ДЛЯ ПРОЕКТА ЮРИЯ ЕЗЕРСКОГО "РОДНИКИ КРЫМА"
РОДНИК САРЫ-БИЙ (САРАБЕЙ), балка Ак-су-дере, бассейн р.Кача
N 44°43'19.6''/ E 33°56'58.6''/265 м над у.м./WGS-84

Восточные склоны возвышенностей Чуфут-кале и Тепе-Кермен изрезаны верховьями оврагов, образующих балку Сарабей. Её правое верховье называется Большой Сарабей, а левое - Кампалык. В средней части правого верховья имеется каптированный источник Сары-бий (Сарабей). Широкую известность в кругах туристов родник получил после выхода в 2002 году карты, а в последующем и атласа с указанием новых турмаршрутов и турстоянок. На базе родника была устроена стоянка Сарабей. Правда, не обошлось без картографической ошибки ...
За последние годы каптаж Сары-бия претерпел несколько перестроек, связанных с тем, что вода подмыла основание каптажа со стороны фасада и изливалась наружу из-под него. На туристическом форуме "Мангуп" есть старое фото октября 2008 года. Видна сливная труба по центру фасада. Но из неё вода уже не течет!
На последующих фото можно проследить все трансформации, произведённые силами ГП «Бахчисарайское лесное хозяйство» в 2012-13 гг.
Сначала на карте т/стоянку привязали к седловине между северным подъёмом на Тепе-кермен и скалами Хуцгун-бурун. Вот как прокомментировал эту ошибку сотрудник КСС Бахчисарая С.В. Семенюк на турфоруме "МАНГУП" в 2006 г.:
"Обозначение т.с. "Сарабей" на картах-пятисотках - это один из многочисленных ляпов составителей карты. На самом деле, родник Сарабей находится приблизительно в 2-х км на ЮВ от обозначенного на картах места, в лощине Кампалык. Попасть к нему можно если спускаться с перемычки между Тепе и Чуфутом по дороге через сосну до дна лощины и по дну повернуть направо. По дну этой балки в 97 г. прошел сель и дорогу размыло. Справа от остатков этой дороги будет бетонный каптаж с трубой. От него постоянно течёт ручей. На противоположном склоне - место отдыха со столом и скамейками - вот это место и есть искомый вами Сарабей.
... дорога, указанная на карте проходит не по самому дну балки, метрах в 10-15 выше, по левому склону. А по дну балки, параллельно ей, идет тропа. С дороги родник можно не увидеть, а с тропы - он рядом".
Родник на картах: 1) карта времён СССР, с указанием каптированного родника не там, где он на самом деле; 2) километровка РККА 1941 г. на топооснове верстовки 1890-х годов.
верстовка 1890-х и километровка 1941 г.
вода выходит из-под каптажа, труба сухая
вода выходит из-под каптажа, декабрь 2009
1-й ремонт - под пробой подведена пластиковая труба
2-й ремонт - после нового пробоя воды
31 мая 2016 - вода подмыла новый деревянный водослив
указатель маршрута 92 на спуске  с пер. Тепе-кермен
31 мая 2016 - угол каптажа с прорехой для воды
указатель на пересечении маршрута 92 с родниковым оврагом
общий вид родника Сары-бий 31 мая 2016 г.
одна из полян т/с Сарабей
канава арыка - вид в сторону с. Кудрино
Ручей родника Сарабей течет до слияния оврагов Большой Сарабей и Кампалык по коренному руслу. На картах 1817, 1836 и 1855 гг. балка после слияния двух верховий называется Ак-су-дере. До сих пор по правому краю расширяющейся долины действует канава старинного арыка, по которому и течет ещё некоторое расстояние вода Сары-бия ...

ВИДЕО 25 февраля 2018 года

Помимо воды из-под каптажа, был активен дикий, весенний выход воды, находящийся чуть выше в корнях деревьев. Оба выхода образовывали собственные короткие ручейки, сливающиеся в общий ручей. Он, в свою очередь сливался с ручьём, текшим по руслу оврага.  Его ток начинался метрах в 50 выше каптажа просто из белого мергеля в тальвеге русла. Летом, ничего такого, не увидишь!

