-Кале, есть в статьях Петра Ивановича Кёппена (Peter Koppen).
Первый раз он рассказывает о нём в очерке "Baktschisaraj zur Zeit der Cholera, 1830" опубликованном в журнале "Русский Меркурий" в 1831 г.:
"Die auf dem Baktschisaraj'schen Stadtgebiete befindliche obere Quelle in der Schlucht von Tschufut-Kale soll vor etwa anderthalb Jahrhunderten auf Kosten eines Vorfahren des jetzigen Bürgers Schamoil (Samuel) Karasos' errichtet worden sein. Nach dessen Ableben sorgten für die Erhaltung dieser Fontaine seine Nachkommen, bis eine große Reparatur derselben nöthig wurde, wozu der genannte Karasos‘ nicht die erforderlichen Mittel hatte. Dies bewog 10 Bürger von Tschufut-Kale ein paar tausend Rubel zusammen zu schießen um die Fontaine aufs neue wieder herzustellen."
Это можно перевести так:
Верхний источник в ущелье Чуфут-Кале, расположенного в округе города Бакчисарая, предположительно был обустроен около полутора столетия назад за счет одного из предков нынешнего гражданина Шамоиля (Самуэля) Карасоса. После его смерти о сохранении этого фонтана заботились его потомки до тех пор, пока не возникла необходимость в его большом ремонте, на что у названного Карасоса не было необходимых средств. Это побудило 10 жителей Чуфут-Кале собрать несколько тысяч рублей, чтобы восстановить фонтан заново.
Второй раз родник фигурирует под номером 40 в одном из двух отчётов на немецком языке в Записках Императорской Академии Наук* Санкт-Петербурга в 1841 году. В отчёте 1838 год "Uber die Temperatur von 130 Quellen der Taurischen Halbinsel"/О температуре 130 источников Таврического полуострова,/ читаем:
Tschufút-Kalé (Nordl. Breite 44° 44'; Oestl. Länge 52° 42')
40. Quelle in der Schlucht; den 14 (26) Sept. 1833 . . . . . . . . . . 9°
Diese Quelle, aus der sich die Burgbewohner (die Karaimen) das nötige Wasser auf Mauleseln herauf schaffen, soll vor wenigstens anderthalb Jahrhunderten auf Kosten eines Vorfahren des jetzigen Bürgers Schamoil (Samuel) Karasos gefasst worden seyn. Nach dessen Ableben sorgten seine Nachkommen für die Erhaltung dieser Fontaine, bis eine bedeutende Reparatur derselben nötig wurde, wozu der genannte Karasos nicht die erforderlichen Mittel hatte. Diese bewog 10 Bürger von Tschufút-Kalé ein paar tausend Rubel zusammen zu schiessen, um die Fontaine aufs Neue herzustellen.
В переводе:
Чуфу́т-Кале́ (Сев. широта 44° 44'; Вост. долгота 52° 42') **
40. Источник в ущелье; 14 (26) сентября 1833 . . . . . . . . . . 9°
Этот источник, из которого жители крепости (караимы) на мулах доставляют себе наверх необходимую воду, был обустроен около полутора столетия назад за счет предка современного гражданина Шамоиля (Самуэля) Карасосад). После его смерти его потомки заботились о сохранении этого Фонтана до тех пор, пока не понадобился значительный ремонт, к чему у упомянутого Карасоса не было необходимых средств. Он побудил 10 граждан Чуфу́т-Кале́, чтобы они сообща потратили несколько тысяч рублей на установку Фонтана заново.
--------------------------
* - MEMOIRES DE L'ACADEMIE IMPERIALE DES SCIENCES DE SAINT-PETERSBOURG. SIXIEME SERIE. SCIENCES MATHEMATIQUES, PHYSIQUES ET NATURELLES. TOME IV, St. PETERSBOURG, 1841
** - очевидно, Кёппен приводит долготу от нулевого меридиана Ферро.

По мнению Вячеслава Ельяшевича и Михаила Кизилова в тексте Кёппена допущена опечатка: фамилия караима не Карасос, а Каракоз. Из хроник Чуфут-Кале известно, что Самуил Каракоз жил в Чуфут-кале на рубеже XVIII-XIX веков.

