ИСТОЧНИК СВ. АНАСТАСИИ, 4-й грот п/г Качи-кальен
N 44°41'39.5''/ E 33°53'07.2''/336 м над у.м./WGS-84
Немало исторических сведений о Качи-кальене оставили в своих работах историки, краеведы и археологи. Попутно в них встречаются скупые сведения о целебном роднике св. Анастасии.
П.И. Кеппен в Крымском сборнике "О древностях южного берега Крыма и гор Таврических" 1837 года на стр. 306-307 писал:
"... Полюбовавшись долиною, поклонившись Св. Анастасии, соберитесь с силами, идите вверх к её колодцу. Дело не легкое; но то, что вы там найдете, по преодолении всех затруднений и некоторых опасностей вознаградит вас за необычный подвиг. Взобравшись по осыпям горы до её скалистой вершины, вы чрез ворота в стене входите в обитель чудес. Тут, мимо скал, из коих на одной изсечен крест, вы достигаете пещер... В верхнем из этих этажей, выдолбленном полукружием длиною в 110 шагов, находится достопримечательный источник, обращенный в колодезь и называемый колодцем Св. Анастасии, или просто Святою водою".
В другом отчёте П.И. Кеппена на немецком языке Über die Temperatur von 130 Quellen der Taurischen Halbinsel /О температуре 130 источников Таврического полуострова/, написанном позже в 1838 г.:
Katschí-Kaljón oder das sogenannte Chfízkij’sche Thal.
42. Born der hl. Anastasia, oder das heilige Wasser; von den Tataren Ssuúk-Ssu (Kalt Wasser) genannt; den 14 (26) Sept. 1833, um 3 Uhr Nachmittags, bei +16° R. und bewölktem Himmel ......... 10°
Diese Quelle befindet sich in der obersten der, über einander in den hohen Fels gehauenen und nach aussen offenen, Höhlen, innerhalb einer einstmaligen Befestigung, über der vor einigen Jahren durch den Hofrath Chfizkij erbauten Kirche (S. meinen Крымскiй сборникъ, S.307).
Перевод:
Качи́-Кальё́н или так называемая Долина Хфи́цкого.
42. Источник св. Анастасии, или святая вода; у татар Суук-Су (Холодная вода) называемый; 14 (26) сентября 1833, в 3 часа второй половины дня, при +16° R. и облачном небе ......... 10°. Этот источник находится в высокой скале с выдолбленными и наружу открытыми пещерами, в пределах старого укрепления, над построенной несколько лет назад советником Хфицким церковью (см. мой Крымский сборник, стр. 307).
Речь идёт о надворном советнике Якове Алексеевиче Хвицком*. В 40-х годах XIX в., владелец села Анастасьевка* помещик Хвицкий, возобновляет церковь, высеченную в обломке скалы у дороги. В последствии, не в силах её содержать, он отказывается в пользу Успенского скита. По каким-то причинам передача затягивается и алчные церковники начинают его преследование. Перипетии этого дела описаны в очерке М.В. Сухарева "Обустройство православных монастырей в Крыму в 50-е гг. XIX в." // Культура народов Причерноморья. №6. стр. 213-217, Симферополь, 1999.
В издании "Статистико-хронологическо-историческое описание Таврической епархии" 1872 г., составленном кафедральным протоиереем Михаилом Родионовым есть краткое упоминание о Я.А. Фицком:
"Качкалион - Симферопольского уезда, по речке Каче. Так называется имение покойного помещика Я.А. Фицкаго, в нём устроена каменная 2-х-престольная домовая церковь во имя Св. Анастасии Узорешительницы и приписана к Бахчисарайскому Успенскому скиту, особых прихожан и причта не имеет, а служат в ней по временам Бахчисарайские иеромонахи из скита."
Второй вариант написания фамилии - Фицкий, дал основу для некоторых топонимов данной местности: Фитцкова долина, Фыцкин-кая-баш.