ФОТО февраль 2018 г.
Название родника Сары-бий известно с ханских времён.
Родник Сары-бий фигурирует в ярлыках крымских ханов XVII века, выданных жителям Чуфут-Кале. В переводе на русский язык они были изданы З.А. Фирковичем в "Сборник старинных грамот и узаконений Российской Империи касательно прав и состояния русско-подданных караимов", СПб, 1890 г. Составитель и автор переводов, профессор В.Д. Смирнов, объясняет назначение ярлыка, приводит копию оригинала на арабском и даёт перевод:
"Ярлык Инайет-Герай-хана I, данный Караимам Чуфут-Калэ, подтверждающий их права владения на пахотные и выгонные земли, лежащие в окрестностях ханской столицы Бакчэ-Сарая, на которые простёрли свой захват другие люди, не принадлежащее к Караимскому обществу Чуфут-Калэ.
Перевод
Я Инайет-Герай-хан бен Гази-Герай-хан говорю. Причина написания хаканского ярлыка такова. Предъявители высочайшего ярлыка, иудейский народ (Чуфутъ-) Кале, прийдя к Счастливой Двери Моей и подав просьбу, заявили, что общественные наши выгоны состоящих под сенью Нашего правительственного владычества жителей Бакчэ-Сарая, и Салачика, и Майрема и упомянутого Калэ, идущие от Тэпэ-Кермана с южной стороны Кемаль-Чокраком до Калэ и до источника Сары-Бия. а с запада до пограничного столба Рамазан-Саласы, до нагорья Папас-Чокрака — до Кальена и, входом Кыз-Керман, до Калэ, и до передней стороны реки Качи — Бишик-Дага и Юсуф-Чокрака, от времен великих дедов и почтенных отцов Наших доныне были совместными этих (жителей) выгонами. ...
Писано в начале месяца священного мухаррема 1045 года (июня 17-го 1635) года.
Сары-бий также упоминается и в ярлыках последующих крымских ханов 1642, 1679, 1699 гг.
Возможно, название источника связано с именем собственным некоего Сары-бия, бея. Он мог быть владельцем земли в окрестностях родника. В ИТУАК № 47 за 1912 опубликованы переводы несколько ханских ярлыков и грамот с перечислением жителей Кыркиера и Бешлыка:
"ХII. Председатель Комиссии предъявил девять документов на татарском языке, пожертвованных, при посредстве члена Коммиссии Аблякима Куламет оглу, Кадыр беем Яшлавским для музея Комиссии: 1. Ярлык Хаджи Гирея хана ... 2. Ярлык того же Хаджи-Гирея хана ...
3. Копия грамоты хана (имени нет), 883 года. Этой грамотой, данной жителям-старожилам Кыркиора и Бешлыка мусульманам: Абдула Хатибу, Аджи Ходжа, Мамуту Аджи, Хаджи Амету, Аджи Богатыру, Аджи Омеру, Фир Асану, Мустафе, Тадус-Эддипу, Аджа Сулейману, Шейх Магомету, евреям: Моэллим Шоломе, Этви Илье, Паша Хулани, Моше, Ильясу Исааку, Ибраиму, армянам: Тавке, барону Киркору, Кенджели Мердану, Улубею, Сарыбею в том, что хан обязуется под клятвой ни им ни их обществам и имуществу не причинят в мирное время никакого вреда, а если не исполнит клятвы, то разведется с женою. Они же клялись не пускать в Кыркиор ни сына хана Саадет Гирея (из Астрахани), ни сына Хаджи Гирея."
Год 883 по Хиджре, это период 1478-1479 годов.
Некий фонтан вблизи деревни Шуры и Тепе-Кермен отмечен А.И. Маркевичем в докладе, опубликованном в Известиях ТУАК №29 за 1889 г. Загадка, где он находился:
"Деревня Шуры.
... Несколько далее, вблизи горы Тепе-Кермен, против фонтана, на земле г. Кефели находятся следы церкви и кладбище с надгробными плитами. Надписей нет. То или предыдущее кладбище имел в виду Кеппен, говоря: "от деревни Шуры к Тепе-Кермену едешь мимо балки Сарбай, где было греческое кладбище, как можно заключать по находящимся там большим каменным плитам" ?"
Может это был придорожный фонтан с водой из Сары-Бия?
В 1844-1898 году Симферопольским Уездным земским Собранием начал рассматриваться вопрос о постройке Биясальской дороги из дер. Бия-Салы в Бахчисарай. К 1901 г. от изначального проекта дороги через Анастасиевский скит Успенского монастыря пришлось отказаться из-за несогласия архимандрита Исидора на проведение дороги по их земле. Решено было строить дорогу через дер. Шуры и Татаркой по местности Кая-Арасы с выходом к саду Чубукчи на спуск в Бахчисарай. Расчёт сметы показал большие затраты из-за крутого подъёма и вопрос отложили ещё на год. Также решено было продолжить переговоры с монастырём. Кроме того, планировалась постройка дорожной казармы для шоссейного сторожа, избрав место по средине пути на земле г. Кефели вблизи фонтана.
В 1902 году появился третий вариант пути: от Биязсалы через местность Сары-Бей до предместья Бахчисарая Салачик протяжением 11 верст 388 пог. саженей и шириною 3-4 сажени. На шоссировку планировалось использовать битый щебень из местного камня.
Эти планы нашли отражение в документах "Постановления Симферопольского Уездного земского Собрания" за 1897, 1901 и 1902 гг.

В изданиях по геологии и гидрогеологии времён СССР по отношению к балке и источнику использовалось название Аксу-дере. Так балка была обозначена на картах 1842 и 1855 гг. - "Акъ су дере".

ПРОДОЛЖЕНИЕ СМ. СТРАНИЧКУ РОДНИК САРЫ-БИЙ ВЕРХНИЙ

Другие источники воды поблизости:
1. Родник в гроте Черепаха
2. Монастырский источник в Марьям-дере
3. Родник Коян-сала в балке Кояс-джилга
4. Родник на ЮВ задворках Машино
5. Родник у мыса Тугай-бахчи
___________________________________
© espace, 2009 - 2013
© SL, 2016 май, 2018 февраль
© SL, Моя коллекция родников Крыма
второй, дикий выход воды чуть выше каптажа
вода самого каптажа - 25 февраля 2018 г.
водные потоки родников Сары-бий 25 февраля 2018 г.
ФОТО май 2016 г.