Я попробовал собрать из литературных источников прошлого разрозненные сведения об этом источнике воды, которым пользовались жители Чуфут-кале.
Картографический первоисточник: родник под крепостью Чуфут-кале показан на карте-схеме Бахчисарая и его окрестностей 1775 года и обозначен буквой S. В экспликации на этот фрагмент карты поясняется: S - колодезь пресной воды из коего весь сей город довольствуется. Замечу, что в традиции российского водопользования того времени колодезями назывались собственно ключи и родники.
В поисках выхода воды родника Карай-чокрак пришлось спуститься в овраг от стены фонтана Газы-Мансур. Пройдя метров 50-70 по зарослям крапивы, обнаружился глухой новенький бетонный колодец, тщательно засыпанный землёй. Он находится на левом борту под большим деревом.
Из колодца вода отводится вниз по руслу сочлененными трубами D=50 мм в старую чугунно-фаянсовую ванну, откуда свободно изливается. Дебит на выходе не большой, но вполне преемлемый для снабжения водой небольшого фонтана.
Каких-либо признаков былого обустройства места выхода воды или спуска к нему с дороги я не заметил. Но выше этого места овраг перегораживается кладка старых каменных блоков. Возможно, это граница былого межевания или огорожа источника воды от скота.
Описание Чуфут-кале и проблемы снабжения жителей крепости водой затрагивает в своих записках турецкий путешественник Эвлия Челеби ("Книга путешествия. 1666-1667". Перевод и комментарии Е. В. Бахревского. Симферополь, 1999):
"... В этой крепости совсем нет ни рынка, ни базара, ни лавок, ни хана, ни бань, ни садов и виноградников, ни воды. Всю воду привозят на ослах снизу, из ущелья Хаджи. В древние времена были построены цистерны. Теперь они без употребления.
... Из этой Чуфут-кале вниз идёт дорога в сад Ашлама, принадлежащий достославным ханам, эта дорога идёт мимо родников в Эски Саладжик. Спуск тянется вниз на 4 тысячи шагов. Этот недостойный спустился там пешком и подсчитал шаги. Через 2 тысячи шагов, возле родников находится великая святая могила шейха Мансура Медини".

О фонтанах между Успенским скитом и Чуфут-Кале упоминается в крымских записок А.С. Грибоедова (Сочинения. Путевые записки. Глава VII "КРЫМ", 24 июня - 12 июля 1825 г.; ГИХЛ, М.-Л., 1959)
"6 июля. ... Опять в Бахчисарай; от него на восток ущельем вверх по Чурук-Су. Дома под навесом утесов. Минареты, куполы развалившихся баней. Вправо лощина врезана в ту же гору, которая с юга господствует над Бахчисараем. Сворачиваем туда; проехав немного, справа монастырь навис под горою и прилеплен в горе; лестница и церковь и корридоры высечены в камне, балкон пристроен снаружи и келейка, где старик со старушкою. Внизу надгробный памятник неизвестного, надпись русская сглажена. Оттуда ложбиною вверх, везде фонтаны, дорога влево, клином наверху Иосафатова долина в дубовой роще. Налево отвесная гора Чуфут-Кале, туда ведет лестница. Та же система укрепления, что в Мангупе. Оленье поле; на стремнине против монастыря остатки башни и стены.
... Чуфут-гора одна из меловых белых гор между Салгиром и Касикли-Узенем, подобно как Тепе, Черкес, Инкерман и Мангуп, и все они пещеристы. Кто этот народ и против кого окапывался к югу? Раббин говорит: хазары, которые прежде назывались готфами".
