Название Сары-бий известно с ханских времён.
Родник Сары-бий фигурирует в ярлыках крымских ханов XVII века, выданных жителям Чуфут-Кале. В переводе на русский язык они были изданы З.А. Фирковичем в "Сборник старинных грамот и узаконений Российской Империи касательно прав и состояния русско-подданных караимов", СПб, 1890 г. Составитель и автор переводов, профессор В.Д. Смирнов, объясняет назначение ярлыка, приводит копию оригинала на арабском и даёт перевод:
"Ярлык Инайет-Герай-хана I, данный Караимам Чуфут-Калэ, подтверждающий их права владения на пахотные и выгонные земли, лежащие в окрестностях ханской столицы Бакчэ-Сарая, на которые простёрли свой захват другие люди, не принадлежащее к Караимскому обществу Чуфут-Калэ.
Перевод
Я Инайет-Герай-хан бен Гази-Герай-хан говорю. Причина написания хаканского ярлыка такова. Предъявители высочайшего ярлыка, иудейский народ (Чуфутъ-) Кале, прийдя к Счастливой Двери Моей и подав просьбу, заявили, что общественные наши выгоны состоящих под сенью Нашего правительственного владычества жителей Бакчэ-Сарая, и Салачика, и Майрема и упомянутого Калэ, идущие от Тэпэ-Кермана с южной стороны Кемаль-Чокраком до Калэ и до источника Сары-Бия. а с запада до пограничного столба Рамазан-Саласы, до нагорья Папас-Чокрака — до Кальена и, входом Кыз-Керман, до Калэ, и до передней стороны реки Качи — Бишик-Дага и Юсуф-Чокрака, от времен великих дедов и почтенных отцов Наших доныне были совместными этих (жителей) выгонами. ...
Писано в начале месяца священного мухаррема 1045 года (июня 17-го 1635) года.
Сары-бий также упоминается и в ярлыках последующих крымских ханов 1642, 1679, 1699 гг.
Возможно, название источника связано с именем собственным некоего Сары-бия, бея. Он мог быть владельцем земли в окрестностях родника.
Некий фонтан вблизи деревни Шуры отмечен А.И. Маркевичем в докладе, опубликованном в Известиях ТУАК №29 за 1889 г.:
"Деревня Шуры.
... Несколько далее, вблизи горы Тепе-Кермен, против фонтана, на земле г. Кефели находятся следы церкви и кладбище с надгробными плитами. Надписей нет. То или предыдущее кладбище имел в виду Кеппен, говоря: "от деревни Шуры к Тепе-Кермену едешь мимо балки Сарбай, где было греческое кладбище, как можно заключать по находящимся там большим каменным плитам" ?"
Археолог Н.И. Репников в рукописи "Материалы к археологической карте Юго-Западного нагорья Крыма" 1939-40 гг., цитируя Кеппена и Маркевича, добавляет ориентир:
"... К северу от поселения, вблизи Тепе-Кермена, против фонтана на земле быв. Кефели ..."
Другие источники воды поблизости:
___________________________________
© espace, 2009 - 2013
© SL, 2016 май, 2018 февраль