Шарл Монтандон, автор "Путеводителе для путешествующих ..." 1834 г., посещая Чуфут-кале, насчитал 4 фонтана, используемых караимами. Очень жаль, что их описание не приводится:
"... Продолжая идти по тому же ущелью, проходим около 4 фонтанов, куда приходят караимы за необходимой для своих нужд водой, её возят на спине осла или мула в бочках, длиной около туаза и всего 12-15 дюймов в диаметре, которые расположены вертикально по обеим сторонам седла особой формы. ..."
Ещё в двух источниках информации, помимо колодезя, упоминается фонтан, называемый нижним. Верхним, в таком случае, нужно считать фонтан при кладбище Газы-Мансур. В ежегоднике "Временник Императорского Московского Общества Истории и Древностей российских", Книга 24, 1856 г. публиковался рассказ Азарья-Бен-Ильягу в переводе А.С. Фирковича "События, случившиеся в Крыму в царствования Шагин-Гирей-хана". События происходили в 1777 году, в период борьбы Шагин-Гирея с Девлет-Гирей-ханом за крымский престол:
"... Между тем (в Марте месяце) Девлет-Гирей-Хан, желая ограбить Караимов, живущих в Чуфут-Кале, и монахов Успенского монастыря, взвел на них ложное подозрение, будто они нашли на земле монастырской сосуд, наполненный золотом, и приказал наполнить такой сосуд золотом и возвратить ему. Все наше Общество пришло в уныние, а жители монастырской обители были схвачены, и скованные брошены в заключение, и мучимы разными истязаниями, чтобы вынудить сознание, кто нашел этот клад. Причина такого подозрения основана была на том, что близ колодезя недалеко от нижнего фонтана, на расстояние 30 сажень от монастырской дороги, были брошены пустые старые сосуды, где и теперь еще находятся подобные сосуды в которые наливалось вино в дни празднества, когда собирался туда народ на богомолье; но сосуды эти ныне занесены песком. Один из них был выкопан из земли и сломан мальчиками, пасшими там скот. Эти обнаруженные обломки валялись, но никто не обращал на то внимания, потому что издавна можно было видеть даже целые сосуды в этом месте, как на поле так и на дороге. В несколько дней дошло это дело до Хана, который, предвидя, что не удержится на престоле и нуждаясь в деньгах, искал придирок. Этот случай благоприятствовал его замыслам. Вскоре он прислал трех из своих высших чиновников в Чуфут-Кале. Ворота города заперлись и общество собралось в доме Караима Рабби Вениямина, бывшего тогда тоже сановником при Ханском дворе; чиновники объявили волю Хана, чтобы Караимы наполнили сказанный сосуд золотом. Сосуд этот мог вместить в себе около 100 ок воды. Мы не знали что делать; потому что если бы отдали все свое имущество, то и тогда не были бы в состоянии выплатить тысячную долю этой суммы. При такой невозможности все общество просило помилования у этих чиновников, доказывая свою невинность и невероятность этой находки в месте, отдаленном от нашей границы. Но они отвечали на наши просьбы гордо и неучтиво, грозя надеть на всех железные оковы, в случае отказа возвратить найденный нами клад. Но слава Богу, что не оставил нас без покровителей и защитников: знаменитый наш Гахам, Ханский сановник, Вениямин Ага, предстал пред Ханом в качестве посредника и выпросил согласия его на сумму 1200 груш (род татарской монеты), которую выдало наше общество, пожертвовав всякой по своему состоянию. Монахи тоже должны были внести 1000 груш, после чего были освобождены из заточения".
В августе 1913 года состоялся визит Российского Императора Николая Второго, его сестры Ольги и дочерей Ольги, Татьяны и Анастасии в Бахчисарай, Чуфут-Кале и Успенский монастырь. В журнале "Караимское слово" было описано "Посещение Государем Императором Чуфут-Кале". Покидая крепость через ворота Кичик-Капу гости направились вниз. По пути гости изволили интересоваться историей караимов и нынешним их местопребыванием в Евпатории, причем объяснения имел счастье давать С.Э. Дуван. У нижнего Чуфут-Кальского фонтана Николай II выпил предложенную из него воду, а затем, простившись с принимавшими его караимами, отбыл через Бахчисарай в Ливадию.
Какие-то два фонтана упоминаются в путеводителе Е. Вавилова и В. Дьякова "По горам Крыма", издание ОГИЗ, 1931 г. Очевидно, речь снова идёт о Караимском фонтане и пристенном кладбищенском фонтане Газы-Мансур:
"... Начиная от Бахчисарая, наш путь, минуя окраины города, доходит до цыганского посёлка Салачик и свертывает вправо в ущелье Мерьям-дере, в котором, на месте бывш. Успенского монастыря, расположена колония Собеса. 3десь - интересная церковь и церковные  службы, высеченные в отвесной скале. Дальше дорога, извиваясь в тени ореховой рощи, приводит к крытому водоему, у которого дорога раздваивается: одна идет вправо через ореховую рощу вверх и дальше к Тепе-Кермену, другая свертывает влево и, минуя два фонтана, круто взвивается вверх к развалинам старинного города Чуфут-Кале,  расположенного на высоком плато..."

В настоящее время за источником, питавшем Караимский фонтан закрепилось название Карай-чокрак. Первоисточниками этого гидронима являются статьи Ю.А. Полканова и Ю.И. Шутова "Открытие подземного хода у стен древней крепости Чуфут-кале (Джуфт-кале). В альманахе "Москва-Крым" №3 в 2001 г. читаем:
"... Старейшины караимов помнят о доставке питьевой воды в крепость через Восточные ворота из фонтана Юсуф-Чокрак и через Малые ворота по Эшэк-йол (Ослиной тропе) из источника Карай-Чокрак и фонтана Гази-Мансур".
Ю.И. Шутов в другой статье "Родники Джуфт-Кале" рассказывает одновременно о двух родниках Марьям-дере: о роднике питающем Успенский монастырь и фонтан Газы-Мансур и о роднике Карай-чокрак:
"... Геологическое строение как массива с крепостью, так и рядом расположенного, имеет одинаковые черты. Сверху залегают породы мелового и палеогенового отделов. Мшанковые и перекристаллизованные известняки датского и инкерманского ярусов подстилают песчанистые известняки маастрихта. Верхняя толща водосодержащая, нижняя - водоупорная. На их контакте и выходит источник, снабжающий ныне водой монастырь, а в прошлом и Гази Мансур.
Если спуститься от Гази Мансура в балку Марьям Дере и пройти вниз по руслу около 50 м, встретим еще один родник, когда-то снабжавший крепость - источник Карай Чокрак. Тонкая струйка выбивается из левого подножья склона и в нескольких десятках метров вниз по руслу исчезает в наносах. К сожалению, выход воды здесь не оборудован каптажом, и вода загрязняется листьями и землей. Родник скрыт от посторонних глаз вековыми орехами. Сонное бормотанье струй, напоминает о некогда бурной, а чаще мирной жизни крепости, нависшей над источником".

Признаюсь честно, я раньше ошибочно считал, что полуразвалившаяся кладка Караимского фонтана и родник Карай-чокрак, это одно и тоже. В начале 1990-х годов мне один раз довелось пользоваться водой этого фонтана. Направляясь в крепость, наша группа сделала остановку на Красной поляне (возможно, от названия "Кизиль-дерья", см. С.А. Бейм "Память о Чуфут-Кале"). Помню, как долго набирали воду, текущую из тонкой трубки в стенке фонтана. Кажется, что тогда фонтан утопал в зарослях ожины и ломоноса. Совсем не помню, как он выглядел в 1997, 1998 и 2007 гг. потому что тогда воды уже не было ...
В феврале 2016 г. я снова побывал здесь. Печальное зрелище представляют все фонтаны, стоящие на водоотводах от обеих родников: и Караимский фонтан, и фонтан перед кладбищем Газы-Мансур, и придорожный фонтан на монастырском водопроводе. Боги давно покинули это место. Вместо них пришли торгаши сувенирами ...
''План столичного в Крыму города Бахчисарая до города Кирк-ерт'' 1775 года из архива Генерального штаба и Адмиралтейства
Красная поляна на пути из Успенского монастыря в Чуфут-кале
общий вид на Караимский фонтан на правом борту балки Марьям-дере
Караимский фонтан, вид спереди
две сухие трубки в обвалившемся фасаде фонтана
вода подводилась по трубе и перекрывалась вентилем
Караимский фонтан, вид сбоку
угол перекрытия колодца, обтянутого ПЭ плёнкой
отводящая труба
Координаты колодца на месте Карай-чокрака почти точно совпадают с его местоположением на одной из карт Генштаба ВС СССР.
Если на карту дополнительно нанести точки, соответствующие древнему вертикальному колодцу Тик-кую и входу в наклонную подземную галерею (платный экскурсионный объект "Оникс-Тура"), то окажется, что от Карай-чокрака до ствола колодца Тик-кую всего 110 метров. Такая близость невольно наводит на мысль, что древние строители просто-напросто не успели довести до конца хитроумный план по перехвату воды источника Карай-чокрак недобитой штольней ...


Уникальная видеосъёмка Романа Новикова (dakos), которому повезло заснять работающий выход родника Карай-чокрак в сентябре 2011 г.
ФОТО НОЯБРЬ 2017 г.
Активное монастырское строительство добралось до верховий оврага Марьям-дере. Руины Караимского фонтана совпали с линией строящейся подпорной стены "коровьей тропы" в русле оврага, по которой гоняют монастырских коров, и их снесли. Из земли торчит огрызок старой железной трубы, по которой вода шла из Карай-чокрака.
ванна в качестве накопителя
хороший дебит!!!
пандус для загона коров в овраг
на этом месте были руины Караимского фонтана
всё та же ванна
старая труба от Карай-чокрака
вид из русла оврага в сторону туристической дороги на Чуфут-кале
родник Карай-чокрак на карте Генштаба - координаты сняты на местности
ДОПОЛНЕНИЕ МАРТ 2023 г.
Вода Карай-чокрака теперь отводится по трубе к той же ванне, которая теперь тоже в монастырской собственности. Она перенесена за каменный забор, завершающийся воротами.
Больших трудностей, воспользоваться этой водой, пока нет.
Караимский фонтан на фрагменте старого плана
6 марта 2023 г. из отводящей трубы взяты пробы воды для статистической таблицы на сайте Юрия Езерского "Неизвестный Крым":
- водородный показатель рН = 7,8 - слабо щелочная (щелочная 7,1-14,0);
- скачущий показатель TDS = 354 ppm ("сухой остаток" в parts per million);
- температура воды 10° C.

ПРОДОЛЖЕНИЕ: СМ. СТРАНИЧКУ  ФОНТАН И КОЛОДЕЦ ГАЗЫ-МАНСУР


Другие источники воды поблизости:
1. Фонтан в Успенском монастыре
2. Монастырский источник в овраге Кизиль-дерья
3. Фонтан и колодец на кладбище Газы-Мансур (недействующие)
4. Фонтан Юсуф-чокрак (пересохший)
5. Родник в Гроте Черепаха
6. Родник в Большом Гроте Кыз-кермен (пересыхающий)
7. Родник Беш-текне
__________________________________
© SL, 1990-1998, 2005 май, 2007 июнь, 2016 февраль, 2017 ноябрь, 2023 март
© SL, Моя коллекция родников Крыма